Управление процессом экологического образования в ДОУ

Вопросы

  1. Назначение руководителей дошкольного учреждения в управлении экологическим образованием. Планирование цели и задач экологического образования.
  2. Содержание оперативного управления проблемой:
    • Деятельность руководителя и педагогов, направленная на создание экологической среды, отражение ее в годовом плане;
    • Формы повышения экологической культуры педагогов;
    • Формы и методы экологической деятельности с семьей;
    • Технологии экологического образования детей.
  3. Диагностика экологического развития детей. Задачи диагностики. Методы диагностики, используемые в теории экологического образования. Критерии усвоения программы. Педагогические выводы и практические предложения.

 

 

  1. Назначение руководителей дошкольного учреждения в управлении экологическим образованием. Планирование цели и задач экологического образования.

Организационно-управленческая деятельность заведующей детского сада, занимающегося экологическим воспитани­ем детей, - это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к нужному результату.

Главный «идеолог» всей работы - заведующая детским садом - своевременно ставит и осуществляет организационно-содержательные задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмо­сферу всеобщей заинтересованности в работе.

Роль руководителя ДОУ.

  • организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;
  • накапливание и систематизация учебно-наглядного, методиче­ского материала и оборудования;
  • проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;
  • пропаганда экологических знаний среди родителей, индивиду­альная работа с семьей;
  • установление связей с различными учреждениями (школой, обще­ством охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования.

Руководитель ДОУ осуществляет организацию деятельности эколога, медсестры, врача, воспитателей, методиста, психолога и др.

Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результатив­ность - это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций.

  1. Содержание оперативного управления проблемой

 

  • Деятельность руководителя и педагогов, направленная на создание экологической среды, отражение ее в годовом плане;

Система работы заведующей, методиста и воспитателей должна включать уточнение, а для некоторых работников приобретение вновь знаний об экологии как науке, овладение экологическими понятия­ми, расширение знаний об экологическом состоянии своего района, города, региона; воспитание убеждения, что именно с дошкольного возраста нужно закладывать ос­новы экологической культуры и поведения и этим вно­сить свой вклад в решение насущной проблемы. Убеж­дение поможет педагогам овладеть методикой экологи­ческого воспитания и вести поиск путей ее совершенст­вования.

Заведующая дошкольным учреждением свою актив­ность может проявлять:

  • в постоянном улучшении условий для экологического воспитания детей: озеленении территории и здания, оборудовании и оснащении специализированных объектов природы — кабинета или музея экологии, зимнего сада, теплицы, площадки природы, экологической тропы. При этом имеет значение не количественное наращивание экологически значимых объектов, а их совершенствование: воспитателю должно быть удобно использовать их в педагогическом процессе, а детям легко вступать в контакт с объектами природы;
  • в завязывании и установлении контактов с различны­ми учреждениями для содержательного и взаимовыгодного сотрудничества;
  • в поиске организационно-управленческих форм и меха­низмов поддержания в педагогическом коллективе высо­кого тонуса, атмосферы озабоченности экологическими проблемами, общей заинтересованности в вопросах экологического воспитания, проведения в жизнь детского сада личностно-ориентированной модели воспитания детей.

Воспитатель реально заботится о детях и воспитывает их; создает благоприятную обстановку в группе, атмосферу дружеского взаимодействия взрослых и детей, осуществляют личное общение с дошкольниками и их родителями. Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией, воспитатель создает обогащенную зеленую зону в группе, следит за эколого-оздоровительными условиями проживания детей, осуществляет постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности и дает пример экологически правильного поведения, взаимодействуя со всеми живыми объектами, которые находятся рядом с детьми.

Для работы над си­стемой по экологическому образованию и воспитанию взрослых и детей необходимо опреде­лить задачи и разработать перспективный план работы на год, включающий разделы работы с детьми, с педколлективом, с родителями, школой, созда­ние материальной базы.

