Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства

12 Апр 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения 4

3. Порядок исчисления и уплаты налога 6

2. Объект и налоговая база 7

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Наряду с общепринятой (традиционной) системой налогообложения действует упрощенная система, и переход к ее применению осуществляется на добровольной основе.

Ранее данный вид налогообложения регулировался Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространялось на индивидуальных предпринимателей с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором им подано заявление о применении данной системы, совокупный размер валовой выручки не превысил сумму 100000-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ, на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

Официальным документом, удостоверяющим право применения индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, являлся патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет. Выплата годовой стоимости патента осуществлялась ежеквартально с распределением платежей, устанавливаемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В настоящее время порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и не требуют принятия каких-либо иных законов.

1. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения

Упрощенная система налогообложения. Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения введен с 1 января 2003 г. (глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» части второй Налогового кодекса). Этот специальный налоговый режим сменил применявшуюся ранее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налогов на прибыль организаций, с продаж, на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением «таможенного» .

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налогов на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), с продаж, на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию России. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).

Не могут применять упрощенную систему налогообложения следующие лица:

1. организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2. банки;

3. страховщики;

4. негосударственные пенсионные фонды;

5. инвестиционные фонды;

6. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7. ломбарды;

8. организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, и др.

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. В нем они сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, за исключением некоторых случаев.

2. Объект и налоговая база

Объектом налогообложения с 1 января 2005 г. для всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, является доход, уменьшенный на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя. Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Кроме того, налогоплательщики должны подавать налоговую декларацию и обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются ФНС России.

Особенности исчисления налоговой базы установлены при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения и с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.

3. Порядок исчисления и уплаты налога

Как установлено ст. 52 "Порядок исчисления налога" НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Статьей 52 НК РФ также установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Налог, как установлено п. 1 статьи 346.21 НК РФ, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно п. 2 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет сумму налога по итогам налогового периода.

Пункты 3 и 4 статьи 346.21 НК РФ устанавливают различный порядок исчисления налога и квартальных авансовых платежей по налогу в зависимости от того, какой объект налогообложения выбран налогоплательщиком - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

В обоих случаях налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу:

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы - исходя из ставки налога 6% и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ);

в случае если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, - исходя из ставки налога 15% и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).

Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, в соответствии с абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

На налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, положения абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ не распространяются, т.к. такие налогоплательщики в соответствии с п. 1 ст. 346.16 НК РФ на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (подп. 6 п. 1 ст. 346.16) и на расходы по обязательному пенсионному страхованию (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) уменьшают полученные доходы.

В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы.

МНС России в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ давало следующие разъяснения по применению положений абз. 2 п. 3 статьи 346.21 НК РФ:

при применении данного положения следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. №190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, и средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.

Таким образом, в целях исчисления единого налога под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату своим работникам пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации.

Там же, в п. 23 Методических рекомендаций МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ, МНС России привело следующий пример:

Налогоплательщиком по итогам отчетного периода исчислен квартальный авансовый платеж по единому налогу в сумме 5000 руб. За этот же отчетный период сумма уплачиваемых им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 2700 руб., а сумма выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности - 1350 руб.

В этом случае налогоплательщик вправе уменьшить сумму исчисленного за отчетный период квартального авансового платежа по единому налогу лишь на 2500 руб. уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ((5000 руб. x 50 / 100) < 2700 руб.) и на всю сумму выплаченных своим работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Общая сумма платежей за отчетный период составит 3850 руб., в том числе:

сумма квартального авансового платежа по единому налогу - 1150 руб. (5000 - 2500 - 1350);

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 2700 руб.

Порядок, установленный статьей 346.21 НК РФ, предусматривает исчисление и уплату квартальных авансовых платежей по налогу.

Согласно п. 5 статьи 346.21 НК РФ уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Следует отметить, что согласно п. 16 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, направленного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" НК РФ.

Из приведенной правовой позиции исходит и судебная арбитражная практика при рассмотрении споров, связанных со взысканием штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ, за неуплату или неполную уплату квартальных авансовых платежей по налогу при применении упрощенной системы налогообложения. В частности, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19 февраля 2004 г. по делу №А74-3288/03-К2-Ф02-348/04-С1указал следующее: законодатель разграничил понятия авансового платежа и суммы налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и установил различные сроки их уплаты по итогам отчетного и налогового периода; статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика за неуплату или неполную уплату сумм налога, определенного по окончании налогового периода. Названная норма не предусматривает ответственности за неполную уплату авансовых платежей по налогу.

Пунктом 6 статьи 346.21 НК РФ установлено, что уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится:

• организацией - по месту своего нахождения;

• индивидуальным предпринимателем - по месту своего жительства.

Статья 57 "Сроки уплаты налогов и сборов" НК РФ содержит следующие общие положения о сроках уплаты налогов и сборов:

сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ (п. 1);

при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 2);

сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Налоговым кодексом РФ применительно к каждому такому действию (п. 3).

Пункт 7 статьи 346.21 НК РФ устанавливает сроки уплаты налога и квартальных авансовых платежей по налогу:

налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период п. 1 ст. 346.23 НК РФ, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Следует отметить, что установленный п. 7 статьи 346.21 НК РФ срок уплаты налога не подлежал применению при уплате единого налога, предусмотренного ранее действовавшим Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", по итогам 2002 г. (согласно п. 7 ст. 5 названного Закона единый налог уплачивается в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным). Такую правовую позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 1 декабря 2003 г. по делу №А21-3833/03-С1.

Основные положения об исполнении обязанности по уплате налога содержатся в ст. 45 "Исполнение обязанности по уплате налога или сбора" НК РФ, среди которых целесообразно привести следующие:

• обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно;

• неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога;

• в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 47 и 48 НК РФ;

• взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ;

• обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований;

• обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

• обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте;

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Заключение

Итак, порядок применения упрощенной системы налогообложения регулируется гл. 26.2 части второй Налогового кодекса РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и не требуют принятия каких-либо иных законов.

В целом при применении упрощенной системы налогообложения значительно снижается налоговая нагрузка. Применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предпринимателя на налоговый период (календарный год).

Также налогоплательщики освобождаются от уплаты единого социального налога, но производят уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Застрахованными лицами являются сам предприниматель, а также те лица, которые работают у него по трудовому контракту или договору подряда. На суммы, выплачиваемые предпринимателем по трудовым договорам, начисляются и уплачиваются в Пенсионный фонд 14% страховых взносов. На суммы, выплачиваемые по договорам подряда, органы Пенсионного фонда также требуют начисления 14% страховых взносов. Однако в Законе об обязательном пенсионном страховании не установлен тариф страхового взноса на случай выплат по гражданским договорам подряда. Тариф в 14% установлен только в случае выплат работодателями, т.е. исключительно по трудовым договорам. По моему мнению, в данном случае налицо пример неурегулированности законом рассматриваемых общественных отношений.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ с комментариями. – М.: Инфра-М., 2006.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая и вторая. – М.: Норма, 2006.

3. Волочкова Н.М. Финансовое право. – М.: Дело, 2006.

4. Грачева Н. Финансовое право России. – М.: Норма, 2005.

5. Гущин В.В. Российское предпринимательское право. – М.: Эксмо, 2005.

6. Комментарий к части первой и второй налогового кодекса РФ / Под ред. А.М.Эрделевского. – М.: Инфра-М, 2006.

7. Парыгина В.А. Финансовое право России. – М.: Эксмо, 2006.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(13.3 KiB, 35 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!