Уголовно-правовая характеристика преступлений, относящихся к незаконной миграции

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Федеральным законом от 28 декабря 2004 года № 187-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации была включена новая для российского законодатель­ства норма, устанавливающая ответственность за организацию незаконной миграции (статья 322¹ «Организация незаконной миграции»).

Учитывая криминальную обстановку в современ­ной России, установление законодателем уголовной ответственности как наиболее действенного механизма регулирования общественных отношений в сфере миграции представляется вполне обоснованным.

К настоящему времени юридическая теория вырабо­тала большое количество толкований рассматриваемой статьи, однако отсутствие комментария со стороны Вер­ховного Суда Российской Федерации существенно зат­рудняет деятельность правоприменительных органов по осуществлению борьбы с нелегальной миграцией.

Объектом данного преступления являются общественные отношения, направленные на обеспечение и организацию законного въезда и выезда с территории России иностранных граждан или лиц без гражданства, их законного пребывания в РФ, транзитного проезда через территорию РФ.

Большинство авторов считает, что объективную сторону преступления альтернативно (либо в любом сочетании) составляют: организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства; организация их незаконного пребывания в Российской Федерации; организация их не­законного транзитного проезда через территорию РФ[1].

Однако в судебно-прокурорской практике бытует мнение, что законодатель намеренно отделил организацию транзитного проезда союзом «или», а организацию законного въезда, пребывания перечисляет как единое деяние[2]. В этом случае организация незаконного пребывания не составляет оконченного преступления без организации незаконного въезда.

Данная точка зрения является казу­истической и не поддерживается юридической теорией. Обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является незаконность въезда, пребывания иностранного граж­данина на территории Российской Федерации и его транзита.

Следует обратить внимание, что при решении вопроса о наличии признаков указанного состава преступления необходимо ознакомиться с Федеральными законами России, регулирующими порядок въезда в РФ и выезда из РФ, порядок миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, порядок и сроки пребывания этих лиц на территории РФ.

Необходимо знать определения таких категорий, как «иностранный гражданин, лицо без гражданства, миграционная карта» и т. п.

Так, иностранным гражданином следует признать физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства[3].

Для квалификации деяний, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных данной статьей, следует обращаться к следующим документам:

Порядок въезда в РФ и выезда из РФ регламентирован Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 04 декабря 2007 г.)[4]. Помимо указанного правового акта выезд из РФ и въезд в РФ, а также транзитный проезд через территорию РФ регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федера­ции, Федеральными законами «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Зако­ном Российской Федерации «О Государственной границе Российской Феде­рации», а также принятыми на основании данных федеральных законов по­становлениями Правительства Российской Федерации.

Вышеуказанные нормативные правовые акты регламентируют:

– правила въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

– правила въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих вид на жительство;

– порядок въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных в установленном законом порядке беженцами;

– правила осуществления транзитного проезда через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и т. д.

Не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию: 1) пересечение Государственной границы Рос­сийской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства в течение срока действия имеющейся у него визы при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного госу­дарства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или че­рез открытое море без захода в иностранные порты, 2) пересечение Государственной границы Российской Федерации гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, являющимся членом экипажей и включенным в судовую роль судов, на российских рыбопромысловых судах, имеющих выданное в установленном порядке разрешение на неоднократное пересечение Государственной границы Российской Федерации[5].

         Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жи­тельство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Россий­ской Федерации на основании действительных доку­ментов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на житель­ство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Феде­рации на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации бе­женцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании про­ездного документа беженца.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации, выезжают из Российской Федерации на основании данного решения.

Незаконность въезда или выезда, незаконность пребывания на территории Российской Федерации определяются следующими моментами:

– отсутствие соответствующих документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства (недействительные документы, документы, выданные ненадлежащим органом, просроченные документы, поддельные документы и т. д.);

– отсутствие визы или других документов, предоставляющих право въезда в РФ или выезда из нее, в том числе просроченная виза, поддельная виза и т. п.

Признак незаконности будет иметь место и в том случае, если виза или другие документы, предоставляющие соответствующие права, получены по поддельным документам, при отсутствии оснований, установленных законодательством. В частности, статьей 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий­скую Федерацию» установлены следующие основа­ния выдачи визы иностранному гражданину:

1) приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по ходатайству:

а) федеральных органов государственной власти;

б) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;

в) международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;

г) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в случаях, установленных федеральным законом.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по ходатайству:

а) органов местного самоуправления;

б) юридических лиц, в уведомительном порядке вставших на учет в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальном органе;

в) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан;

2) решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;

3) решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;

4) решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;

5) решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;

6) договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;

7) решение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что в расследовании уголовных дел в Башкортостане данные ситуации могут и не возникать, поскольку наша Республика не имеет общих с иностранными республиками границ. Наиболее вероятны ситуации, когда в республику свободно в безвизовом порядке въезжают граждане-жители СНГ, за исключением Туркмении, Грузии и Прибалтийских республик.

В этом случае надо учесть, что иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пунк­те пропуска через Государственную границу Российс­кой Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Вышеперечисленные нарушения соответствующих правил, сами по себе не состав­ляют состава преступления, предусмотренного ст. 322¹ УК РФ. Ответственность по данной норме наступает только за организацию этих незаконных действий.

Организация незаконных въезда, транзитного проез­да, пребывания в Российской Федерации — это плани­рование совершения названных незаконных действий, подбор участников для их совершения, определение способов и средств, с помощью которых будет совершаться преступление (оформление документов, подыскание транспорта и т. п.), а также руководство непосредственным совершением преступления[6].

При рассмотрении объективной стороны соответствующего деяния необходимо обратить внимание на позицию С.В. Максимова, который считает, что под организацией незаконной миграции следует понимать не только совокупность действий, но также и совокупность актов бездействия, направленных на создание условий и иное обеспечение незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; их незаконного пребывания на территории РФ; а также их незаконного транзитного проезда через территорию РФ[7]. Формами соответствующих действий могут выступать подыскание потенциальных клиентов из числа иностранных граждан, их склонение к незаконному въезду или незаконному пребыванию на территории РФ или транзитному проезду через территорию РФ, размещение рекламы, побуждающей к совершению соответствующих действий, финансирование, создание юридических лиц для целей обеспечения незаконной миграции, подыскание помещений для проживания незаконных мигрантов, их размещение, сопровождение, оказание услуг по изготовлению фиктивных документов и т. п.

По мнению С.В. Максимова, формами соответствующих актов бездействия могут выступать: неприменение уполномоченными должностными лицами предусмотренных законодательством мер контроля, оперативно-разыскных мер и мер ответственности по отношению к незаконным мигрантам (в этом случае при наличии соответствующих признаков содеянное требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями»); непринятие лицами, выполняющими управленческие функции в транспортной или иной организации, выполняющей международную перевозку, входящих в обязанности транспортной или иной организации, мер по предотвращению незаконного проникновения лиц на транспортное средство (сама транспортная организация за данные действия несет ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ)[8].

Примером, характерным для регионов России, не имеющих пограничные территории, является приговор Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан по обвинению гр. У. в организации   незаконного пребывания в Российской Федерации[9].