Перед педколлективом ставятся кон­кретные задачи: более эффективно использовать про­гулки, этические беседы, развлечения, организацию тру­да детей для экологического воспитания. Для этого раз­рабатывать варианты организации наблюдений с при­менением игровых персонажей, сюрпризов, проблемных ситуаций, игр с летающими и плавающими игрушками, конспекты этических бесед, литературных утренников, соревнований. Особое внимание уделяется в планировании организации труда детей по уходу за растениями и жи­вотными в группе и на участке. Учитывая особенности окру­жающей ДОУ природы, включать в план проведение целевых прогулок и экскурсий в лес, на станцию юннатов, в кра­еведческий музей, зоопарк и т. д.

Для работы с родителями планируются разные формы: групповые собрания и конференция, от­крытые занятия с детьми, консультации, конкурсы, вы­ставки детских рисунков, поделок, плакатов. Особое вни­мание   уделяется оформлению советов для родителей. В советах должны быть не общеизвестные истины, а ответы на актуальные, интересующие родите­лей вопросы. Обсуждаются  требования к советам: раскры­вать суть экологического воспитания, учитывать приро­ду и состояние ее в микрорайоне, реальные возможно­сти молодой семьи, излагать доступно, красочно оформ­лять.

В перспективном плане фиксируется работа с другими образовательными учреждениями по экологическому образованию.

 

  • Формы повышения экологической культуры педагогов.

Работа с педколлективом  по повышению их экологической культуры следующими формами: педсовет на тему «Экологическое воспитание детей — начальное звено экологического об­разования людей», семинар, состоящий из трех занятий, посвященных обсуждению методической литературы и опубликованного опыта работы по экологическому вос­питанию, открытый просмотр работы воспитателей с детьми (организация наблюдений на прогулках, этиче­ских бесед, развлечений), консультации, конкурсы (на­пример, создание условий для обитателей уголка приро­ды с учетом их биологических особенностей; советы ро­дителям по экологическому воспитанию детей), экскур­сии с целью расширения знаний о природе родного края, выставки (например, литературы, плакатов по охране природы), соревнования (КВН «Что мы знаем о приро­де родного края» с участием всех сотрудников детского сада), игры («Что?Где?Когда?», «Алло, справочное экологическое бюро», «Экологическая гостиная».

Для определения пробелов  в знаниях широко используются анкетирование педагогов по вопросам экологии и экологического воспитания детей. На основе анкет планируется дальнейшая методическая работа коллектива.

Для повышения экологической грамотности воспитателей возможно проведение викторин, которые позволят заинтересовать их экологическими сведениями, вызовут желание читать справочную литературу, подтолкнут к созданию библиотеки в дошкольном учреждении.

 

2.3.Формы и методы экологической деятельности с семьей;

Работа с родителями по экологичес­кому воспитанию дошкольников яв­ляется одной из составных частей работы  дошкольного   учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспи­тание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, че­ловека, который будет жить в XXI в.

Основная задача  - показать  родителям  необходимость воспитания у детей экологической культуры.

В работе с родителями по экологи­ческому воспитанию детей необходи­мо использовать как традиционные формы (родительские собрания, кон­сультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основы­ваться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог — родитель;
  • педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит рабо­тать (образовательный уровень роди­телей,   психологическое   состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в под­группы.

Необходимость    индивидуального подхода определяется также следующим. Традиционные формы работы,  рассчитанные на большое количество  людей, не всегда достигают целей, которые перед собой ставят.

При выборе форм общения с роди­телями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привле­кать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правиль­ных ответов.

Например, при органи­зации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспита­ния» воспитатель может провести предварительное анкетирование роди­телей с целью выяснения их понима­ния связанных с экологическим вос­питанием проблем. Родительское собрание можно начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителя­ми данное мероприятие, сделать вы­воды:

  • основы экологического воспита­ния направлены на формирование ответственного отношения к окру­жающей среде;
  • одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать: общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.

