Управление внутренними делами. Содержание и сущность общественного порядка и общественной безопасности

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Термином «внутренние дела» обозначается одна из сфер деятельности государства по обеспечению и охране общественного порядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан, осуществлению лицензионно–разрешительной системы и др.

Система управления внутренними делами состоит из: субъекта управления, объекта управления, прямых и обратных связей.

Субъектами управления в сфере внутренних дел являются органы государства и их должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями; общественные объединения и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций управления в сфере внутренних дел; граждане, участвующие в охране общественного порядка.

Объектами управления в сфере внутренних дел являются: граждане, группы–коллективы людей, государственные органы и их служащие, общественные объединения и их представители.

Прямые и обратные связи между субъектами и объектами управления выражаются, с одной стороны, в исходящих от субъекта управления командах, имеющих властный характер и обязательных для исполнения, а с другой – поступающих от объекта управления информации, характеризующей его состояние, сведений о выполнении или невыполнении команд субъекта управления.

Содержание управления в сфере внутренних дел составляет деятельность по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами.

Основная цель управления в сфере внутренних дел – обеспечение законности и правопорядка, охрана прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Управление внутренними делами как разновидность социального управления дифференцируется на ряд функций, под которым понимаются определенные направления деятельности по выполнению задач управления.

Функции управления подразделяются на:

а) общие – характерны для всей системе управления в целом и отдельным ее звеньям – это прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, учет;

б) специальные (основные) – оказывают организующее воздействие на отдельные сферы социальной деятельности, что способствует выполнению различных видов работ в этих сферах. Через них непосредственно реализуются цели и задачи субъектов управления. К специальным функциям управления в сфере внутренних дел относятся:

– охрана жизни, прав, свобод граждан от преступных посягательств, а также охрана общественного порядка;

– предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений;

– охрана собственности;

– устранение причин и условий, порождающих преступность;

– раскрытие преступлений, розыск преступников;

в) обеспечивающие (обслуживают процесс реализации общих и специальных функций) – это кадровая, финансовая, материально–техническая, делопроизводство и др.

Управление в сфере внутренних дел осуществляется в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационная работа); материально–технические операции; нормотворческая деятельность; правоприменительная (регулятивная и правоохранительная) деятельность.

Управленческая деятельность осуществляется как внутри самой системы органов внутренних дел, так и во внешней среде, сфере ее деятельности, во взаимоотношениях с органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями , должностными лицами и гражданами.

Управление внутренними делами является одной из сфер государственного управления. Оно обладает общими для всей системы государственного управления чертами и принципами, однако их реализация имеет свои особенности, обусловленные спецификой общественных отношений, складывающихся в сфере внутренних дел, ее правоохранительным характером, целями и сущностью управления.

Управление в сфере внутренних дел направлено на претворение в жизнь законов и подзаконных актов; профилактику правонарушений; создание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права и общечеловеческим нормам морали.

Многие субъекты управления в сфере внутренних дел выступают в качестве представителей власти, наделенных правом давать в пределах своих полномочий распоряжения, предъявлять требования, обязательные для всех граждан и должностных лиц. Они обладают полномочиями по применению мер административного принуждения (административно-предупредительных мер, мер административного пресечения и административно-процессуального обеспечения и административных взысканий). Ряд субъектов могут совершать оперативно-розыскные, уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные действия.

Управленческие отношения в сфере внутренних дел преимущественно являются отношениями власти–подчинения. Вместе с тем существуют многочисленные отношения, характеризующиеся равенством их участников. Например, отношения органов внутренних дел с иными государственными органами, с которыми осуществляется взаимодействие в охране общественного порядка и укреплении законности, с добровольными народными дружинами и другими общественными формированиями, участвующими в охране правопорядка.

На основании вышеизложенного можно сформулировать следующее определение государственного управления в сфере дел внутренних – это целенаправленная, организующая, исполнительная и распорядительная деятельность уполномоченных субъектов управления, состоящая в непосредственной, практической реализации задач и функций государства в сфере внутренних дел.

Сущность управления в области внутренних дел и его специфика состоят в том, что в его процессе осуществляется непосредственная охрана прав и свобод граждан, а также обеспечиваются общественный порядок и общественная безопасность.

Особое внимание следует обратить на понятие и сущность общественного порядка, правопорядка, общественной безопасности и личной безопасности граждан, соотношение общественного порядка и общественной безопасности.

