Управление функциональными обязанностям членов команды

3 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Эффективность команды в значительной степени определяется личными качествами ее членов и взаимоотношениями между ними. Каждый член команды должен быть готов направить все свои спо­собности и знания на решение командной задачи. Уровень компе­тентности, включающий в себя знания, понимание, навыки и лич­ные качества, которыми должны обладать члены команды, опреде­ляется задачами и методами достижения цели.

Важно как можно чаще производить оценку соотношения меж­ду результатами работы команды и требованиями к уровню компе­тентности, чтобы вовремя обнаружить намечающиеся проблемы и произвести необходимые перестановки, организовать соответствую­щие тренинги и т. д.

Р. Левис и К. Лоутон следующим образом представляют соотно­шение таких функций в работе, как «задача» и «люди» (рис. 6). Они представлены четырьмя различными комбинациями, названными «лицами команды». Первые два «лица» относятся к внешней сфере деятельности и связаны:

- с адаптацией к внешним условиям и эффективным использо­ванием ресурсов организации в соответствии с требованиями «спонсоров» команды (как правило, вышестоящего руковод­ства);

- с поддержанием эффективных внекомандных личных связей, способствующих удовлетворению запросов клиентов и потре­бителей как внутренних, так и внешних.

Два других «лица» относятся к внутрикомандной деятельности и касаются:

- эффективного использования методик и процедур, обеспечи­вающих решение задач, связанных с достижением главных целей;

- такой организации работы, которая позволяет людям почувст­вовать себя частью команды.

Для каждого из рассмотренных «лиц» требуется различный уро­вень компетентности.

Команды руководителей высшего звена. В опросе высшего звена руководства, проведенного Крэнфилдской школой менеджмента под руководством С. Андерсона, руководителям предлагалось дать оценку таким компонентам работы, как удовлетворенность, нервная нагрузка, конфиденциальность, уверенность в себе, возможность обсуждать производственные и организационные вопросы, легкость управления долгосрочными делами. Наиболее позитивная роль в этом списке отводилась следующим шести условиям, необходимым для успешной работы стратегических команд руководителей:

- хорошие личные взаимоотношения, подкрепляемые понима­нием ценностей и стиля руководства каждого;

- способность к открытой дискуссии без излишней щепетиль­ности и нервозности;

- большая степень взаимного доверия;

- терпимость и адекватное реагирование на замечания и крити­ку, что предполагает способность делать и принимать замеча­ния, соблюдать объективность и не переходить «на личности»;

- высокая дисциплинированность и солидарность при выполне­нии согласованных решений, без проявления при этом из­лишней педантичности;

- способность обсуждать и понимать как текущие, так и пер­спективные вопросы.

В заключение исследователи констатировали: «Совершенно очевидно, что качество взаимоотношений в команде высших руко­водителей может, как способствовать, так и вредить осуществлению стратегии».

Функциональные роли и командные роли. Подбирая людей в ко­манду, мы, как правило, осуществляем свой выбор, исходя из имеющихся у них навыков, знаний и опыта. Но для достижения эффективности команды важны не только навыки, знания и опыт, но и личные качества и характеристики (особенности) чле­нов команды.

Когда люди работают в составе одной группы или команды, каждый из них выполняет роли двух типов: функциональную, бази­рующуюся на профессиональных навыках и практическом опыте, и командную, в основе которой лежат личностные данные. Команд­ную роль можно рассматривать как характеристику качества приме­нения индивидуальных навыков и опыта, составляющих само со­держание выполняемой функциональной роли.

Различие между этими двумя ролями и их значение для команд и командной работы были исследованы Р. Белбином в 1981 и 1993 гг. Р. Белбин и его коллеги выделили девять командных ролей. Исследования показали, что каждый член команды играет одну, за­частую две, а возможно, три или даже четыре командные роли. Подробные характеристики этих девяти ролей даны в табл.