Эффективной формой работы с ро­дителями является, например, круг­лый стол «Воспитание доброты к природе».

Начать можно с прослушивания магнитофонной   записи   рассказов детей о своих питомцах. Для родите­лей, дети которых проявляют жесто­кость к животным, цель беседы — не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель — заин­тересовать. Поэтому для каждой под­группы родителей целесообразно ор­ганизовать отдельную беседу.

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

  1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
  2. Как относится ребенок к ним в семье, на улице?
  3. Проявляет ли сострадание, сочув­ствие?
  4. Как Вы сами относитесь к жи­вотным?
  5. Какие виды совместной деятель­ности в общении с природой практи­куются в Вашем доме? (Книги, про­гулки, ТСО, труд, уход.)

Вопросы к родителям, чьи дети равнодушны к животным.

  1. Имеются ли дома объекты при­роды?
  2. Проявляет ли ребенок к ним интерес?
  3. Есть ли у него желание ухажи­вать за ними? Проявляет ли самосто­ятельность в оказании помощи?
  4. Задумывались ли Вы над тем, как привлечь внимание ребенка, вызвать интерес к природе? Что бы Вы предло­жили для поддержания интереса к природе?
  5. Как считаете, влияет ли Ваше поведение на формирование отноше­ния ребенка к природе?

Советы родителям, чьи дети проявля­ют жестокость по отношению к живот­ным.

  1. Прочитать книги о природе Бианки, Пришвина, Чарушина, Паустов­ского.
  2. Предложить, если дома нет объ­екта природы, его завести и вместе ухаживать.
  3. Оказывать вместе с ребенком помощь животным на улице.

Советы родителям, чьи дети равно­душны к животным.

  1. Вырастить в семье комнатное растение и зарисовать его (ребенок должен знать цель — подарить кому-то, украсить комнату).
  2. Приобрести игрушку — образ животного, обыграть ее.

Другая форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых ро­дителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители долж­ны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же воспита­тель может предлагать родителям серию вопросов, которые они будут решать вместе с ребенком дома, на природе. В ширме хорошо помещать и логические задачи, решать которые дети могут самостоятельно или с помощью взрослого. Например. На асфальт после сильного дождя выпол­зло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?

Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Например. Проверьте свои  наблюдения и расскажите детям: «Природа не храм, а мастерская, и человек  в ней работник». Объясните.          |

Такую форму работы, как консультации, например «Использование художественной литературы в экологи­ческом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напо­мнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители  вначале  прочитали  ее. Можно на консультации показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи (Каркуша, Гном-Гномыч и др.) расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмот­ра воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные со­веты, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассмат­ривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телеви­зионные передачи и т. д.

Такие формы работы дают возмож­ность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологиче­ской культуры.

 

2.4. Технология экологического образования детей.

Внедре­ние нового направления дошкольной педагогики в практику работы детских садов должно осуществляться, одновременно на двух уровнях:   организационно-методиче­ском и воспитательно-образователь­ном. Каждый из уровней имеет свою специфику: на каждом из них должна иметь место своя технология эколого-педагогической работы.

Административно - управленческий уровень включает значительное коли­чество  мероприятий,  необходимых для постановки нового направления педагогики. Необходимо целесообраз­ное распределение этих мероприятий в течение учебного года. Каждое из этих мероприятий обладает специфи­ческой содержательной функцией и потому является модулем технологии. К этим мероприятиям относятся сле­дующие.