Общественный порядок и общественная безопасность.

Общественный порядок. Государство возникает из необходимости создать в обществе порядок, чтобы жизнь людей проходила в условиях безопасности и благосостояния. Исторический опыт показывает, что производство материальных и культурно–духовных благ требуют определенного общественного порядка, который может в основном обеспечить лишь государство. Охрана общественного порядка представляет собой важную функцию органов исполнительной власти. В настоящее время категория общественного порядка приобретает особую актуальность, поскольку значительная часть преступлений и проступков совершается в общественных местах и посягает прямо или косвенно на общественный порядок.

Общественный порядок как политико-правовая категория означает социальную благоустроенность и организованность всего общества, охватывает все сферы общественных отношений. Основу общественного порядка в широком смысле составляет правопорядок: порядок в семье, трудовом коллективе, аппарате государственного управления, общественных местах, в экономике и финансовом хозяйстве и т. д. Подобный порядок характеризуется определенной устойчивостью и известной гармонией между людьми. Стихийные бедствия, войны, массовые беспорядки на улицах, и высокий уровень преступности нарушают общественный порядок как политико-правовое и экономическое состояние общества и могут потрясти государство в целом.

Таким образом, любой способ производства материальных благ требует упрочения социальных связей и общественных отношений, без которого немыслима совместная и целеустремленная производственная и иная социальная деятельность людей.

Общественный порядок складывается из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их сознательной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) формирует общественный порядок, активно влияет на общественные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.

Под общественным порядком как социально–правовой категорией понимается обусловленная потребностями общества система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющая целью обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий труда и отдыха людей, для деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

Для уяснения этого понятия необходимо проанализировать образующие его элементы: 1) средства регулирования; 2) цели установления и поддержания; 3) содержание общественных отношений; 4) реальные гарантии прочности.

Средствами регулирования общественного порядка являются правовые нормы и правила общежития не правового характера (нормы морали, обычаи, правила культуры поведения).

Правовыми нормами государство устанавливает обязательные для всех правила поведения в общественных местах, вводит запреты на совершение определенных действий, устанавливает ответственность за правонарушения, определяет задачи, полномочия, формы и методы деятельности органов государства, их должностных лиц и общественных организаций по охране общественного порядка.

В регулировании общественного порядка наряду с нормами права большое значение имеют нормы морали, правила культуры общения и поведения, обычаи и иные правила общежития неправового характера. Они закрепляют общепризнанные образцы и типичные формы поведения, основанные на товарищеских отношениях, уважении к обществу, поддерживаемые личными убеждениями, традицией, силой общественного мнения и воздействия.

Цели установления и поддержания общественного порядка состоят в создании благоприятных условий для нормального функционирования государственных и общественных организаций, труда и отдыха граждан, в обеспечении общественного спокойствия, уважения к обществу и общественной нравственности, чести и достоинству личности.

Содержание общественного порядка составляет система общественных отношений, складывающихся в результате исполнения и соблюдения норм права и правил общежития. Общественный порядок составляют не сами социальные нормы, а фактически складывающиеся на их основе общественные отношения. В зависимости от вида регулирующих норм эти отношения могут быть правовыми и неправовыми.

Основу содержания общественного порядка составляют процессы общения в сфере быта и отдыха людей. Отношения в области общественного порядка характеризуются, как правило, действиями и поступками отдельных лиц или небольших групп людей, когда эти действия и поступки не связаны с целесообразной коллективной деятельностью, служебными или иными трудовыми правоотношениями.

Поскольку рассматриваемое понятие связано с местом, где складываются общественные отношения между людьми, то возникает вопрос о том, что следует понимать под общественным местом. В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. Однако в нем содержится примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты и другие общественные места.

К общественным местам в литературе принято относить места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей, ибо нарушение правил поведения в местах общения людей одной личностью затрагивает интересы другой личности, группы людей, общества. Этим, в частности, объясняется тот факт, что одно и то же деяние, совершенное в общественном месте, рассматривается как правонарушение и влечет юридическую ответственность (скажем, распитие спиртных напитков на улице, в парке и т. п.), совершенное вне общественного места, к числу правонарушений не относится.