Подсудимый У., являясь гражданином Республики Узбекистан, проживая на территории Российской Федерации, в конце марта 2006 г., с целью подбора людей, позвонив своим родственникам и знакомым, проживающим в Республике Узбекистан, обещая оплачиваемую работу в России, вызвал 6 граждан Узбекистана в Республику Башкортостан. Впоследствии подсудимый У. встретил их и трудоустроил в качестве рабочих в поток № 1 филиала ОАО «Стройтрансгаз».

Также, в конце марта 2006 г., подсудимый У. с целью подбора людей, находясь в г. Уфе, на железнодорожном вокзале, познакомился с 7 гражданами Республики Узбекистан и, обещая оплачиваемую работу и место проживания, перевез их на автобусе филиала ОАО «Стройтрансгаз» из г. Уфы в д. Карагайка Куюргазинского района Республики Башкортостан, а затем трудоустроил их в качестве рабочих в поток № 1 филиала ОАО «Стройтрансгаз».

В дальнейшем У. не обратился в территориальное подразделение УФМС РФ по Республике Башкортостан для регистрации указанных иностранных граждан по месту пребывания. Они также не имели соответствующего разрешения на работу на территории России.

Таким образом, подсудимый У. умышленно, из корыстных побуждений, с целью извлечения материальной выгоды организовал незаконный въезд иностранных граждан и их незаконное пребывание в Российской Федерации.

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, признал У. виновным в совершении преступления, пре­дусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

Анализ практики применения ст. 322¹ УК РФ пока­зывает, что наиболее распространенным преступным деянием является совершение комплекса действий, направленных на организацию незаконного пребыва­ния на территории Российской Федерации иностран­ных граждан или лиц без гражданства. Такие дела сос­тавляют до 97 % от всех уголовных дел, возбуждаемых по ст. 322¹ УК РФ. В Республике Башкортостан во всех уголовных делах, по которым были вынесены обвинительные приговоры, объективная сторона преступления (ст. 322¹ УК РФ организация незаконной миграции) содержала такие действия, как организация незаконного пребывания, т. е. во всех случаях.

Необходимо отметить, что в подавляющем больши­нстве случаев понимание признаков организации неза­конной миграции, образующих состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, находит пра­вильное отражение в процессе слушания дел в суде и установления справедливой меры ответственности.

Характерным примером для различных регионов Российской Федерации является приговор Мирового судьи судебного участка № 1 по Уфимскому району Республики Башкортостан по обвинению гр. А. в организации незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации[10].

Подсудимый А., занимая должность директора ООО «Николаевский», умышленно, из корыстных побуждений, не имея разрешения на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, организовал незаконное пребывание в период с 19 апреля 2006 г. по 04 августа 2006 г. на территории России 34 граждан Республики Узбекистан. Указанные граждане Узбекистана не были зарегистрированы в установленном законом порядке на территории России и не имели соответствующего разрешения на работу на территории России.

Подсудимый А. обеспечивал указанных лиц жильем в п. Николаевка Уфимского района Республики Башкортостан, приобретал для них продукты питания и без надлежащего оформления обеспечивал их занятость при осуществлении работ, проводимых в теплицах ООО «Николаевский», а также выплачивал им заработную плату в размере 3000 (три тысячи) рублей каждому.

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, признал А. виновным в совершении преступления, пре­дусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 7000 (семь тысяч) рублей.

Судебная практика показывает, что штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в отношении лиц, осужденных за организацию незаконной миграции. Но следует отметить, что размеры назначаемых штрафов являются необоснованно заниженными.

Так, в Республике Башкортостан судами наиболее часто назначаются наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, в виде штрафов от 2500 до 10 тысяч рублей. Данные по России немного отличаются – от 10 до 100 тысяч рублей. В ч. 1 ст. 322¹ УК РФ законодателем предусмотрен штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода осужденного за восемнадцать месяцев. Учитывая, что деятельность по организации незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации приносит огромные прибыли (особенно для работодателей), несоразмерные с назначаемыми штрафами, и, принимая во внимание размеры ущерба, наносимые нашему государству от теневой экономики, в которой задействованы незаконные мигранты, необходимо обратить внимание судебных органов на ужесточение санкций, не связанных с лишением свободы, при назначении наказания за организацию незаконной миграции.

При вынесении судами приговоров без внимания остаются виды наказаний, не связанные с лишением свободы, а именно: обязательные работы на срок до ста восьмидесяти часов либо исправительные работы на срок от шести месяцев до одного года. Необходимо оговориться, что назначение наказания в виде обязательных работ затруднено в связи с отсутствием в большинстве регионов России условий для их исполнения. Самое строгое наказание за совершение преступления по ч. 1 ст. 322¹ УК РФ предусмотрено в виде лишения свободы на срок до двух лет, которое применяется крайне редко.

Примером служит приговор Черемушкинского районного суда г. Москвы по обвинению гр. Г. в организации незаконного пребывания иностран­ных граждан на территории Российской Федерации.

Подсудимый, являясь неработающим, заключил устное соглашение с гр. Р., директором по общим вопросам фирмы «Мастердент», на проведение ремонт­ных работ в помещении по адресу: г. Москва, ул.... Пос­ле чего подсудимый, не имея разрешения на привлече­ние к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, в период с 16.06.2005 г. по 27.06.2005 г. организовал незаконное пребывание на территории России иностранных граждан, не имею­щих разрешения на временное проживание и право трудоустройства, а именно граждан Таджикистана М., А. и Б., в помещении по адресу: г. Москва, ул. ..., обес­печив все необходимые условия для их пребывания, проведения строительных работ и проживания пос­ледних, приобретал продукты питания, предоставлял строительные материалы и инструменты для произ­водства работ. Подсудимый заранее знал об отсут­ствии у М., А. и Б. регистрации по месту пребывания и права трудоустройства. По устной договоренности с вышеуказанными гражданами, Г. предоставил им рабочий инвентарь, рабочее место и предложил за ку­бометр выполненной работы оплату в размере 400 рублей, предоставил им помещение для проживания с 16 июня 2005 года до момента задержания работни­ками милиции[11].

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, признал Г. виновным в совершении преступления, пре­дусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, и приговорил к нака­занию в виде одного года лишения свободы (с применени­ем ст. 73 УК РФ).

Следует отметить, что назначение наказания в виде лишения свободы не характерно для большинства су­дебных процессов об организации незаконной мигра­ции. С момента вступления в силу ст. 322¹ УК РФ на территории Республики Башкортостан за период с 2006 по 2008 гг. не было вынесено ни одного судебного решения по обвинению в организации незаконной миграции с назначением наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, на основе изучения юридической теории и практики рассмотрения уголовных дел судами можно сделать вывод, что объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, в части организации незаконного пребывания составляет совокупность действий по предоставлению одному и более иностранным гражданам (либо лицам без гражданства), не имеющим законного права находиться на территории РФ, помещений, пригодных для проживания и определенной работы, а также создание условий для их проживания и трудовой деятельности.

Между тем отсутствие четкого законодательного либо судебного указания на признаки организации не­законного пребывания приводит к разному толко­ванию работниками прокуратуры и судов преступнос­ти или непреступности соответствующих деяний.

