Уголовное право и процесс в Древней Греции

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Греческие органы правопорядка в борьбе с преступностью руководствовались Законами Драконта (приняты в Афинах в 621 г. до н.э.). До нашего времени они не дошли, сохранились лишь статьи, устанавливающие наказания за убийство. По отзывам древних писателей, Законы Драконта написаны кровью, а не чернилами, отличались особой жестокостью. Авторитет законов признавался во всех греческих полисах.

Драконт установил различие между убийством умышленным и неумышленным. В случае неумышленного убийства преступник мог спастись от смертной казни, удалившись в изгнание или откупившись от родных убитого вознаграждением. Характерно, что запрещалась кровная месть. Однако следы догосударственной эпохи налицо: убийство еще рассматривается как осквернение, требующее религиозного очищения. Считается естественным суд над животными и неодушевленными предметами, причинившими смерть человеку. О жестокости законов Драконта говорит такой факт, что смертной казнью каралось не только умышленное убийство, но и некоторые религиозные преступления (святотатство), а также кража овощей и праздный образ жизни. К числу наказаний относились штрафы и бесчестье. Введены были новые правила судопроизводства.

В последующие столетия (особенно в V-IV вв. до н.э.) сформировалась правовая база борьбы с преступностью во всех греческих полисах. Однако наибольшее развитие она получила в Афинах, Спарте, Македонии и некоторых других государствах. Основным содержанием правительственной политики в борьбе с преступностью становится защита новой социально-политической системы общества.

Уголовный закон и судебная практика заложили основы классификации преступлений и наказаний. Вся совокупность известных к тому времени правонарушений делилась на четыре  неравнозначные по силе карательного воздействия группы преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Преследование лица, совершившего преступление, носило, как правило, характер частного обвинения. Но в каждом частном преследовании чётко просматривался публичный интерес, поскольку за каждым потерпевшим стоял коллектив родственников филы и сила политической организации общества, полноправным субъектом которой он являлся. При этом следует учитывать и тесную связь религиозной идеологии с государством, что придавало преступлениям против религии характер государственных.

Большое место в картельной политике Афин, как и других полисов, занимали государственные преступления: государственная измена, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание и др. Под государственной изменой понималось любое покушение на существующий государственный строй, создающее реальную опасность для государства. Было даже выработано понятие «враг народа». Должностное лицо, искажающее факты отчётности о своей деятельности, вводящее в заблуждение своим «нечестным» поведением народное собрание, подвергалось обвинению в обмане народа с возбуждением уголовного преследования о государственной измене. В условиях господства государственной религии любое безбожие, оскорбление богов, а также кража или присвоение храмового имущества (собственность бога) рассматривались как государственное преступление. Известного греческого философа Сократа приговорили к смерти по ложному обвинению в извращении веры и поклонении  «новым божествам» (его заставили выпить чашу с ядом). Внесение предложений в народное собрание об изменении действующих законов, и не получивших поддержки последнего, рассматривалось как посягательство на государственное устройство и влекло наказание вплоть до смертной казни. Даже ложный донос по делам о политических преступлениях  являлся основанием для привлечения доносчика к уголовной ответственности.

Преступления против семьи являлись не столько сферой частноправовых, сколько государственных интересов. Институт прелюбодеяния известен праву всех греческих государств. В соответствии с законами Драконта каждый человек, заставший постороннего в недозволенной интимной связи со своей женой, матерью, сестрой или дочерью, мог убить его на месте. Солон отнёс наказание соблазнителя на усмотрение супруга, который мог получить удовлетворение путём денежного возмещения. В последующем вводится государственное преследование, прелюбодей в большинстве случаев стал приговариваться к очень жестоким наказаниям. Обязанностью супруга было отвергнуть свою уличённую в прелюбодеянии жену, в противном случае он сам подвергался атимии (бесчестию). Уголовно наказуемым считалось похищение девушки и сводничество. К тяжким преступлениям против семьи относились также неуважительное отношение детей к своим престарелым родителям, плохое обращение опекуна с сиротами и дочерьми-наследницами, небрежное отношение к семейным интересам. Во всех случаях здесь речь шла о нанесении материального ущерба, причинённого имуществу указанных лиц, что давало основание для предъявления соответствующего обвинения. Наряду с преступлениями против семьи, затрагивавшими интересы личности, были и другие, направленные непосредственно против личности – убийство, разбой, телесные повреждения, отравление, понуждение к занятию проституцией, клевета, оскорбление и др.

Среди преступлений против собственности выделялись кража, грабёж, поджог. Защите интересов частной собственности государство уделяло особое внимание, поэтому наказаниями за эти виды преступлений являлись крупные штрафы, тюремное заключение (как мера пресечения) и смертная казнь.

