Управление маркетингом в работе Х.МакКея «Как уцелеть среди акул»

11 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение

1. Биография и основные направления профессиональной деятельности Х.Маккея

2. Принципы управления маркетингом в концепции Х.Маккея

Заключение

Список литературы

Введение

Вглядываясь в лица заокеанских предпринимателей, мы пытаемся разгадать анатомию их мышления. Особенно тех, кто становится миллионерами, например, продавая конверты, как Харви Маккей. Харви Маккей - личность неординарная. Его книга «Как уцелеть среди акул» давно стала бестселлером. «Эта книга, - говорит Маккей, - о том, как крупная рыба стала такой, какая она есть, а также о том, как и вам стать крупной рыбой».

В своей работе Маккей делится опытом, накопленным в течении нескольких десятков лет непрерывной управленческой деятельности, в связи с чем его книга является ценным источником практических советов преуспевающего бизнесмена.

В данной контрольной работе мы рассмотрим основные принципы управления маркетингом, изложенные в книге Харвея Маккея «Как уцелеть среди акул».

1. Биография и основные направления профессиональной деятельности Х.Маккея

В возрасте 26 лет Харви приобрел прогоревшую фирму по производству конвертов. Как и подобает запущенному бизнесу, у компании не было ни денег, ни прибыли, ни отчетности. Чтобы построить новое производство, Маккею необходима была ссуда в 200 тысяч долларов под залог недвижимости. Обратившись во все банки, инвестиционные фонды и ипотечные организации своего города, молодой предприниматель везде получил однозначный отказ. План продаж таких простых продуктов как конверты явно не обещал большой прибыли, а значит, и быстрого возвращения кредитных денег. Однако у Харви на этот счет было свое мнение. Упорство его не покинуло. Взяв карту и циркуль, Харви нарисовал круг радиусом в 7,62 см. Следуя такой “географии” он методично обращался во все кредитные организации внутри этого круга. Разочарования его не остановили. Тогда радиус пришлось увеличивать, затем снова и снова. Завидное упорство! “Выстраданный” кредит оправдался с лихвой. Харви Маккею удалось быстро охватить все правительственные и предпринимательские структуры штата Миннесота. Это позволило занять первое место среди всех продавцов. Упорство и терпение принесли Харви Маккею первый миллион долларов. Образование сыграло не последнюю роль в успешном построении Харви Маккеем своего дела. Он окончил Миннесотский университет и аспирантскую школу бизнеса Стэнфордского университета по административному отделению. В 1981 г. ему была присуждена степень Почетного доктора прав Уэслинского колледжа штата Айова. Сегодня Харви по-прежнему председатель и главный администратор своей корпорации Mackay Envelope. Он избран в Зал почета представителей делового мира штата Миннесота, удостоен “Награды за выдающиеся достижения в области маркетинга”, присуждаемой Международной организацией по сбыту и маркетингу. Он пользуется международной известностью как общественный деятель. Этот человек — страстный спортсмен: бегун, марафонец, а также теннисист номер один в штате. Журнал “Форчун” назвал Харви Маккея “Мистер Созидатель”. Супруга — Кэрол Энн, подарила ему троих детей и стала верной спутницей жизни. На первый взгляд кажется все так просто, однако только на первый…

Харви Маккей учился, впитывал знания на практике, перенимал стили руководства, заимствовал философию ведения бизнеса у своих соотечественников, независимо от рода их занятий. Он понимал, что в компании хорошо все - стимулирование, цели, ресурсы, руководство, но только не ограничения: “Не надо командовать.