В ходе решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, возникают трудности в отграничении правонарушения, предусмотрен­ного ст. 18.15 КоАП РФ, в которой установлена ответственность за незакон­ное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации ино­странного гражданина или лица без гражданства, от рассматриваемого пре­ступления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмот­ренного ч. 2 ст. 18.15 КоАП РФ, состоит в незаконном привлечении, т. е. до­пуске в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо ином использовании труда иностранного гражданина или лица без граждан­ства, не имеющего на это соответствующего разрешения.

Если же работодателем, заказчиком работ (услуг) налажен процесс пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства, то налицо признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 322¹ УК РФ. Организация пребывания может выражаться в различном содействии работодателя незаконным мигрантам, работодатель не только предоставляет работу, соответствующее вознаграждение за труд, но и организует централизованную доставку этих лиц, например, с места нахождения на какой-либо объект, где им предстоит работать, а затем и обратно после выполнения работ на место их нахождения, самим же работодателем приспособ­ленного для проживания незаконных мигрантов. В данном случае присутст­вуют действия, направленные на незаконное привлечение иностранной рабо­чей силы и организацию ее незаконного пребывания на территории Россий­ской Федерации.

В случае если работодатель, заказчик лишь привлекает для работы ли­бо оказания услуг иностранную рабочую силу в нарушение установленных законодательством правил, то речь может идти только о наличии признаков объективной стороны административного правонарушения. Это может быть выражено и в том, что работодатель, заказчик работ (услуг) уведомил налоговую службу и миграционную службу на меньшее количество иностранных работников, чем в действительности привлек к трудовой деятельности либо не на тех работников, кто в действительности выполнял работы.

Так, наглядным примером может послужить приговор Орджоникидзевского суда г. Уфы Республики Башкортостан по обвинению гр. С. в организации незаконного пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации[12].

Подсудимый С., являясь директором ООО «Стройиндустрия», не имея соответствующего разрешения на привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, организовал незаконное пребывание на территории Российской Федерации 5 граждан Республики Узбекистан: Х., Т., Т., К., Х. Указанные граждане Узбекистана не были зарегистрированы на территории России в установленном законом порядке и не имели соответствующего разрешения на работу на территории России.

Подсудимый С. обеспечил указанных лиц жильем в гаражном помещении ООО «Моя семья», расположенном по адресу: г. Уфа, ул. Путейская, 1 Б., и всеми необходимыми условиями для их проживания. Подсудимый С. также снабжал их стройматериалами, выплачивал зарплату в сумме 10000 (десять тысяч) рублей в месяц каждому рабочему за произведенные строительные работы.

Таким образом, действия подсудимого С. были направлены на незаконное привлечение иностранной рабо­чей силы и организацию ее незаконного пребывания на территории Россий­ской Федерации.

Суд, учитывая характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, признал С. виновным в совершении преступления, пре­дусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.

При проверке иностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность на территории РФ, осмотру подлежат следующие документы: документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграцион­ная карта, уведомление (отрывной талон об уведомлении миграционной службы о регистрации по месту пребывания иностранного гражданина), разрешение на работу.

При проверке работодателя, использующего иностранную рабочую си­лу, необходимо, прежде всего, осмотреть документы (для работников прибывших из стран СНГ), подтверждающие факт уведомления работодателем миграционной службы и налоговой службы о привлечении им иностранных работников и лиц без гражданства к труду, разрешение на привлечение и ис­пользование иностранной рабочей силы на территории Российской Федера­ции - жителей дальнего зарубежья.

Необходимо разграничивать также деяния, подпадающие под признаки правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 КоАП РФ, и действия, обра­зующие в соответствии со ст. 322¹ УК РФ состав преступления. Для этого необходимо установить мотив и цель, а также иные обстоятельства дела, спо­собные повлиять на юридическую оценку деяния.

Ответственность за предоставление жилого помещения или транспорт­ного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением уста­новленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, предусмотрена ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ. В данном случае лицо несет админист­ративную ответственность за предоставление указанных в статье средств пребывания, которые носят единовременный, но не систематический, и заранее не обещанный характер и не обладают признаками организации незаконного пребывания (разработка способов незаконного въезда в Российскую Федера­цию, поиск лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечение их соответ­ствующими документами и т. д.), позволяющими квалифицировать содеянное по ст. 322¹ УК РФ.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела могут возникнуть трудности в разграничении деяния, имеющие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 322¹ УК РФ, от деяний, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ст.18.10 КоАП Российской Федерации – нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностранными ра­ботниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разреше­ния на работу.

Так, судья Никулинского районного суда г. Москвы прекратил уголовное дело в связи с отсутствием в деяниях подсудимого состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, обосновав свое решение следующим образом:

Граждане иностранного государства А., С. и К. сами нашли гр. А., при этом без его помощи прибыли и незаконно находились на территории РФ длительное время и в поисках работы обратились к гр. А. Кроме того, в судебном заседании не было установлено, что в полномочия гр. А не входило принятие на работу в ООО сотрудников. В то же время предоставление подвального помещения, матраца и постельных принадлежностей, а также выдача денежных средств не может расцениваться судом как организация пребывания иностранных граждан в г. Москве.

И такое решение не единично. Московский городской суд, рассмотрев в кассационной инстанции уголовное дело по обвинению Михаила А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 322¹ УК РФ, отменил обвинительный приговор Гагаринского районного суда г. Москвы в связи с фактическим наличием в деяниях Михаила А. состава административного правонарушения[13].

Необходимо учитывать, что наличие у иностранных граждан действительных, а не просроченных миграционных карт со штампом с датой пересечения границы, а также визы в паспорте, исключают признаки преступления в действиях лица, организовавшего пребывание указанных граждан на территории России, независимо от места проживания.

Важным условием для возбуждения уголовного дела является привлечение в ходе доследственной проверки выявленных иностранных граждан или лиц без гражданства к административной ответственности за нарушение правил пребывания в РФ, тем самым подтверждается факт незаконности их нахождения в РФ, а для лица, организовавшего их пребывание,– состав уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, прения по вопросу уголовной ответственности за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства до настоящего времени не завершены, что существенно осложняет работу правоохранительных opганов в борьбе с распространением незаконной миграции, и точку в решении этой проблемы может поставить только обоснованное решение Верховного Суда РФ, выраженное в соответствующем постановлении Пленума.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Феде­рацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или под­твержденной гарантии их приобретения в пункте пере­садки на территории Российской Федерации.

Таким образом, иностранный гражданин или лицо без граждан­ства, въехавшие на территорию Российской Федера­ции с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пре­бывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с со­ответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Феде­рации, а равно нарушившие правила транзитного про­езда через территорию Российской Федерации, явля­ются незаконно находящимися на территории Россий­ской Федерации.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 322¹ УК РФ, характеризуется прямым умыслом, при котором лицо осознает, что совершает действия по организации незаконной миграции и желает действовать таким образом. Поскольку обязательным признаком объективной стороны состава рассматриваемого преступления является незаконность пребывания иностранного гражданина на террито­рии России, лицу, предоставившему для данного гражданина место пре­бывания, должно быть известно об отсутствии у него регистрационных документов (паспорта с визой, миграционной карты со штампом ОВД и др.), документов, подтверждающих уведомление миграционной службы о прибытии на место пребывания, обязанность, предоставить которые в первую очередь ложится на само лицо, предоставившее место пребывания иностранному гражданину либо лицу без гражданства, и оно (лицо) должно желать продолжения незаконного пребывания иностранного гражданина в конкретном месте.