  • Педагогический совет, на котором представлены актуальность, значимость эколого-педагогической работы в ДОУ, глобальная цель экологического воспита­ния, главные пути ее достижения и ко­нечный результат, который можно полу­чить путем успешной работы (модуль постановки цели).
  • Организация и создание в DOУ пол­ноценной экологоразвивающей   среды (различных «экологических пространств») - важнейшего обстоятельства в осу­ществлении    воспитательно-образова­тельной работы с дошкольниками и их родителями (модуль развивающей сре­ды).
  • Проведение на протяжении учебного года систематической методической ра­боты с педколлективом в форме ежеме­сячных семинаров-практикумов, на кото­рых отрабатываются содержание и ме­тоды экологического воспитания детей, технологии эколого-педагогической рабо­ты с детьми разного возраста (методи­ческий модуль).
  • Определение, разработка и реализа­ция в течение года форм эколого-педаго­гической работы с родителями (модуль пропаганды).
  • Заключительный педсовет: обсужде­ние итогов работы семинара, результа­тов воспитательно-образовательной ра­боты с детьми, полученных на основе их диагностики, постановка задач на новый учебный год (модуль подведения итогов).

Технология органи­зационно-методического управления, если она систематически внедряется в работу ДОУ, позволяет повысить, раз­вить профессионально-экологическую культуру педколлектива: освоить но­вую методику работы с детьми, вник­нуть в элементарные основы эколо­гии, применить знания на практике в процессе создания и поддержания развивающей экологической среды учреждения.

Модель другого технологиче­ского процесса — воспитательно-обра­зовательного, цель которого формиро­вание начал экологической культуры у дошкольников. Эта модель включает ряд модулей, которые имеют общеразвивающее значение и используются в работе с детьми любого возраста. К ним относятся следующие.

  • Циклы наблюдений, за обитателями живого уголка и участка детского сада.
  • Совместная деятельность воспита­теля с дошкольниками, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для оби­тателей уголка природы.
  • Систематическое моделирование в специальных календарях длительно про­текающих изменений в природе, связан­ных с сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных.
  • Проведение доступных по содержа­нию и социально значимых экологических акций.
  • Регулярное совместное (воспитате­ли и дети) изготовление книг по литера­турным произведениям о природе.
  • Систематическое проведение разных типов экологических занятий.

Особыми являются диагностические модули, с помощью которых выявля­ется начальный и конечный уровни экологической воспитанности детей.

Система обозначенных и подробно описанных модулей, совмещенная с параметром времени (месяцами и неде­лями учебного года), образует матрицу воспитательно-образовательной техно­логии.

Мероприятия и экологически ориентированные виды деятельностей, равномерно распределенные во време­ни учебного года и увязанные с важнейшими событиями и явлениями социально-природного     характера, обеспечивают успех каждой возрас­тной технологии: ее построение при­ближается к оптимальной, а реализа­ция на практике эффективно повы­шает уровень экологической воспи­танности детей.

Стержнем каждой конкретной тех­нологии являются закономерные со­бытия в природе и обществе: смена и развитие сезонных явлений, наступле­ние Нового года и др. Технология для каждого возраста зависит от эколого-развивающей среды группы. Опти­мальная ее реализация происходит в том случае, когда дети постоянно окружены объектами живой природы. Именно постоянно существующий уголок природы дает возможность организовать разные экологически ориентированные и соответствующие возрасту виды деятельности (наблюде­ние, создание необходимых условий для живых существ и др.). Технологии для дошкольников включают исполь­зование большого количества нагляд­ного и предметного материала, что соответствует возрастным особеннос­тям детей — преобладанию образной и действенной форм мышления.

Особое значение имеет широкое включение в воспитательно-образова­тельные технологии разнообразных игр (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-подвижные), специаль­но разработанных игровых обучающих ситуаций, которые создают у детей положительный эмоциональный на­строй и обеспечивают нужный уро­вень усвоения ими экологических знаний, выработку правильного, заин­тересованного отношения к природе.

Опыт экспериментальной апробации технологий показал: важную роль в достижении  целей  экологического воспитания играет стиль общения педагога с детьми: личностно-ориен-тированный,   добро-эмоциональный способ взаимодействия взрослого с дошкольниками обеспечивает значи­тельную долю эффекта и успешности в реализации технологии в любой возрастной группе. Стиль общения педагога с детьми можно поднять до уровня модуля воспитательной техно­логии.