Единственная и главная черта, которая объединяет всех преуспевающих людей, — это умение заводить и использовать деловые связи Харви Маккей

Не надо жестких правил”. Маккей использовал опыт одного из самых способных на свете предпринимателей — Гарднера Саймондса, президента фирмы “Теннеко”, чья компания зарабатывала около 14 млрд долларов в год. Пообедав как-то вместе с ним после его выступления на семинаре в Стэнфорде, Маккей позаимствовал у знаменитого предпринимателя четыре принципа, которые привели к созданию преуспевающего предприятия: первый — найдите капитал, второй — благоприятную ситуацию для его использования, третий — наймите подходящих людей на ключевые посты. А вот в отношении четвертого Саймондс тогда сказал: “Пока что я не сообщил вам ничего такого, чего бы вы уже не знали, но без этого нельзя говорить о четвертом пункте, а он-то и является самым важным. Вы обязаны знать, когда надо отойти в сторону. Это самое трудное, но именно умение так поступать сделает вас богатым”. Понимая, что в любом деле люди стремятся получить не только деньги, но и признание, понимание и творческую свободу, Маккей дал своим сотрудникам именно это, отойдя вовремя в сторону. А сотрудники дали ему взамен то, в чем нуждался он, “завалив” его заказами на конверты и обеспечив прибыльное производство. Главной идеей менеджмента Маккея является принцип: независимо от рода деятельности вашего предприятия, для того чтобы достичь успеха, управляющие вашей компании должны создать условия, в которых их сотрудникам работать было бы максимально комфортно и продуктивно. Даже если вы детально ознакомили своих сотрудников с тем, что от них требуется, это не окажет желаемого действия, если вы одновременно уничтожите у них ощущение свободы и непринужденности. Создайте им условия труда, отвечающие не вашим, а их потребностям, только тогда можно рассчитывать, что они будут работать с максимальной отдачей. Присмотритесь к людям, которые покидают вас и достигают успеха, создав собственные предприятия. Не исключено, что они поступили так не только ради денег. Им нужен был простор, чтобы выразить свой собственный стиль. Предоставьте им эту свободу принятия решений, признание, внимание, и в девяти случаях из десяти они не уйдут. С недавних пор мы часто слышим о “внутриучрежденческой политике”. Но это не какая- то новая форма капитализма. Это воплощение старой мысли о том, что талантливых людей надо превращать в полноправных партнеров. Примечательным будет такой факт из биографии концерна Харви Маккея: молодой одаренный сотрудник собрался покинуть компанию и создать собственное предприятие. Чтобы не приобрести в его лице нового конкурента и не потерять специалиста, руководство компании предоставило ему капитал и помогло наладить производство изделий по его профилю, назначив его президентом компании Minnesota Color Envelope, филиала корпорации Mackay Envelope. Можно решить гораздо больше деловых проблем, если вы сумеете заглянуть за пределы долларовой банкноты. Ведь предпринимательская деятельность осуществляется людьми. Не все занимаются ею только ради того, чтобы делать деньги. Однажды, просматривая анкеты потенциальных клиентов, Маккей выяснил, что один крупный бизнесмен окончил ту же школу, что и он, только на 15 лет раньше. Упомянув в разговоре с ним о мисс Молмон, которая преподавала английский язык, Маккей выслушал несколько забавных историй из школьной юности клиента. К концу разговора с “таким приятным собеседником ” был подписан контракт на поставку 150 миллионов конвертов. Предлагать свою собственную личность может оказаться весьма неудачной идеей. Очень часто мы представляем собой довольно-таки “неходовой товар”.

“Торговый агент должен быть внимательным, как врач, любопытным, как журналист, наблюдательным, как психолог, общительным, как тамада, убедительным, как прокурор, изворотливым, как адвокат”

Будет лучше, чтобы во всем блеске представала личность клиента. Пусть он выгодно купит нужный товар для своего магазина. И к этому клиенту необходимо найти правильный подход. А хорошим агентом, по Маккею, является не тот, кто получит заказ, а тот, кто получит повторный заказ. А лучше всего — повторный заказ клиента, который раньше делал закупки у конкурента. Этого можно добиться, если быть не навязчивым продавцом, а доверенным и незаменимым консультантом покупателя, которому за советы еще и не нужно платить.