Мотивация поведения не влияет на наличие состава преступления. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по корыстным мотивам или иной личной заинтересованности. Однако при вынесении судом наказания мотив обязательно будет учитываться.

Субъектом преступления может быть физическое и вменяемое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Состав преступления формальный. Деяние является оконченным с момента совершения любого из действий (акта бездействия), относящихся к незаконной миграции.

Частью 2 ст. 322¹ УК РФ установлена более строгая ответственность за совершение преступления организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Следует отметить, что организация незаконной миграции нередко осуществляется именно организованными группами, включающими в свой состав или имеющими связи с представителями государственных служб. В подобных ситуациях не только упрощается организация незаконной миграции и повышается степень безопасности лиц, занимающихся ею, но и увеличивается возможность систематического и более масштабного занятия этой деятельностью, что, естественно, увеличивает доходность данного вида преступной деятельности.

Под целью совершения преступления на территории Российской Федерации следует понимать наличие у лица, организующего незаконную миграцию, стремления совершить в соучастии (в качестве организатора, подстрекателя, пособника или исполнителя) с хотя бы одним из незаконных мигрантов на территории России конкретное преступление, ответственность за которое предусмотрена УК РФ[14]. Однако наличие этой цели ставит одновременно вопрос о необходимости квалификации деяния по совокупности преступлений.

Наряду со статьей 322¹ УК РФ в уголовно-правовой борьбе с незаконной миграцией и связанными с ней деяниями применяются также ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации), ст. 127¹ УК РФ (торговля людьми) и ст. 127² УК РФ (использование рабского труда).

В настоящее время торговля людьми – преступление международного характера, в структуре криминального бизнеса она приобретает значительный вес. Так, по данным ОБСЕ, ежегодно в мире 4 млн человек становятся жертвами торговли людьми. Это приносит преступным синдикатам до 7 млрд долларов США ежегодной незаконной прибыли[15]. Рост масштабов торговли людьми, особенно женщинами и детьми, становится страшнейшей мировой проблемой.

Это проблема в России обострилась в 90-х годах прошлого века в условиях распада СССР, резкого падения уровня жизни значительной части населения и общего кризиса в сфере правопорядка и общественной нравственности. На сегодняшний день торговля людьми в основном имеет место:

– с целью эксплуатации проституции;

– с целью эксплуатации труда за счет усилившегося роста нелегальной трудовой миграции;

– в целях изъятия у детей органов и тканей для трансплантации.

Известный российский ученый В.В. Лунеев является одним из первых исследователей транснациональной организованной преступности. В своем цикле работ «Мировые, региональные и российские тенденции преступности XX века» он анализирует общие тенденции преступности и рассматривает ее различные виды: политическую, насильственную, корыстную, организованную, воинскую, элитную (криминальность правящих элит), межнациональную.

Торговля людьми, особенно женщинами, детьми и человеческими органами, отнесена В. В. Лунеевым к одной из форм транснациональной организованной преступности, являющейся одним из основных источников доходов большинства транснациональных преступных организаций, и приравнена к особо опасным криминальным явлениям как внутренний и международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, химических и ядерных материалов, незаконная торговля оружием, кража и контрабанда автомобилей и др[16].

Необходимо остановиться на том, что торговля людьми в России также связана с международным криминалом. Трансграничная торговля людьми включает в себя как ввоз людей в Россию (например, рекрутирование проституток в Молдове, Украине и в других бывших республиках СССР), так и их вывоз из России (например, рекрутирование в России проституток для использования в странах Европейского Сообщества, в Турции, Китае, Саудовской Аравии, Объединенных арабских эмиратах). Нередко жертвы торговли людьми вовлекаются в проституцию с применением угроз, насилия и обмана. Особо нетерпимы факты торговли детьми с целью вовлечения их в занятия проституцией, имеются также случаи изъятия органов у детей для трансплантации. Так, приговором Володарского районного суда г. Брянска от 25 октября 2005 г. по п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ к 6 годам лишения свободы осуждена Зеленцова О. за продажу своей шестилетней дочери за 10 тыс. долларов США для использования ее покупателем в занятиях проституцией и изъятия у нее в дальнейшем органов для трансплантации. При передаче дочери покупателю, Зеленцова О. передала документы на ребенка (свидетельство о рождении, медицинскую карту). Получая деньги, была осведомлена об изъятии органов у дочери. Преступные действия Зеленцовой О. пресечены УБОП УВД Брянской области. По оценке ОБСЕ жертвами торговли людьми в России ежегодно становятся около 50 тысяч человек[17].

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. Уголовный кодекс РФ был дополнен статьями 127¹ и 127², содержащими уголовное наказание за торговлю людьми и использование рабского труда, по квалифицированным составам предусматривающие наказание в виде лишения свободы до 15 лет.

В основу этого закона легли положения Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

Торговля людьми определена в ст. 127¹ УК РФ как «купля-продажа человека либо его вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение, совершенные в целях его эксплуатации». Под эксплуатацией в этой статье понимаются: «использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние».

Статья 127² УК РФ предусматривает наказание за «использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, в случае если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг)».

Оба указанных преступления характеризуются высокой латентностью, что во многом объясняется нежеланием потерпевших сотрудничать с правоохранительными органами.

От торговли людьми следует отличать организацию незаконной миграции, ответственность за которую предусмотрена ст. 322¹ УК РФ, а также осуществление деятельности по трудоустройству граждан России за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией (т. е. при отсутствии цели эксплуатации мигрантов), которое образует административное правонарушение (ст. 18.13 КоАП РФ).

Объективная сторона торговли людьми заключается в совершении (альтернативно) с указанной в законе целью следующих действий в отношении хотя бы одного человека: а) купля-продажа, б) вербовка; в) перевозка; г) передача; д) укрывательство; ж) получение.

Купля-продажа – это возмездная сделка, при которой одна сторона за плату приобретает человека в свою пользу (владение), а другая – продает. В качестве платы может выступать денежная сумма, движимое или недвижимое имущество или право на имущество. «Живой товар» может оплачиваться также путем списания долга, ответными услугами имущественного или неимущественного характера (например, путем предоставления преимущества в сфере экономической деятельности, при выделении различных квот). Сторонами сделки выступают лица, которые непосредственно заинтересованы в эксплуатации людей, а также приобретатель «живого товара», планирующий перепродажу людей по более выгодной цене.

Вербовкой признается как открытое предложение стать «живым товаром», сделанное конкретному человеку или неопределенному числу людей (гражданство и социальный статус вербуемых значения не имеют), так и склонение к использованию в качестве легальной или нелегальной рабочей силы с помощью обмана, скрывая при этом, что труд вербуемых людей будет использоваться в условиях эксплуатации.

Перевозка – это фактическое перемещение каким-либо видом транспорта (легально или нелегально) в другую страну или на территории России людей, выступающих в качестве «живого товара» (не обязательно осознающих себя таковыми), лицом, которое не является их продавцом или приобретателем, а также организация транспортировки людей, завербованных для использования в качестве рабочей силы (например, оформление виз, документов, приобретение билетов).

Под передачей людей в данном случае понимается дарение, обмен, использование «живого товара» в качестве залога, одалживание на время для эксплуатации взамен уплаты долга и т. п.