Ведущее место в правовом регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит конституционным нормам, которые возлагают на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Важная роль в регулировании отношений в сфере общественного порядка принадлежит нормам законов и иных актов органов государственной власти, направленных на обеспечение общественного порядка .

Нормы, регулирующие отношения в сфере общественного порядка, содержатся также в уголовном и ином законодательстве. Они содержатся в нормативных указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, в законах и других актах органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления.

Общественные места подразделяются на: постоянные, периодические и эпизодические.

К первой группе относятся общественные места, доступ в которые открыт в любое время: улицы, бульвары, площади, скверы, дворы жилых домов, вокзалы, посадочные платформы и т. д.

Вторую группу составляют помещения, предназначенные для обслуживания населения в определенные часы: социально–культурные учреждения, общественный транспорт, предприятия торговли, общественного питания, бытовых услуг, спортивные сооружения. С точки зрения охраны общественного порядка общественными местами они являются только во время работы по назначению.

К третьей группе относятся места, в которых общение людей носит эпизодический характер. Например, луг, поляна, лесной массив за чертой населенного пунктаво время культурно–массовых мероприятий. Как и в предыдущем случае, в качестве общественных мест их следует рассматривать лишь в период проведения конкретного массового мероприятия.

Однако было бы неправильным ограничивать общественный порядок только рамками общественных мест. Главным здесь является не место возникновения общественных отношений, а их социальное назначение, цель, ради которой они закрепляются нормами права и иными социальными нормами. Поэтому хулиганство в отдельной квартире также считается посягательством на общественный порядок.

Таким образом, наряду с отношениями, складывающимися в общественных местах, понятием общественного порядка охватываются отношения, возникающие и развивающиеся вне этих мест, но по своему характеру связанные с обеспечением общественного спокойствия, созданием нормальных условий для деятельности государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, охраны их чести и достоинства.

Реальными гарантиями прочности общественного порядка является демократизм, соответствие правил общественного порядка интересам всех слоев населения, убежденность граждан в их справедливости и целесообразности, неуклонный рост культуры и сознательности граждан. Поэтому общественный порядок здесь характеризуется устойчивостью, добровольным и сознательным соблюдением установленных правил подавляющим большинством граждан, их активным участием в поддержании порядка.

Общественная безопасность. Общественный порядок тесно связан с другой сферой жизни общества – общественной безопасностью, которую призваны обеспечивать органы государства и в особенности органы внутренних дел, полиция.

Общественная безопасность отличается от общественного порядка по своим целям, охраняемым объектам, источникам предотвращаемой угрозы, средствами регулирования, содержанию отношений.

Основные объекты безопасности: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В понятии общественной безопасности можно выделить следующие элементы: содержание, цель обеспечения, средства регулирования.

Содержание общественной безопасности составляет система волевых общественных отношений, связанных с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества.

К сфере общественной безопасности относятся те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Общественная безопасность связана с проявлением негативных свойств источников повышенной опасности при неправильном пользовании ими. Она включает в себя отношения людей, связанные с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов; правил производства строительных и ремонтных работ в общественных местах; правил противопожарной безопасности; правил борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и эпизоотиями; правил пользования предметами, подпадающими под лицензионно–разрешительную систему (например, правил при обретения, хранения, перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, правил приобретения и хранения взрывчатых материалов, правил открытия и функционирования объектов, где они обращаются, и др.).

Отношения в области общественной безопасности имеют цель предотвращать и устранять опасные ситуации, создающие угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу, не допускать повреждений или разрушений предприятий, жилищ, машин и других объектов. Они характеризуются специфическими источниками опасности, в качестве которых выступает прежде всего деятельность, связанная с движением транспорта (автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного), эксплуатацией промышленных предприятий, выполнением горных и строительных работ, использованием ядов, взрывчатых и пожароопасных материалов, радиоактивных изотопов, оружия, боеприпасов и других предметов и веществ, которые в процессе пользования ими представляют опасность для жизни и здоровья человека, могут нанести вред окружающей среде. Угрозу общественной безопасности создают также стихийные явления природы: наводнения, землетрясения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, пожары, возникающие в результате удара молнии, и т. п. Исходя из этого можно выделить следующие источники общественных отношений, складывающихся в сфере общественной безопасности:

– машины, приборы, механизмы, другие технические средства, технологические процессы;

– стихийные силы природы; наводнения, землетрясения, ураганы и иные природные явления, возникающие независимо от воли и сознания людей:

– вещества и предметы, подпадающие под так называемую разрешительную систему: оружие, боеприпасы, ядовитые, взрывчатые и радиоактивные вещества;

– действия или бездействия физических лиц, создающие реальную угрозу жизни и здоровью людей, материальным и духовным ценностям.