Командные роли по Р. Белбину

Командная роль Необходимые личные качества и вклад в деятельность команды Допустимые недостатки
«Мыслитель» - творческая направленность, богатое воображение, неорди­нарность мышления; - стремление к новаторству; - источник оригинальных идей для команды - недостаточность опыта межличностного общения; - психологическая неустойчи­вость; - может долго задерживаться на рассмотрении «интерес­ных идей»
«Исполнитель» - претворяет идеи в практиче­ские действия; - превращает решения в легко выполнимые задания; - вносит упорядоченность в деятельность команды - недостаточная гибкость; - неприязнь к фантастиче­ским идеям; - неприязнь к частым изме­нениям планов
«Доводчик» - усердие и добросовестность; - следит за тем, чтобы задания выполнялись полностью и своевременно - чрезмерная обеспокоен­ность состоянием дел; - склонность к внутренним переживаниям; - нежелание перепоручать свои обязанности; - неприятие несерьезного от­ношения к его обязанностям со стороны других
«Оценщик» - исповедует беспристрастный критический анализ ситуации; - стратегический подход и проницательность в оценках; - точность суждений, стремле­ние рассматривать все воз­можные варианты решения - недооценка факторов сти­мулирования и воодушевле­ния; - недостаточность вдохнове­ния и творческого воображе­ния; - способность сбивать других, подавляя их инициативу
«Исследователь ресурсов» - владение искусством прове­дения переговоров, разнооб­разие контактов; - талант импровизатора, изу­чает благоприятные возмож­ности; - энтузиазм, коммуникабельность - теряет интерес по мере уга­сания энтузиазма; - перескакивает от одной за­дачи к другой; - нуждается в повышенном внешнем давлении
Командная роль Необходимые личные качества и вклад в деятельность команды Допустимые недостатки
«Формирова­тель» - постоянная ориентирован­ность на решение поставлен­ной задачи; стимулирует рабо­ту всей команды; - способствует реализации принятых решений; побужда­ет сотрудников работать ин­тенсивнее; - энергичность, стремление к превосходству и работе с пол­ной отдачей сил - легко переходит в состоя­ние раздраженности и раз­очарования; - импульсивность и нетерпе­ливость; - нетерпимость к нечетким формулировкам и нереши­тельности в поведении
«Коллективист» - способствует гармонизации отношений в команде и уст­ранению разногласий; - внимательно выслушивает собеседника, опирается на мнение других; - чуткость, отсутствие чрез­мерной самоуверенности - нерешительность в кризис­ных ситуациях; - стремление избегать обост­рения ситуаций; - может воспрепятствовать совершению действий в ре­шающий момент
«Председатель» - четко формулирует цели, хо­рошо выполняет функции ве­дущего во время дискуссий; - способствует эффективному принятию решений; - имеет хорошие коммуника­тивные навыки; социальный лидер - может производить впечат­ление человека, склонного к манипуляциям; - склонность к переложению своих обязанностей на дру­гих; - может приписывать себе за­слуги всей команды
«Специалист» - обладает редко встречающи­мися навыками и знаниями; - целеустремленность и спо­собность концентрировать усилия; - инициативность и способ­ность всецело отдаваться ра­боте - полезен только в узкой про­фессиональной сфере; - зачастую слабые коммуни­кативные навыки; - часто «не видит леса за де­ревьями»

Необходимо отметить, что в равной степени важными для эф­фективности командной работы перечисленные роли можно счи­тать при условии, что они используются в команде в надлежащие периоды времени и наилучшим образом. Например, в тот период, когда команда только приступает к рассмотрению проблемы или разработке проекта, обычно требуются новаторские идеи (нужен мыслитель), за которыми следует необходимость оценки того, как эти идеи могут быть воплощены в практические действия и вы­полнимые задачи (исполнитель). На этих этапах успех достигается при условии, что в команде имеется хороший координатор (пред­седатель), в задачу которого входит обеспечение наибольшей отда­чи от членов команды в нужное время. Движущие силы и стиму­лы команда обретает благодаря активности энергичного формиро­вателя. Когда возникает необходимость в проведении сложных переговоров с другими группами, большое значение приобретают качества, которыми обладает исследователь ресурсов. Чтобы сдер­живать чрезмерные проявления энтузиазма, отвлекающие от глав­ных направлений деятельности команды, в ее составе должен быть оценщик.

Всевозможные источники трений и недоразумений между чле­нами команды устраняются коллективистом, тогда как благодаря наличию специалиста команда имеет в своем распоряжении редко встречающиеся навыки и знания, в которых периодически возни­кает необходимость. Роль доводчика состоит в том, чтобы не упус­кать из виду даже мельчайшие детали реализации принимаемых ре­шений и добиваться последовательного выполнения всех намечен­ных действий.

Для того, чтобы команда извлекала максимальную пользу из всего разнообразия командных ролей, каждому ее члену должны быть известны особенности этих ролей своих коллег. Только в этом случае команда будет иметь возможность установить, нет ли среди данных девяти ролей таких, которые не относятся к естест­венным сильным сторонам членов команды. Если такая ситуация имеет место, то тем членам команды, для которых недостающие естественные командные роли являются вторичными, придется по­стараться заполнить данный пробел. Очевидно, что для этого по­требуется атмосфера откровенности и доверительности. Иногда ме­неджеры высказываются, что, мол, им поручено руководство ко­мандами, несбалансированными в отношении командных ролей и приходится иметь дело с тем, что есть. В большинстве современ­ных организаций существует постоянная и регулярная текучесть кадров в рабочих группах и отделах. При отборе и принятии новых сотрудников в свои команды менеджеры, взявшие на вооружение концепцию командных ролей, будут целенаправленно подбирать себе персонал.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!