Укрывательство в данном случае – это любые действия лица, не выступавшего в качестве приобретателя «живого товара», затрудняющие возможность установления местонахождения жертв торговли людьми правоохранительными органами или родственниками и иными заинтересованными лицами (например, предоставление временного убежища, изготовление фальшивых документов, сообщение заведомо недостоверных сведений). От укрывательства следует отличать действия в виде предоставления жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, а также иные указанные в ст. 18.9 КоАП РФ действия, которые влекут административную ответственность.

Получение людей охватывает действия посредника в сделке купли-продажи (фактический покупатель рассматривается как ее участник) либо иные действия, обусловленные передачей жертв торговли людьми, – принятие эксплуатируемого в качестве подарка, получение его во временное пользование и т. п.

Окончено преступление с момента совершения сделки в виде купли-продажи человека (полной оплаты «товара» при этом не требуется) либо с момента совершения любого из вышеназванных действий. Договоренность о совершении такого рода сделки квалифицируется как приготовление к преступлению (ст.ст. 30, 127¹ УК РФ).

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла: лицо осознает, что совершает сделку в виде купли-продажи человека или иные действия, обеспечивающие последующую эксплуатацию людей (специальная цель), и желает так поступить. Отсутствие цели эксплуатации человека при его продаже или покупке исключает состав торговли людьми (в том числе и при наличии квалифицирующих признаков, указанных в ч. 2 ст. 127¹ УК РФ). Однако при этом не исключается ответственность за другие преступления, посягающие на свободу человека (ст. ст. 126, 127 УК РФ).

В соответствии с примеч. 2 к ст. 127¹ эксплуатация человека в целях преступления означает стремление виновного использовать потерпевшего: а) для занятия проституцией или иными формами оказания сексуальных услуг, б) принудительно использовать его труд либо в) эксплуатировать не связанное с трудом подневольное состояние.

Субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста, в том числе кровные и приемные родители, опекуны (попечители), иные родственники.

Торговля людьми в отношении двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ) означает, что одновременно или с некоторым разрывом во времени, но при наличии у виновного единого умысла совершаются преступные действия в отношении нескольких потерпевших (например, одновременная или поочередная продажа людей разным покупателям).

П. «б» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Лицом, использующим свое служебное положение (п. «в» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ), признается должностное или иное, не являющееся таковым лицо, служебные обязанности которого облегчают совершение противоправных действий (например, государственный служащий федеральной миграционной службы, руководитель туристической фирмы, капитан судна). При этом содеянное должностным лицом полностью охватывается составом анализируемого преступления и не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ.

Перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ ( п. «г» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ) может быть как легальным (законным), так и противоправным.

При этом не имеет значения, был потерпевший согласен на выезд в иностранное государство или нет. Незаконное удержание потерпевшего за границей предполагает, что жертва торговли людьми не может выехать в Россию или какое-либо иное государство из страны, где происходит его эксплуатация, в результате противодействия субъекта преступления или третьих лиц, действующих в его интересах.

Использование поддельных документов (п. «д» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ) – это их предоставление в установленном порядке или по требованию соответствующих представителей власти, необходимое для сокрытия факта торговли людьми. Изъятие, сокрытие либо уничтожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего, рассматривается в качестве квалифицирующего признака, если эти действия определяющим образом влияют на саму возможность акта купли-продажи и иных составляющих торговлю людьми преступных действий. При использовании поддельных документов либо незаконном изъятии и уничтожении документов, удостоверяющих личность потерпевшего, содеянное полностью охватывается п. «д» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ, т. е. не требуется дополнительная квалификация по ст. 325 УК РФ.

Под применением насилия (п. «е» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ) понимается любое физическое воздействие на потерпевшего вне зависимости от того, является ли оно опасным для жизни или здоровья (т. е. повлекло причинение любого по тяжести вреда здоровью) или не носит такого характера (например, побои, причинение боли, связывание рук или ног). Угроза применения насилия – явно выраженное намерение причинить вред здоровью потерпевшего или подвергнуть его любому иному насилию.

Пункт «ж» ч. 2 ст. 127¹ УК РФ предусматривает квалифицирующий признак – в целях изъятия у жертвы торговли людьми органов и тканей.

Смерть потерпевшего, а также причинение тяжкого вреда его здоровью (п. «а» ч. 3 ст. 127¹ УК РФ) могут быть причинены как по легкомыслию, так и по небрежности, но должны находиться в прямой причинной связи с действиями виновного (например, в результате ненадлежащих условий перевозки, содержания или характера подневольного труда жертв торговли людьми). Под «иными тяжкими последствиями» понимается, в частности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, смерть или психическое заболевание его родственников, причинно связанные с фактом обращения человека в рабство.

Способ, опасный для жизни и здоровья многих людей (п. «б» ч. 3 ст. 127¹ УК РФ), по смыслу нормы закона характеризует перевозку или укрывательство жертв торговли людьми в условиях, которые непосредственно создают угрозу жизни или здоровью одновременно нескольких потерпевших (например, в явно неприспособленном транспортном средстве, без пищи и воды).

Пункт «в» ч. 3 ст. 127¹ УК РФ предусматривает квалифицирующий признак – совершение преступления организованной группой.

Состав торговли людьми охватывает незаконное лишение свободы, поэтому при удержании человека в неволе применение ст. 127 УК РФ не требуется. Однако похищение человека (ст. 126 УК РФ) не охватывается ст. 127¹ УК РФ (здесь имеет место реальная совокупность преступлений).

Согласно прим. 1 к ст. 127¹ УК РФ освобождение лица, виновного в торговле людьми, от уголовной ответственности возможно в строго ограниченном числе случаев. Во-первых, требуется, чтобы преступление было совершено впервые, поэтому при совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 127¹ УК РФ или п. «а» ч. 2 этой статьи, освобождение исключается. Во-вторых, освобождение возможно исключительно в случае совершения указанных преступных деяний, следовательно, наличие любого иного квалифицирующего признака торговли людьми делает невозможным освобождение виновного от уголовной ответственности. В-третьих, требуется, чтобы виновный не только добровольно освободил потерпевшего, но и способствовал раскрытию совершенного преступления. Наконец, в-четвертых, в действиях виновного не должно содержаться иного состава преступления, которое (по смыслу ст. 127¹ УК РФ) непосредственно связано с торговлей людьми, например нарушение правил о валютных операциях при купле-продаже человека (ст. 191 УК РФ), незаконное пересечение Государственной границы РФ (ст. 322 УК РФ).

По смыслу примеч. 1 к ст. 127¹ УК РФ в случае его применения лицо освобождается от уголовной ответственности и за имевшее место похищение человека согласно примеч. к ст. 126 УК РФ (при наличии указанных в нем условий), а также за незаконное лишение свободы.

Рассмотрим еще один смежный состав преступления (ст. 127² УК РФ Использование рабского труда), часто связанный с незаконной миграцией, совершаемый против свободы и достоинства человека, запрещающий использование рабского труда в ситуациях, когда потерпевший по не зависящим от него обстоятельствам попадает в фактическое рабство, то есть не может осуществлять свою трудовую дееспособность на основе свободы трудового договора[18]. Объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 127² УК РФ (использование рабского труда), образуют действия в виде привлечения жертвы торговли людьми для выполнения какой-либо работы (оказания услуг). При этом продолжительность времени, в течение которого происходит эксплуатация человека, а также характер его труда (допускаемая законом либо не предусмотренная им предпринимательская или иная деятельность) не имеют значения.