Общий эффект от технологий - очевидное становление у дошкольни­ков начал экологической культуры, которое выявляется с помощью диа­гностических модулей. Они реали­зуются два раза в год: в начале (сентябре) и конце (мае). Сопоставле­ние результатов обследования детей демонстрирует картину их достиже­ний — развитие представлений о природе, экологически целесообраз­ное поведение в живом уголке, пра­вильное взаимодействие с растениями и животными, развитие чувственной сферы.

Общая направленность технологий эколого-педагогической   работы   с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем.

  • Ориентировка на широкое использо­вание непосредственного природного ок­ружения дошкольников, эколого-развиваю­щей среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года.
  • Организация регулярной и разнооб­разной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (прове­дение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природо­охранной. (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятель­ности общения (эмоционально-доброже­лательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо, иг­ра, конструирование).
  • Широкое использование специально подобранной детской художественно-по­знавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием дру­гих видов деятельности; углубленное зна­комство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, ко­торые ярко отражают события в приро­де, служат примером любви к природе, глубокого ее понимания и творческого отражения в литературно-художествен­ных произведениях.
  • Совместная творческая деятель­ность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбо­мов по впечатлениям от литературных произведений и наблюдений за природны­ми объектами.
  • Систематическое ознакомление де­тей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы, по «недельной мето­дике», выращивание в зимне-весенний пе­риод овощных и цветочных культур, регу­лярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в ка­лендарях природы.
  • Регулярное включение игровой дея­тельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах.
  • Оптимальное соотношение и соче­тание педагогических мероприятий по­вседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, кон­кретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологичес­ких зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызы­вающими яркий эмоциональный отклик.

Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание всех мероприятий (например, любое занятие представлено про­граммным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подробным сце­нарием его хода). Такое построение педагогической технологии обеспечива­ет правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, на­ходящихся в разных условиях.

Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обес­печение к программе, конкретно реа­лизующее ее главные идеи и положе­ния. В результате применения техно­логии на выходе (в конце года) меняется уровень экологической вос­питанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностичес­кого обследования.

Важно отметить, что к одной и той же программе может быть разработа­но несколько технологий, которые различаются между собой набором и характером конкретных педагогиче­ских мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но кото­рые обязательно реализуют ведущие идеи программы.

 

  1. Диагностика экологического развития детей. Задачи диагностики. Методы диагностики, используемые в теории экологического образования. Критерии усвоения программы. Педагогические выводы и практические предложения.

 

Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе.

Цель специально про­веденной диагностики  - объективно, обстоя­тельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитан­ности каждого ребенка.

Задачи диагностики: выявление «экологических знаний» и «отношения», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чув­ственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.

Методы диагностики.

1)Диагностика знаний. Так как знания (осознанные) всегда вербальны (словесны), то их диагностируют

посредством вопросов или предъявлением наглядного материала (картинок, предметов), ко­торый они должны назвать, объединить, разложить каким-то опре­деленным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, по­чему произвели именно эти операции. Раз­ница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте.

посредством организации сло­весной дидактической игры, реакции детей в которой и будут от­ражением их знаний.

в форме игры в «Экскурсию по уголку природы»:ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.

Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объ­ектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовыва­лись разные виды деятельностей.

2) Диагностика отношения.  Отношение проявляется в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положи­тельных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, сис­тематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).

Отсюда методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. В диагностике отношения используются:

наблюдения за реаль­ным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель);

естественный эксперимент - спе­циально организованные ситуации в обычной среде проживания детей. На­пример, в форме специально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель). В этой ситуа­ции надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрос­лых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.

Педагогические выводы и практические предложения.

Для фиксации результатов воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, раз­личных эмоциональных проявлений. При длительном наблюде­нии это каждодневные подробные записи дневникового характе­ра; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и ми­нусами помечает ответы детей.

Диагностику экологической вос­питанности детей (индивидуально или фронтально) целесообраз­но проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая.

Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики за­ведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, плани­руют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольни­ков, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные осо­бенности в развитии детей.

 Критерии (уровни) усвоения экологической программы (по «Детству»)

Уровни освоения экологической программы (третий год жизни)

Низкий. На предложение воспитателя показывает объекты, но не всегда; называет лишь некоторые. Конкретные признаки не выделяет. Отношение безразличное.

Средний. В ответ на просьбу показывает и указывает на объект, называет не всегда. Замечает самые яркие признаки, свойства под влиянием взрослого. Эпизодически проявляет интерес к красоте объектов.

Высокий. В ответ на просьбу показывает и называет объекты, отдельные части, их признаки и свойства. Совместно со взрослым выполняет неко­торые обследовательские действия; отдельные из них, освоенные ранее, использует в самостоятельной деятельности. Охотно принимает участие в уходе и наблюдениях за неживой природой, животными и растениями. Проявляет интерес и жизнерадостность при встрече с красивыми объектами. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание.

Уровни освоения ребенком программы (четвертый год жизни)

Низкий. В ответ на просьбу взрослого называет объекты, наиболее яркие признаки их. Под руководством взрослого выполняет некоторые обследовательские действия. Эпизодически принимает участие в уходе за животными. Эмоциональные реакции в общении с природой слабо вы­ражены.

Средний. Различает и называет большое число объектов природы, выделяет их признаки, свойства непосредственно в деятельности. Под руководством взрослого обследует объекты, сравнивает их по отдельным отличительным признакам, моделирует сенсорные признаки, структуру объекта, некоторые частные связи, пользуясь предметно-схематической моделью. Проявляет живой интерес к ярким, динамичным объектам природы. Под влиянием взрослого проявляет сочувствие, сопереживание, восхищение. Эпизодически проявляет любознательность в непосредствен­ном общении с природой.

Высокий. Различает и называет конкретные виды деревьев, кустарников, травянистых растений, животных разных групп. Знает основное строение, некоторые особенности органов, замечает и понимает признаки живого: движение, питание, состояние по сезонам. Принимает активное участие в уходе за растениями и животными, включаясь в деятельность взрослых. Любопытен, эмоционален в общении с природой, проявляет бережное отношение к объектам.

Уровни освоения представлений и умений (пятый год жизни)

Низкий. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, движения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Наблюдает за ними только по предложению взрослого. Представления о признаках живого неустойчивы. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Средний. Ребенок узнает и называет несколько растений (преимуще­ственно деревьев и комнатных), отдельных представителей зверей, птиц, рыб, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Безошибочно определяет живыми животных, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Проявления интереса и желание ухаживать за растениями и животными неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними редки.

Высокий. Ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на осно­вании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду; обнаруживает стремление оказывать помощь. Отношение к растениям и животным достаточно осознанно, умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей раз­личного содержания.

Уровни освоения представлений и умений, отношение (шестой  и седьмой год жизни)

Низкий. Дети различают и называют большое число животных и растений, вычленяют их особенности. Знают некоторые потребности (во влаге, в пище). Понимают состояние объекта и среды. Устанавливают частные связи, сравнивают объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывают затруднение. Трудовые про­цессы выполняют не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчи­во, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний. Дети различают большое число объектов природы, вычленяют характерные и под руководством педагога — существенные признаки. Знают признаки живого. Устанавливают частные и некоторые общие связи. Умеют сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Используют известные способы наблюдения для познания закономернос­тей природы. Недостаточно овладели общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняют самостоятельно, достигают хо­роших результатов. Гуманное отношение проявляют, к проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивны.

Высокий. Дети знают основные признаки живого, устанавливают связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеют предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливают под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуются наблюдением для познания природы. Моделируют признаки объектов и связи. Владеют трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относятся к природе, нетерпимо относятся к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готовы оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоцио­нально отзывчивы на красоту природы.

 

 

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!