Наказание превратилось в самостоятельное направление государственной политики, всё зависело от объекта посягательства и тяжести содеянного. Цель наказания заключалась в причинении страданий преступнику. Наказания нередко были очень суровы. При посягательстве на личные интересы ответственность наступала в виде возмещения вреда и штрафа, как правило, в кратном размере от причиненного ущерба. За преступления, связанные с физическим насилием над личностью (убийство и др.), ответственность наступала в виде смертной казни, тюремного заключения и штрафа. За воровство в ночное время следовала смертная казнь, вора-рецидивиста обращали в рабство. Ответственность за государственные преступления чаще всего была в виде смертной казни, атимии (бесчестья), конфискации имущества, изгнания. При политических и религиозных преступлениях изгнание как наказание считалось особенно тяжелым, т.к. пребывание на чужбине было связано с утратой политических и юридических прав. Иногда смертный приговор заменялся изгнанием или приговоренному предоставлялась возможность бежать. Наказания для рабов и свободных были не одинаковы. Телесные наказания применялись только к рабам. Их клеймили, секли, заковывали в цепи, ссылали на рудники, за небольшие провинности били палками. Подозреваемых в совершении преступлений рабов пытали. Ременная плеть, иногда утяжеленная свинцом, была излюбленным средством «общения» свободных с рабами. К бесчестящим наказаниям относились: отказ в погребении, эксгумация предков осужденного, публичное осмеяние, проклятие и т.д. Смертный приговор приводился в исполнение в типичной для Греции форме: забрасывание камнями, утопление (Македония), обезглавливание (Мессалия), сбрасывание в каменоломню, удушение (Спарта), яд, меч, веревка (в Афинах), известно, что для устрашения в Афинах с VII в. до н.э. применялось распятие, правда, не для полноправных граждан.

Судопроизводство включало две стадии:

  • предварительное рассмотрение;
  • судебное разбирательство с постановлением приговора по делу.

Обращение в суд за защитой нарушенного права – привилегия полноправных граждан. Даже свободные женщины и несовершеннолетние, не говоря уже о неполноправных и рабах, таких прав не имели, за них действовали их представители. По крайней мере так было в Афинах. Основанием к рассмотрению дела являлось обращение в суд потерпевшего (истца), любого гражданина или должностного лица. На них же возлагалась обязанность сбора доказательств по делу и вызова обвиняемого или ответчика в суд. При неявке последних дело разбиралось заочно.

Судья, принявший дело к своему производству, проводил предварительное рассмотрение, начиная с выслушивания возражений обвиняемого или ответчика по существу жалобы. Если судья соглашался с ним, то дело прекращалось, в противном случае исследование обстоятельств дела продолжалось с участием поверенных (адвокатов). Задачей сторон являлось представить все доказательства по делу (документы, свидетельские показания и др.), а судьи – их оценить. По окончании расследования дело передавалось в коллегию судей. После аргументации сторон, в которой значительную роль играли свидетельские показания, суд без дебатов тайным голосованием решал вопрос о виновности («виновен» – «невиновен») и вторым голосованием простым большинством определял наказание. На поставление суда допускалась апелляция в вышестоящий судебный орган (в Афинах – гелиэю). Здесь многое зависело от выбора адвоката. Институт адвокатуры в Греции развился из естественной потребности каждой филы защитить своих сородичей в суде, направляя туда своих представителей для дачи свидетельств о поведении тяжущихся. С течением времени они стали называться адвокатами (греч. синдикос – сосудья, соговорящий) и принимать непосредственное участие в процессе. Плата за услуги им была не положена.

В конце V в. до н.э. ухудшилось внешнеполитическое положение  Афинского  государства.  Гегемония Афин в Морском союзе,  бесконтрольная  трата  средств  Делосской казны привели к обострению отношений с союзниками.  Некоторые из них вышли из состава союза и перешли на сторону  Спарты,  другие перестали платить в союзническую казну. Разрыв отлаженных  связей со значительной частью греческого мира имел серьезные отрицательные последствия.  Наметилась общая тенденция спада в экономике,  сократились объемы внешней торговли, уменьшился приток рабов, ухудшилось положение основной части населения – афинского демоса. Обострились отношения в среде  полноправной  части общества – между богатыми и бедными, а также афинскими гражданами, с одной стороны,  и негражданами – рабами, вольноотпущенниками, метэками – с  другой.  Афинская демократия находилась на грани кризиса.

Сложившейся ситуацией  немедленно  воспользовалась  Спарта, неизменный соперник Афин. Положение обостряла также  торговая конкуренция между Афинами и Коринфом (членом возглавлявшегося Спартой Пелопонесского союза).  Все это привело в 431 г. до н.э. к  Пелопонесской войне, которая охватила почти весь греческий мир и вызвала внутренний кризис во многих греческих  полисах (борьба аристократов с демократами,  волнения рабов и т.д.).  Во время войны произошел массовый побег  20  тыс. афинских рабов к спартанцам,  что явилось свидетельством кризиса рабовладельческого государства.

Поражение в войне вынудило Афины в 404 г. до н.э. капитулировать. Афинский морской союз был распущен. Афины лишились возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств.  Большие  материальные  и людские потери,  нанесенные войной,  разорили страну. Все пришло в упадок. От былого величия Афин не осталось и следа.

Ослабленные войной, раздираемые внутренними противоречиями Афины, Спарта, как и весь греческий мир, оказались объектом македонской экспансии, а в середине II в. до н.э. оказались под властью Рима.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!