От состава комментируемого преступления следует отличать наказуемое в административном порядке нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в России иностранных работников (ст. 18.15 КоАП РФ).

Рабским признается труд, в котором участвует лицо, находящееся в подневольном состоянии, т. е. в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, и при этом оно, по не зависящим от него причинам, не может отказаться от выполнения работ (услуг). Например, принуждаемое к труду физически либо с помощью угрозы причинить вред ему или его близким, разгласить о них нежелательные сведения, выполняющее работу в условиях, когда игнорируются требования по безопасности, оплате, порядку прекращения трудовых отношений, а также фактически лишенное возможности свободно покинуть место, где потерпевший работает или проживает. Однако сам по себе незначительный размер оплаты труда (если она производится), явно не соответствующий трудозатратам, не может квалифицироваться как использование рабского труда.

Окончено преступление с момента, когда потерпевший начнет трудиться как подневольное лицо, т. е. не имея возможности отказаться от выполнения работ (услуг).

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла. Лицо осознает, что использует труд человека, который является жертвой торговли людьми либо находится в подневольном, эксплуатируемом состоянии, и желает так поступить.

Субъект – лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое не участвовало в торговле людьми. Лицу, виновному в похищении человека и торговле людьми, дополнительно вменяются ст. 126 и ст. 127¹ УК РФ[19].

Использование рабского труда в отношении двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 127² УК РФ) – это одновременная эксплуатация нескольких людей, однако не обязательно в одном и том же месте и в одно и то же время.

Пункт «б» ч. 2 ст. 127² УК РФ предусматривает квалифицирующий признак — в отношении заведомо несовершеннолетнего.

Лицом, которое использует свое служебное положение (п. «в» ч. 2 ст. 127² УК РФ), в данном случае является тот, кто организует выполнение работ (услуг) подневольными лицами, непосредственно опираясь при этом на предоставленные ему служебные полномочия: должностное лицо, иной государственный служащий, руководитель и иной служащий негосударственной организации (например, начальник следственного изолятора в отношении арестованных и осужденных, прораб на стройке и бригадир на бахче в отношении временных работников).

Под применением шантажа (п. «г» ч. 2 ст. 127² УК РФ) понимается угроза распространить вымышленные или подлинные сведения, которые могут задеть честь и достоинство, а также деловую репутацию потерпевшего либо его близких.

Также п. «г» ч. 2 ст. 127² УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак – «с применением насилия или с угрозой его применения».

Изъятие, сокрытие либо уничтожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего (п. «д» ч. 2 ст. 127² УК РФ), вменяется в качестве квалифицирующего признака при условии, что эти действия в существенной мере способствуют использованию рабского труда (например, безусловно, ставят потерпевшего в зависимое состояние от виновного).

Смерть потерпевшего, а также причинение тяжкого вреда его здоровью (ч. 3 ст. 127² УК РФ) должны находиться в прямой причинной связи с характером или условиями труда потерпевшего либо бытовыми условиями, а не вызываться иными непосредственными причинами (например, обострением хронического заболевания). Однако неоказание своевременной медицинской помощи подневольному лицу, что повлекло его смерть или причинение тяжкого вреда его здоровью, охватывается комментируемым признаком.

Под «иными тяжкими последствиями» понимается, в частности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего, смерть или психическое заболевание его родственников, находящиеся в прямой причинной связи с фактом пребывания человека в рабстве.

Так, в 2004 г. по ст. 127¹ УК РФ (закон действует с декабря 2003 г.) осужден всего лишь один человек, по ст. 127² УК РФ не вынесено ни одного приговора. В 2005 г. судами России рассмотрено 5 уголовных дел о торговле людьми в отношении 11 лиц, из них 8 человек осуждено. По сведениям ИЦ МВД Республики Башкортостан на 31 марта 2009 года, с момента действия ст. 127¹ и ст. 127² УК РФ на территории республики было возбуждено одно уголовное дело в 2007 г. по ст. 127² УК РФ. Фактов совершения преступления, предусмотренного ст. 127¹ УК РФ, в Республике Башкортостан не зарегистрировано. Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что существующая система государственных мер, направленных на ликвидацию этих крайне негативных проявлений в жизни общества, находится не на должном уровне. На это указывает простое сопоставление показателей ОБСЕ по этой проблеме по России и приведенные выше данные о судимости лиц, использующих рабский труд и осуществляющих криминальную деятельность, связанную с торговлей людьми.

Кроме того, сами уголовно-правовые нормы о торговле людьми расцениваются Правительством России как недостаточно эффективные. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 38-р, запланировано «введение жесткой системы наказаний за... торговлю людьми, а также усиление санкций к работодателям, использующим труд нелегальных иммигрантов».

Такая позиция соответствует задачам усиления борьбы с торговлей людьми. Так, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 127 УК РФ наказание за куплю-продажу человека и его эксплуатацию в виде лишения свободы сроком до 5 лет представляется чрезмерно мягким, не отвечающим степени общественной опасности и характеру деяния. В равной мере занижена санкция и ч. 1 ст. 127² УК РФ.

Так, в пределах санкции ч. 1 ст. 127 УК РФ Волжским районным судом г. Саратова осужден Савицкий, осуществивший продажу в ФРГ в публичные дома 9 гражданок Российской Федерации. По совокупности преступлений Савицкий осужден к лишению свободы сроком на 3 года 6 месяцев[20].

Питательной средой для торговли людьми является проституция и незаконная миграция населения.

Значение уголовно-правовых мер в борьбе с торговлей людьми в России нельзя переоценивать. Серьезных позитивных сдвигов в решении этой проблемы вряд ли можно ожидать без существенного повышения уровня жизни в стране и улучшения ситуации в части безработицы среди молодежи.

В последние годы в связи с участившимися фактами незаконного пересечения Государственной границы России гражданами сопредельных государств правоохранительные органы испытывают некоторые затруднения при квалификации таких деяний, установлении отдельных признаков и разграничении от смежных составов преступлений, объективная сторона которых содержит такие действия, как незаконное пересечение Государственной границы России.

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является неприкосновенность Государственной границы Российской Федерации как составляющая порядка управления, в соответствии со ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница Российской Федерации – это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации (суши, вод, недр и воздушного пространства), т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Объективная сторона преступления характеризуется действием – пересечением государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения.

Порядок пересечения государственной границы Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 04 декабря 2007 г.)[21] и Законом Российской Федерации от 01 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»[22].

Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, признаются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

В случае если гражданин Российской Федерации утратил паспорт (дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка) вне пределов Российской Федерации, соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации ему выдается временный документ, удостоверяющий его личность и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел Российской Федерации (российская виза), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Надлежащее разрешение означает, что у лица, выезжающего из Российской Федерации или въезжающего в нее, имеется действительный документ на право выезда или въезда.

