Управление дебиторской задолженностью

20 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Один из ключевых аспектов политики формирования оборот­ных активов - управление дебиторской задолженностью. Общая сумма средств, находящихся в конкретный момент времени на сче­тах дебиторов, определяется двумя факторами:

1) средним периодом между реализацией товаров (услуг) и по­ступлением выручки от их продажи;

2) объемом реализации товаров в кредит.

Необходимость правильного управления величиной дебиторской задолженности определяется не только стремлением к максимиза­ции денежных потоков организации, но и желанием снизить из­держки фирмы, возникающие из-за того, что любое увеличение де­биторской задолженности должно быть профинансировано каким-либо способом: за счет прибыли или за счет роста внешних заимст­вований (средств кредиторов или ссуд банков).

Дебиторская задолженность - комплексная статья, включающая расчеты:

- с покупателями и заказчиками;

- по векселям к получению;

- с дочерними и зависимыми обществами;

- с участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал;

- по выданным авансам;

- с прочими дебиторами.

Дебиторами являются юридические и физические лица, имею­щие задолженность перед данной организацией.

Дебиторская задолженность условно делится на две группы - нормальная и ненормальная. Нормальной считается задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчет­ной даты. Ненормальная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Она возникает вследствие недостатков в работе организации (несвое­временное возмещение материального ущерба, неосмотрительная кредитная политика по отношению к покупателям, неправильный выбор партнеров), а также из-за длительных неплатежей и даже банкротства покупателей (клиентов) или слишком высоких темпов наращивания объема продаж. Наличие значительной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, свидетельствует об иммобилизации оборотных средств и ухудшает финансовое состояние организации.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные догово­рами, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Объем дебиторской задолженности зависит от многих факторов: вида продукта, емкости рынка, степени его наполняемости данной продукцией, системы расчетов с покупателями и т.д. Последний фактор особенно важен для выбора наиболее рациональных форм расчетов финансовыми менеджерами организации.

К основным видам расчетов относятся:

- предоплата (частичная предоплата);

- оплата за наличный расчет; -оплата в кредит.

В рыночных условиях хозяйствования преимущественной фор­мой расчетов является оплата в кредит, которая осуществляется в виде безналичных расчетов (платежные поручения, аккредитивы, расчеты по инкассо, расчетные чеки). Дебиторская задолженность возникает в случае отсрочки платежа.

С ростом масштабов деятельности организации растут и разме­ры торгового кредита - основного источника дебиторской задол­женности. Любой вид кредитования требует решения ряда вопросов:

- предоставлять кредит или нет;

- при положительном решении возникает вопрос о размере и условиях кредита;

- какой должна быть политика погашения дебиторской задол­женности.

Торговый кредит предоставляется с целью стимулирования объ­емов продаж и сохранения клиентуры. Если организация заинтере­сована в увеличении масштабов реализации продукции, то ее кре­дитная политика будет направлена на смягчение условий кредито­вания своих клиентов. В случае если организация достигла задан­ных параметров своего развития, то она будет предпочитать только платежеспособных клиентов.

Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют осо­бое значение в периоды инфляции, когда подобная иммобилизация оборотных активов становится особенно невыгодной для организа­ции-поставщика. Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары (работы и услуги) и по полученным векселям могут свидетельствовать о том, что данная организация активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей про­дукции. Кредитуя покупателей, организация фактически делится с ними частью своего дохода. В тех случаях, когда платежи организа­ции-поставщику задерживаются, она вынуждена для обеспечения своей хозяйственной деятельности прибегать к заемным источни­кам, увеличивая тем самым краткосрочные обязательства.

Западные экономисты предлагают свой прагматический подход к управлению дебиторской задолженностью. Так, Ю. Бригхем и Л. Гапенски полагают, что «процесс управления дебиторской за­долженностью начинается с решения вопроса о том, предоставлять или не предоставлять кредит покупателю».

На практике, чтобы максимально снизить вероятность безна­дежных долгов, необходимо правильно оценить платежеспособность покупателей, их кредитную историю и пр. В этом случае единст­венным способом держать ситуацию под контролем является обос­нованный выбор покупателей и применение системы контроля оп­латы счетов к получению.

Российские экономисты выделяют два подхода к управлению дебиторской задолженностью:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования (предоставление покупателям скидки с цены товара), с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации про­дукции (предоплата или продажа в кредит);

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности покупателей-заемщиков, времени отсрочки платежа, стратегии ски­док с цены товара, расходам по инкассации и др.

Управление дебиторской задолженностью включает:

- контроль за ее структурой в разрезе должников;

- оценку ее ликвидности, т.е. оценку реальности возврата дол­гов организации;

- контроль за оборачиваемостью денежных средств в расчетах;

- ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее воз­никновения. Наиболее распространена следующая группиров­ка: до 30 дн.; от 31 до 60 дн.; от 61 до 90 дн.; от 91 до 120 дн.; свыше 120 дн. Но возможны и другие группировки:

- контроль за состоянием безнадежных долгов с целью образо­вания необходимого резерва;

- анализ и планирование поступления денежных потоков с уче­том коэффициентов инкассации;

- применение различных моделей договоров с партнерами на основе использования гибких условий ценообразования и форм оплаты: от предоплаты или частичной оплаты до ис­пользования факторинга или банковской гарантии. Анализ и контроль дебиторской задолженности можно произво­дить с помощью абсолютных и относительных показателей в динамике за ряд кварталов или лет, важнейшие среди которых следующие.

Инкассация наличности - процесс получения денежных средств за реализованную продукцию. Коэффициенты инкассации анк) позволяют установить, когда и в какой сумме ожидается поступле­ние денежных средств от продаж данного периода.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!