Деловые связи — это те же деньги. Если оценивать вклад человека в бизнес в виде деловых связей, то их эффективность можно было бы сравнивать с деньгами, имуществом, знаниями, деловой репутацией, навыками, умениями. Необходимые знакомства нужно искать и поддерживать. “Нужные люди”, в крайнем случае, дадут вам денег под небольшие проценты или вовсе без них, защитят вас от законных и незаконных посягательств. К вашим активам можно отнести ваш бизнес, акции, облигации, векселя, интеллектуальную собственность и многое другое. Но активы - это не только ваш бизнес. Активы - это вы сами и ваши связи. “Условие успеха - это толстая записная книжка с адресами ваших друзей и знакомых”, - говорит Харви Маккей. Деловые связи позволяют пользоваться всем багажом, который принадлежит вашим партнерам - их связями, информацией, знаниями, деловой репутацией, финансовыми возможностями, помощью в решении самых различных проблем, их навыками, умениями, возможностью получения новой работы. Создавая деловые связи, мы создаем свою сеть людей, которые заинтересованы в нас так же, как и мы в них. Чем силен Харви Маккей? Тем, что он сумел создать эффективную коммуникацию как внутри своей компании, так и со своими клиентами, воспользовавшись их связями. За умение общаться с другими людьми и заводить связи на Западе платят так же, как за любой другой товар. Сегодня мы часто читаем объявления: “Требуются сотрудники со связями в регионах”, “Требуются специалисты со связями за рубежом” и т.п. Своеобразным бизнесом стало переманивание маркетологов, банковских работников и иных специалистов со связями, клиентской базой. “Человек с дискетой” стал привлекательной фигурой и в наших весях. Однако переманить легче, чем удержать и толково распорядиться навыками приглашенного человека. “Большинство видов производства не слишком романтично, — говорит Маккей. — Изготовление конвертов лично для меня — захватывающее дело, но для большинства моих сотрудников, участвующих в этом бесконечно увлекательном занятии, это только работа. Если вы хотите повысить моральный дух вашего среднего управленческого персонала, дайте им неожиданно почувствовать, сколь высоко вы цените их заслуги”. И это не говоря о том, что менеджеры продаж и торговые агенты у Маккея получают гораздо больше, чем у конкурентов.

2. Принципы управления маркетингом в концепции Х.Маккея

ДЕЛО НЕ В ТОМ, СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ. ДЕЛО В ТОМ, СКОЛЬКО ЗА ЭТО ГОТОВЫ ЗАПЛАТИТЬ

Искусство коммерции - это не искусство продажи. Это не умение убедить кого-либо сделать покупку. Это искусство создавать условия, При которых покупатель сам себя убеждает в этом. И наиболее убедительным аргументом в пользу покупки является тот непреложный факт, что другие стремятся приобрести ту же вещь.

ЛЮБОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ВОЗРАЖЕНИЯ

Любое предложение может вызвать возражения независимо от его привлекательности; хорошие торговые агенты создают такие условия, при которых клиент сам жаждет купить, несмотря на любые возражения. По мнению Маккея, прежде чем организовывать новый бизнес необходимо задать себе вопросы: Что именно я продаю? Как мне создать соответствующий спрос? Кому именно я продаю? И чего конкретно хотят эти люди?

ЗНАТЬ ХОТЬ ЧТО-ТО О СВОЕМ КЛИЕНТЕ ТАК ЖЕ ВАЖНО, КАК ЗНАТЬ О СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ ВСЕ

Если вы знаете своих клиентов, если вам известны некоторые их специфические интересы или черты характера, то у вас всегда будет основа для установления контакта с ними и для беседы.

Вы не поверите, узнав, как много нам, в корпорации "Маккей Энвилоуп", известно о наших клиентах. Даже налоговое управление США не поверило бы, что мы так много знаем о наших клиентах. Все торговые агенты, находящиеся у нас в штате, заполняют вопросник из 66 пунктов на каждого из своих клиентов. Речь, однако, идет не о вкусах клиента в отношении конвертов. Мы хотим знать, опираясь на наблюдения и обычные беседы, что собой представляет наш клиент просто как человек, что его особенно волнует, чем из достигнутого им он особенно гордится, а также какие символы социального статуса находятся в его кабинете.

Жизненно необходимо располагать максимумом сведений о своем клиенте. Отсутствие этих сведений приводит к безрассудным поступкам.