Таким образом, цель обеспечения общественной безопасности – предотвращение и устранение какой либо угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде и материальным ценностям, исходящей от источников повышенной опасности.

Средства регулирования отношений, складывающихся в сфере общественной безопасности, имеют свои особенности. В их основе лежат технические правила, определяющие приемы (способы) воздействия человека на орудия труда, средства производства и силы природы. Эти правила вырабатываются в результате познания объективных законов природы на основе выводов технических, биологических, медицинских и других естественных наук. Государство придает им обязательный характер, устанавливая посредством правовых норм порядок совершения конкретных действий по отношению к определенным предметам материального мира или явлениям природы и поддержания их в безопасном для людей состоянии. Такие нормы в полной мере сохраняя свое техническое содержание, приобретают одновременно качества юридических норм, становятся технико-юридическими нормами. В качестве примера можно назвать правила об охране труда и техники безопасности, правила пожарной безопасности, правила дорожного движения. Содержащиеся в них нормы распространяются на всех лиц, использующих соответствующие источники повышенной опасности.

Из этого можно сделать вывод, что средствами регулирования связей в области общественной безопасности являются технико-юридические нормы, определяющие порядок безопасного для общества обращения людей с орудиями труда, средствами производства и силами природы. Исходя из чрезвычайной опасности нарушения этих норм, законодатель установил строгую ответственность за такие нарушения, вплоть до уголовно-правовой.

Спецификой общественной безопасности обусловлены особенности методов ее обеспечения. Большое значение здесь должно придаваться организационной работе по строжайшему соблюдению норм, направленных на обеспечение общественной безопасности, надзору за их выполнением, своевременному пресечению малейших отступлений от них, проведению профилактических мероприятий. Не менее важно обеспечить правовой режим разрешительной системы, сущность которого состоит в обязательном получении от уполномоченных органов государства разрешений на владение и пользование источниками повышенной опасности.

Под общественной безопасностью понимается система регулируемых технико-юридическими правовыми нормами (юридическими, техническими, организационными) общественных отношений, связанных с предотвращением или ликвидацией опасных и вредных для жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей среды последствий, которые могут наступить в результате стихийных сил природы или деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих.

Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности.

Однако, несмотря на тесную взаимосвязь, рассматриваемые сферы не тождественны. Они объединяют различные группы общественных отношений, регулируемые нормами и правилами. В связи с этим законодательство об административных правонарушениях устанавливает дифференцированную ответственность за правонарушения в сфере общественного порядка и в сфере общественной безопасности. Так, гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях включает в себя составы правонарушений, посягающие на общественный порядок. Правонарушения, посягающие на общественную безопасность, содержатся в ряде глав Кодекса, например, нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ влечет ответственность, предусмотренную ст. 9.6 гл. 9 Кодекса, ст. 11.16 гл. 11 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте.

Систему мер по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, т.е. принятие компетентными органами законодательных ииных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов.

Существуют различные способы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В зависимости от специфики правового регулирования общественных отношений в рассматриваемых сферах и характера мер, посредством которых охраняется общественный порядок и обеспечивается общественная безопасность, различаются следующие способы охраны: административно-правовой, оперативно-розыскной и гражданско-правовой.

Административно–правовая охрана общественного порядка и обеспечения общественной безопасности осуществляется посредством применения мер нормотворческого и организационного характера, мер административного воздействия по предупреждению и пресечению правонарушений в указанных сферах и применения к нарушителям административных взысканий.

Оперативно–розыскная охрана общественного порядка и общественной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством с помощью оперативно–розыскных мероприятий, для предотвращения и раскрытия преступлений, совершаемых в рассматриваемых сферах, а также розыска и задержания лиц, скрывающихся от суда и следствия, преступников.

Гражданско-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности заключается в применении гражданско-правовых средств, направленных на охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций от правонарушений, связанных с причинением морального или материального ущерба.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обусловливает существование ряда организационно–правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых государственными органами во взаимодействии с общественными формированиями в этих сферах.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!