Пересечение Государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения не образует состава преступления в случаях: а) вынужденного пересечения государственной границы лицами, транспортными средствами на суше, захода иностранных невоенных судов и военных кораблей в территориальные воды, вынужденного влета в воздушное пространство воздушных судов, осуществляемых в силу чрезвычайных обстоятельств – несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств[23]; б) прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища, если в их действиях не содержится состав иного преступления (последнее основание сформулировано в примечании к ст. 322 УК РФ). Пересечение государственной границы РФ без установленных документов регламентируется также Положением о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 6 марта 1995 г. № 245.

Преступление считается оконченным в момент пересечения линии Государственной границы Российской Федерации без установленных документов или надлежащего разрешения (пешеходным способом, на любом виде транспорта, тайно или открыто, в местах пропуска через границу или вне мест такого пропуска).

Состав преступления отсутствует, если лицо не знало и по обстоятельствам дела не могло знать, что оно пересекает Государственную границу РФ (например, охотник заблудился в тайге и оказался на территории сопредельного государства). В том случае, когда умысел виновного был направлен на незаконное пересече­ние границы с проникновением в сопре­дельное государство для сбора дикорас­тущих ягод, грибов, охоты и т. п. с последующим возвращением, такие действия следует рассматривать как единое про­должаемое преступление.

Если лицо несколько раз пересекает Государственную границу РФ и каждое последующее пересечение сопровожда­ется возникновением самостоятельного умысла, то все факты пересечения обра­зуют самостоятельные деяния, которые квалифицируются по совокупности пре­ступлений.

Как уже было сказано, пересечение Государственной границы РФ признается незаконным и содержит состав преступ­ления, предусмотренный ст. 322 УК РФ, в том случае, если оно совершается с прямым умыслом без действительных документов на право въезда или выезда из Россий­ской Федерации либо без надлежащего разрешения. Состав преступления аль­тернативный. Преступным считается лю­бое из указанных в диспозиции ст. 322 УК РФ деяний.

Преступление считается оконченным в тот момент, когда лицо физически пере­секло Государственную границу. Предъ­явление, к примеру, подложных докумен­тов сотруднику пограничной службы для последующего получения разрешения на пересечение границы должно рассматри­ваться как покушение на совершение преступления, Использование подложных документов дополнительно квалифициру­ется по ч. 2 ст. 327 УК РФ, если лицо изгото­вило их само и они выступают в качестве средства, облегчающего незаконное пересечение Государственной границы. Использование подложного документа, изготовленного иными лицами, надлежит дополнительно квалифицировать по ч. 3 ст. 327 УК РФ.

Все иные действия, совершаемые до момента непосредственного пересечения границы или предъявления подложных документов, при установлении на это умысла виновного, должны рассматри­ваться как приготовление к совершению преступления. Но в соответствии с действующим законодательством приготовление наказуемо только к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 2 ст. 30 УК РФ). Преступления, предусмо­тренные ст. 322 УК РФ, относятся к кате­гории преступлений небольшой (ч. 1) и средней тяжести (ч. 2), поэтому приготовительные действия к ним ненаказуемы. В тех случаях, когда пересечение грани­цы осуществляется вне пунктов пропуска, но при наличии действительных докумен­тов (общегражданских паспортов или иных документов), такие действия следует квалифицировать по ст. 18.1 КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации». В этой норме КоАП предусмотрена ответствен­ность за нарушение правил пересечения Государственной границы, согласно кото­рым ее пересекают в специально отве­денных местах. По данной статье КоАП следует также квалифицировать, напри­мер, перемещение через Государствен­ную границу транспортных средств, гру­зов, товаров и животных без соответству­ющих документов (ст. 11 Закона РФ от 01 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации»). В тех случаях, когда используются подложные документы (или они вовсе отсутствуют) для перемещения через таможенную границу контрабандных товаров, то соде­янное образует состав преступления, предусмотренный ст. 188 УК РФ.

Под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается террито­рия в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома открытого для международных сообще­ний (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, a при необходимости и другие виды контроля и пропуск через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных[24].

Если субъект пересекает границу без действительных документов в транспорт­ном средстве, принадлежащем другому лицу, с его ведома и согласия, такое деяние квалифицируется по ст. 322 УК. Действия владельца транспортного средства или лица, которое имеет к не­му доступ в силу служебных обязанностей, образуют соучастие в преступлении и квалифицируются как пособничество пересечению государственной границы (ч. 5 ст. 33, ст. 322 УК РФ).

Если транспортное средство любого ви­да используется правонарушителем для незаконного выезда из Российской Феде­рации без ведома для лица, управляю­щего транспортным средством и осуще­ствляющего перевозку, состав уголовно наказуемого деяния в действиях послед­него отсутствует. Но наступает админис­тративная ответственность по ст. 18.14 КоАП РФ «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации». В этой статье установлена ответственность за непринятие мер по предотвращению незаконного проникно­вения лиц на транспортное средство и использования его для незаконного вы­езда из Российской Федерации, если это повлекло незаконное пересечение или попытку незаконного пересечения границы.

Субъектом преступления может быть гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что осуществляет пересечение Государственной границы Российской Федерации без установленных документов и надлежащего разрешения, и желает этого.

Часть 2 ст. 322 устанавливает повышенную ответственность за незаконное пересечение охраняемой государственной границы, совершенное группой лиц или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения.

Преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, понимается в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ.

Пересечение Государственной границы, сопровождающееся угрозой применить насилие к сотруднику пограничной служ­бы или сопряженное с фактическим при­менением такового, если оно повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, охватывается ч. 2 ст. 322 УК. Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти образует совокуп­ность преступлений, квалифицируемых по соответствующим частям ст. 322 и ст.111 или ст. 105 УК.

Как показывает статистика, в последние годы участились факты незаконного пересечения Государственной границы России гражданами сопредельных государств. Так, по России в 2001 г. число осужденных по ст. 322 УК РФ составило 376 человек, в 2002 г. – 455 человек, в 2003 г. – 485 человек, в 2004 г. – 830 человек, в 2005 г. – 1043 человека.

А теперь разграничим анали­зируемое преступление от иных деяни­й, ответственность за которые была введена в уголовное законодательство сравнительно недавно.

Так, один из квалифицированных соста­вов торговли людьми включает в качест­ве обязательного признака перемещение потерпевшего через Государственную границу РФ (п. «г» ч. 2 ст. 127¹ УК), которое может выражаться в незаконном ее пересечении, т. е. с использованием под­дельных документов, удостоверяющих личность преступника (или без визы). В этом случае Т. Устинова считает, и мы с ней согласны, что содеянное квалифицируется одновременно по пп. «г» и «д» ч. 2 ст. 127¹ УК. Дополнительной квалификации дей­ствий по ст. 322 УК не требуется, так как нарушение установленных правил въезда или выезда в этом случае выступает в качестве способа осуществления квали­фицированного состава торговли людь­ми. В одних случаях людей провозят че­рез границу нелегальным путем или без законного разрешения на проживание, в других – легальным, в качестве туристов, будущих жен, артистов, домашней при­слуги, а также соискателей убежища – в зависимости от законодательства того или иного государства.