Если вы знаете своего клиента, это значит, что вы знаете, чего он на самом деле хочет. Возможно, ему нужна ваша продукция, а возможно, и нечто иное: восприятие его как личности, уважение, гарантии, забота, оказание услуги, укрепление в нем чувства собственного достоинства, дружба, помощь - все то, чем мы, будучи человеческими существами, больше дорожим, чем зонами досуга или конвертами.

КАК ТОЛЬКО ВЫ ВНОСИТЕ ЛИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СВОЕ ДЕЛОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ЛЮДИ НАЧИНАЮТ РЕАГИРОВАТЬ НА ЭТОТ ЛИЧНЫЙ ЭЛЕМЕНТ, А НЕ НА САМО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Наша главная задача, независимо от того, кем мы являемся, - торговыми агентами, или посредниками, или администраторами, или предпринимателями, заключается в том, чтобы убедить других лиц в выгодности для них нашего предложения. Понять, что представляет собой клиент как личность, чрезвычайно важно. Пусть его личность предстанет во всем блеске. Наша же личность должна играть второстепенную роль.

Агрессивная позиция так же не к лицу большинству бизнесменов, как и дешевый костюм. Ли Якокка отнюдь не страдает отсутствием деликатности, и он, по-видимому, преуспевает.

РАСОВЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ И ЛЮДСКАЯ ЗАВИСТЬ ЕЩЕ НЕ ИЗЖИТЫ

Поскольку некоторые национальные меньшинства стали себя чувствовать более уверенно, прозорливые руководители отделов сбыта понимают, что те клиенты, которых раньше обслуживали строго по этническому принципу, теперь хотят ощущать, что их меньшинство уже стало неотъемлемой частью нации. Поэтому они теперь предпочитают деловое общение с людьми иного национального происхождения.

МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ ДАЖЕ С САМЫМ НЕСГОВОРЧИВЫМ КЛИЕНТОМ.

По мнению Маккея, торговым агентом является не просто сотрудник, который может получить заказ, - заказ, в конце концов, может получить всякий, если он нагородит достаточно лжи, например о цене или сроке поставки. Хороший торговый агент - это человек, который может получить заказ, а также повторный заказ от клиента, который уже ведет дела с другой фирмой.

Для того чтобы получить нового клиента следует собрать как можно больше сведений об интересующей вас фирме, обращаясь либо к обычным и всем доступным источникам, например, биржевому маклеру или фондам отдела экономической литературы в городской библиотеке, либо к частным источникам.

СОЗДАЙТЕ СВОЙ ЛИЧНЫЙ ОСОБЫЙ КЛУБ, то есть следует создать атмосферу для заключения сделки. Если есть определенная атмосфера – вероятность заключения сделки возрастает многократно.

МАЛЕНЬКИЕ ЗАПИСКИ ДАЮТ БОЛЬШИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ – следует контактировать с клиентами после получения заказа. На это потребуется одно мгновение. Все это является проявлением приязни и вежливости в такой же мере, как запоминание фамилий и обстоятельств личной жизни людей, с которыми вы вместе работаете.

ПОСТОЯННО СЛЕДИТЕ ЗА СВОИМ ВРЕМЕНЕМ, А НЕ ЗА СТРЕЛКАМИ НА СВОИХ ЧАСАХ. Знать, что именно надо делать - это еще недостаточно, если вы не выработали самодисциплину для исполнения задуманного. Отличительной чертой хорошего торговца является то, что его клиент вообще не относится к нему как к торговцу, а считает его своим доверенным и незаменимым консультантом, еще одним своим сотрудником, услуги которого, к счастью, не он оплачивает.

Для того чтобы продавать, требуются энергия и самодисциплина. Вашему клиенту все равно, позвоните ли вы ему. Вы, торговец, должны об этом побеспокоиться. Несмотря на все психологические ухищрения, рассчитанные на то, чтобы побудить торговцев звонить своим клиентам, такие, как предоставление отдельных кабинетов, проведение соревнований по сбыту, организация совещаний торговых работников, а также обучение мотивации, торговцы все-таки ухитряются найти 1001 способ, чтобы не вкладывать в дело именно тот свой ресурс, который обязательно даст результаты: свое время.

