Уполномоченный по правам человека в России

16 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание:

Введение                                                                                                                   3
Глава I. История становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.                                                       8
1.1. Формирование института Уполномоченного по правам человека в России.                                                                           8
1.2. Статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.                                                                                     16
Глава II. Особенности правозащитной деятельности Уполномоченного в России.                                                                                                    38
2.1. Основные направления деятельности Уполномоченного по правам человека в России.                                                            38
2.2. Особенности правозащитной деятельности в регионах Российской Федерации.                                                                52
Заключение                                                                                                             67
Список использованной литературы и источников                                           74
Приложение                                                                                                            79

Введение

Актуальность исследования. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.
Осознана и получила закрепление в Конституции РФ идея правового государства, для которого основной ценностью является человек, а основным гарантом его прав и свобод выступает суд. Правовая система страны закрепила весь перечень прав, зафиксированных в международных пактах и соглашениях, фактически являющихся новацией для отечественного конституционного законодательства.
Для соблюдения прав и свобод человека и гражданина Конституцией России был введен институт Уполномоченного по правам человека (в дальнейшем - Уполномоченный). Согласно определению международной ассоциации юристов народный защитник - "омбудсмэн" - это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".
Конституционно-правовой институт народного защитника впервые появился в Швеции в 1809 г., но закрепление на конституционном уровне получил только во второй половине XX в. Во многих государствах институт Уполномоченного по правам человека стал неотъемлемой частью юридической системы, так как выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных и законодательных органов. Регламентированность этого института весьма различна: от целой главы в Конституции Намибии, до простого упоминания в полномочиях представительного органа, который его назначает.
Впервые правовая основа деятельности Уполномоченного по правам человека в России была создана ст. 40 Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г., которая не только закрепила новое для российской правовой системы должностное лицо, но и заложила основные принципы его формирования, функции и порядок их осуществления.
Согласно Декларации Парламентский Уполномоченный по правам человека назначался Верховным Советом РСФСР сроком на пять лет, был подотчетен ему и обладал той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР. Целью деятельности Парламентского уполномоченного являлось осуществление парламентского контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина РФ, а порядок осуществления функций устанавливался специальным законом.
При подготовке проектов Конституции России в первоначальных вариантах народный защитник именовался Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека, в последующих - Парламентским уполномоченным по правам человека, Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.
Общеизвестно, что Конституция РФ 1993 г. в ст. 103 предусмотрела в качестве одной из компетенции Государственной Думы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом, который был принят только 26 февраля 1997 г.
Актуальность исследования, таким образом, определяется осознанием важности изучения истории становления и современного положения института Уполномоченного в Российской Федерации.
Состояние изученности. В России проблема роли и статуса Уполномоченного по правам человека и гражданина остается, к сожалению, недостаточно исследованной.
Оценивая состояние проблемы исследования в отечественной науке, необходимо отметить, что проблема статуса (юридического, политического) Уполномоченного по правам человека не получила должного внимания, что довольно трудно объяснить, поскольку в настоящее время в прессе идет обширная дискуссия о степени действенности данного института в Российской Федерации, и более – правомерности его привнесения на российскую почву.
Тем не менее, отдельные аспекты интересующей нас проблемы получили свое развитие в трудах отечественных исследователей. Так, в работах В.В.Бойцовой исследуется мировой опыт деятельности правозащитных организаций, частично отражена история становления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Общую оценку, которую дает исследователь отечественному институту Уполномоченного по правам человека носит негативный характер. Пессимизм автора в отношении отечественного института Уполномоченного по правам человека поддерживают многие отечественные и зарубежные исследователи (Л.Подкосенова, Е.Рукман, С. Смирнов и др.). Существует и другая точка зрения, согласно которой институт уполномоченного по правам человека в России с момента своего возникновения активно развивается, его поддерживает большинство правозащитных организаций страны, в связи с чем, - данный институт можно рассматривать как первый шаг России к правовому государству. Данной позиции придерживаются Ж.Л. Шабо, Ю.С.Шемшученко, А.Ф.Никитин, Е.Лентовска и др.
Однако в настоящее время среди определенной части отечественных исследователей начинает формироваться и более взвешенный подход к оценке сущности и перспектив данного института у нас в стране. Так,  В.В.Маклаков, В.В.Комаров, Р.А.Каламкарян и ряд других исследователей, признавая огромные трудности, встающие на пути Уполномоченного, соглашаясь со многими недоработками в законе об Уполномоченном в РФ, считают, что данный институт все же имеет будущее.
Характеристика источников. Источники по проблеме исследования многочисленны и разнообразны. В первую очередь следует отметить Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР, а также Конституцию Российской Федерации 1993 года, согласно которой и была учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Важен и сам Федеральный Конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека  в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 года, непосредственно устанавливающий правовые основы деятельности Уполномоченного по правам человека.
В источниковую базу работы входят также иные нормативные акты, думские материалы, отчеты региональных Уполномоченных о своей деятельности, публикации и т.д. Необходимо отметить еще один момент: некоторые источники (в основном это касается газетных и журнальных публикаций, думских материалов, отчетов региональных Уполномоченных) использованные нами в данной работе, имеют двойственный характер, поскольку несут в себе как элемент научной объективности, так и публицистическую заостренность, тем не менее, это не повлияло на объективность данной работы.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность определили выбор нами темы исследования: «Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации».
Объект исследования мы определили следующим образом: механизм реализации прав и свобод личности в государстве.
Предмет исследования: институт Уполномоченного по правам человека в России, его прерогативы и реализация механизма защиты прав и свобод граждан.
Цель исследования состоит в освещении истории становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также характеристике его статуса.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми темой и проблемой исследования, нами определены следующие задачи данной работы:
• охарактеризовать историю становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
• определить официальный статус Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти;
• выявить основные направления работы Уполномоченного по правам человека в России;
• кратко охарактеризовать особенности работы по защите прав человека в субъектах Федерации.
Методологической основой работы является опора на  два важнейших принципа исторического исследования: историзм и научная объективность. Без опоры на указанные принципы объективное историческое исследование невозможно.
Методика работы. В данном исследовании мы пользовались следующими методами научного исследования: сравнительно-исторический метод и метод системного анализа.
Структура исследования. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, в которых последовательно характеризуются все этапы нашего исследования, заключения, списка использованной литературы и источников.

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!