Международное законодательство пре­дусматривает меры по защите таких по­страдавших лиц. Например, междуна­родные правовые документы призывают государства предусмотреть в своем за­конодательстве возможности, не допуска­ющие судебного преследования, заклю­чения под стражу или наказания ставших предметом торговли людей в связи с не­законным въездом или проживанием. Т. Устинова предлагает пострадавших от рас­сматриваемого преступления не привлекать к уголовной ответственности за незаконное пересечение Государст­венной границы РФ и считает целесообразным дополнить примечание к ст. 322 УК новым пунктом, включив в не­го положение, в соответствии с которым лица, ставшие жертвами торговли людьми, не подлежали бы уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы РФ[25].

В заключение остановимся на основных отличиях рассмотренных нами составов преступлений, а именно: ст. 322¹, 322, 127¹, 127² УК РФ. Пособничество незаконному пересечению Государственной границы РФ (ч. 5 ст. 33, ст. 322 УК РФ) следует отграничивать от организации незаконной миграции (ст. 322¹ УК РФ). Объективную сторону незаконной миграции составляют действия, связанные с организацией незаконного въезда в РФ лишь иностранных граждан или лиц без гражданства, а также их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ. Как правило, такие действия носят систематический характер, совершаются неоднократно и в отношении только иностранных граждан или лиц без гражданства (тогда как действия по пособничеству незаконному пересечению Государственной границы РФ совершаются и в отношении граждан Российской Федерации) и поэтому законодателем ст. 322.1 УК РФ выделена в качестве самостоятельного состава преступления.

Организацию незаконной миграции (ст. 322¹ УК РФ) следует отличать от торговли людьми (ст. 127¹ УК РФ). Отличия деяний, связанных с организацией  незаконного въезда (перевозки) иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию РФ, их незаконного пребывания и транзитного проезда через территорию РФ, состоят в том, что: 1) торговля людьми предусматривает использование не только незаконного въезда в РФ, но и незаконного выезда с территории РФ, и не только иностранных граждан и лиц без гражданства, но и граждан РФ; торговле людьми присуща специальная цель — эксплуатация человека. Для субъективной стороны состава  организации незаконной миграции такая цель не является обязательным признаком.

Организация незаконной миграции (ст. 322¹ УК РФ) в части организации незаконного пребывания составляет совокупность действий по созданию одному и более иностранным гражданам (либо лицам без гражданства), не имеющим законного права находиться на территории Российской Федерации, условий для их проживания и трудовой деятельности. В этом случае у незаконного мигранта есть возможность отказаться от предлагаемой ему работы и условий проживания. При использовании рабского труда (ст. 127 УК РФ) лицо находится в подневольном состоянии, т. е. в отношении его осуществляются полномочия, присущие праву собственности, и при этом оно по не зависящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг).

[1] См.: Уголовное право. Особенная часть / под ред. Л. Д. Гаухмана, С. В. Максимова. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005. – С. 635; Галахова А. В., Горяйнова Е. А. Уголовный закон в практике районного суда: науч.-практ. пособ. – М.: Норма, 2007. – С. 978–979.; Иногамова-Хегай Л.В., Рарог А. И., Чучаев А. И. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. – М., 2006. – С. 651–652.; Бриллиантов А. В. Организация незаконной миграции // Российский следователь. – 2005. – № 5. – С. 50; Сердюк Л. В. Организация незаконной миграции (ст. 322¹ УК РФ): состав и порядок квалификации (комментарий) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2006. – № 2–3. – С. 65.

[2] См.: Шелмаков А. Л. Проблемы применения статьи 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» // Российская юстиция. – 2007. – № 1. – С. 35.

[3] См.: Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007 г. № 328-ФЗ) // Российская газета от 31 июля 2002 г. № 140(3008) // БД «КонсультантПлюс», 2009.

[4] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 34. – Ст. 4029; 1998. – № 30. – Ст. 3606; 1999. – № 26. – Ст. 3175; 2003. – № 2. – Ст. 159; – № 27. – Ст. 2700; 2006. – № 31(ч. 1). – Ст. 3420; 2007. – № 50. – Ст. 6240.

[5] См.: Федеральный закон от 15 июня 2006 г. № 89-ФЗ ”О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»” // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 27. – Ст. 2877.

[6] См.: Бышевский Ю. Ю. К вопросу о юридической природе ответственности за организацию незаконной миграции // Российский следователь. – 2005. – № 6. – С. 17.

[7] См.: Уголовное право. Особенная часть / под ред. Л. Д. Гаухмана, С. В. Максимова. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005. – С. 635–637.

[8] См.: Уголовное право. Там же. – С. 636.

[9] См.: Архив Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан. Уголовное дело № 6720243.

[10] См.: Архив Уфимского районного суда Республики Башкортостан. Уголовное дело № 6964102.

[11] См.: Шелмаков А. Л. Проблемы применения статьи 322¹ УК РФ «Организация незаконной миграции» // Российская юстиция. – 2007. – № 1. – С. 35.

[12] См.: Архив Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан. Уголовное дело № 6074272.

[13] См.: Шелмаков А. Л. Указ. соч. – С. 36.

[14] См.: Уголовное право. Особенная часть / под ред. Л. Д. Гаухмана, С. В. Максимова. – 2-е изд. – М.: Эксмо, 2005. – С. 638.

[15] См.: Клипицкий И. А., Мелконян  Г. П. Торговля людьми: законодательство и судебная практика // Российская юстиция. – 2006. – № 12. – С. 39.

[16] См.: Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: НОРМА, 1999. – С. 309–320; Лунеев В. В. Криминальная глобализация // Государство и право. – 2004. – № 10. – С. 26–41; Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 597–600.

[17] См.: Клипицкий И. А., Мелконян Г. П. Торговля людьми: законодательство и судебная практика // Российская юстиция. – 2006. – № 12. – С. 39.

[18] См.: Биккинин И. А., Костырев В. И., Масягутов И. К. Уголовное право. Часть Особенная: учеб. пособ. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2006. – С. 38.

[19] См.: Радченко В. И., Михлин А. С. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // БД «Гарант», 2009.

[20] См.: Клипицкий И. А., Мелконян Г. П. Торговля людьми: законодательство и судебная практика // Российская юстиция. – 2006. – № 12. – С. 40.

[21] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 34. – Ст. 4029; 1998. – № 30. – Ст. 3606; 1999. – № 26. – Ст. 3175; 2003. – № 2. – Ст. 159; – № 27. – Ст. 2700; 2006. – № 31(ч.1). – Ст. 3420; 2007. – № 50. – Ст. 6240.

[22] См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 16. Ст.1861; 1996. – № 50. – Ст. 5610; 1999. – № 23. – Ст. 2808; 2003. – № 27. – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2005. – № 10. – Ст. 763; 2006. – № 27. – Ст. 2877.

[23] См.: ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской  Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 16. – Ст. 1861; 1996. – № 50. – Ст. 5610; 1999. – № 23. – Ст. 2808; 2003. – № 27. – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2005. – № 10. – Ст. 763; 2006. – № 27. – Ст. 2877.

[24] См.: ст. 9 Федерального закона от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской  Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 16. – Ст. 1861; 1996. – № 50. – Ст. 5610; 1999. – № 23. – Ст. 2808; 2003. – № 27. – Ст. 2700; 2004. – № 27. – Ст. 2711; 2005. – № 10. – Ст. 763; 2006. – № 27. – Ст. 2877.

[25] См.: Устинова Т. Незаконное пересечение Государственной границы РФ // Законность. – 2006. –

№  4. – С. 17–18.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!