ЕСЛИ ВЫ НЕ СТАВИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ, ВЫ НИКОГДА ЕЕ НЕ ДОСТИГНЕТЕ

Ставить перед собой цели - значит всего лишь организовывать учет вашего времени на будущее. Фактически этот процесс состоит из трех этапов:

• Формулировка целей.

• Разработка плана для достижения этих целей.

• Оценка времени, нужного для выполнения вашего плана.

Цели не обязательно должны быть даже детально сформулированы. Компания ИБМ имеет четыре главные цели: развиваться по крайней мере такими же темпами, как само производство компьютеров в стране; производить самую дешевую продукцию в своей отрасли; предоставлять потребителю самую совершенную технологию и обеспечивать получение высоких прибылей.

УЛЫБАЙТЕСЬ И ГОВОРИТЕ "НЕТ" ДО ТЕХ ПОР, ПОКА У ВАС НЕ СТАНЕТ КРОВОТОЧИТЬ ЯЗЫК

Когда вы являетесь покупателем, вы должны быть начеку, помня, что продавец непрерывно изучает вас и готовится сделать решающий выпад. Время почти всегда враг продавца, а не ваш. Чем больше времени вы затрачиваете, тем дольше ваши собственные деньги находятся в вашем распоряжении и тем дольше вы сохраняете контроль над условиями предлагаемой сделки. А значит, возрастает вероятность того, что эти условия улучшатся. Именно поэтому продавцы, предлагая сделку, всегда настаивают, чтобы покупка была произведена уже сейчас. Если же вы не соглашаетесь, им приходится предложить вам лучшие условия.

ЕДИНСТВЕННЫЙ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОДЕРЖАТЬ ВЕРХ ПРИ ПЕРЕГОВОРАХ - ЭТО СУМЕТЬ УЙТИ ИЗ-ЗА СТОЛА, НЕ ЗАКЛЮЧИВ СДЕЛКИ

Если вам обязательно нужно заключить данную сделку, то тогда другой стороне для того, чтобы одержать верх в переговорах, достаточно набраться терпения и ждать дольше, чем сможете вы.

САМЫЙ ВАЖНЫЙ ПУНКТ ЛЮБОГО КОНТРАКТА В НЕМ ОТСУТСТВУЕТ. Речь идет о том, чтобы иметь дело только с честными людьми. Второй важнейший пункт включает в себя право проверять у ваших партнеров все их книги и отчеты, в том числе документацию об уплате налогов, корреспонденцию и т.п., относящиеся к данному соглашению. Как только в договор внесен такой пункт, люди, склонные к махинациям, обычно от этого воздерживаются.

СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩАЮТ КОНФЛИКТЫ

Время от времени вам неизбежно приходится вступать в деловые отношения с каким-нибудь рубахой-парнем, который станет говорить, что никакой контракт ему не нужен и что "вашего слова достаточно". Возможно, так оно и есть, но его-то слова обычно недостаточно.

ВСЕ ЧТО УГОДНО МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ПЕРЕГОВОРОВ

Если даже гигантские предприятия, - а некоторые из них настолько богаты, что их капитал превосходит капитал большинства стран мира, - могут покупаться и продаваться, разрезаться на кусочки или спрессовываться в большие куски, как куча железного лома, то, значит, не может быть такой сделки, задуманной вами и мной, которую нельзя было бы осуществить. Сделку всегда можно совершить, если стороны считают ее взаимовыгодной.

Девять из десяти судебных исков обычно завершаются до рассмотрения в суде, поскольку даже самые ожесточенные противники сядут за один стол, если их удастся убедить, что для них самих переговоры выгоднее, чем схватка.

ХОРОШИЕ НОВОСТИ ВСЕГДА ДО ВАС ДОЙДУТ; ВАЖНО ТО, НАСКОЛЬКО БЫСТРО ДО ВАС ДОЙДУТ ДУРНЫЕ НОВОСТИ

Одаренный администратор обходит свое предприятие и узнает хорошие новости раньше всех. Выдающийся администратор первым узнает дурные новости. Никому не хочется стать гонцом, приносящим дурные вести, поскольку при этом возникает желание выместить злобу на том, кто о них сообщил. Если вы стоите во главе предприятия, вам следует поощрять приток дурных новостей, поскольку если вы этого не сделаете, то скверная ситуация ухудшится еще больше, прежде чем вы сможете принять меры, чтобы остановить кровотечение.

Если вы полагаете, что обратная связь может быть налажена как формальная, пусть даже научно обоснованная система, то вы допускаете ошибку. Не рассчитывайте на то, что плохие новости вовремя поступят к вам по этой административной цепочке. В случае возникновения какой-либо проблемы руководитель данного подразделения всегда будет стараться разрешить ее до того, как вам станет об этом известно.

МЕЛОЧИ НЕ ИГРАЮТ РЕШАЮЩЕЙ РОЛИ. ОНИ РЕШАЮТ ВСЕ. Никто не поверит, что мелочи действительно играют важную роль, если вы сами, хозяин, не покажете, что это важно. Лучшая тактика - личный пример.

Если вы руководите предприятием, то у вас есть 1001 возможность испортить каждый свой рабочий день, и почти всех этих случаев можно избежать, если больше вникать в детали или проявлять больше вежливости.

Вы не можете слишком долго отделываться такими фразами, как "Уже погружено на автомашину" или "Уже отправлено по почте". Вам прекрасно известно, что нет смысла пытаться разрешить свои Проблемы путем посылки клиенту еще одного уведомления. Перед вами всегда будет стоять задача убедить ваших сотрудников в необходимости уделять внимание так называемым мелочам. Каким образом вы можете этого достичь? Сформировать соответствующий стиль руководства.

ВАШИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ СОТРУДНИКИ, ВОЗМОЖНО, ПРОВОДЯТ СВОЕ САМОЕ ПРОДУКТИВНОЕ ВРЕМЯ, УСТАВИВШИСЬ В СТЕНКУ

Эффективность, которая достигается за счет уменьшения творческого потенциала, является контрпродуктивной. Не ставьте знак равенства между активностью и эффективностью. Вы платите своим руководящим работникам за то, чтобы они видели картину в целом. Не допускайте, чтобы они погрязли в болоте бессмысленных совещаний и в бумаготворчестве.

ЕСЛИ ВЫ ОБРАЩАЕТЕСЬ К ЭКСПЕРТАМ, МОЖЕТЕ НЕ СОМНЕВАТЬСЯ ... ОНИ ОШИБУТСЯ

Существует два типа экспертов, и весьма важно уметь их различать. Одни эксперты в состоянии объяснить, что и почему произошло, другие же могут сообщить вам, что, по их мнению, произойдет. Получите всю информацию, какую только можно, от первых, но относитесь очень, очень осторожно ко вторым.

Заключение

Итак, подводя итог данной контрольной работе, отметим следующие ключевые моменты.

Харви Маккей в своей работе «Как уцелеть среди акул» выдвинул концепцию личной ответственности руководителя за судьбу предприятия, за развитие внутренней и внешней средя организации. Без сомнения, система управления маркетингом Маккея эффективна – об этом говорит его состояние, однако данная система по всей видимости подойдет не для всех руководителей, поскольку в ней большое место уделяется личному фактору.

Несомненная заслуга Харви Маккея состоит в том, что он сумел создать эффективную коммуникацию как внутри своей компании, так и со своими клиентами, воспользовавшись их связями.

Список литературы

1. Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на ре¬зультат / Пер. с англ. - СПб.: Технолог. Школа бизнеса, 1992.

2. Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.: БЕК, 1997.

3. Кохно П.А. и др. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.

4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы ме¬неджмента. - СПб.: НДМиМ, 1997.

5. Маккей Х. Как уцелеть среди акул. – М.: Алгон, 1996.

6. Мескон М. X. и др. Основы менеджмента /Пер. с англ. - М.: Дело, 1994.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(17.3 KiB, 24 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!