Учение о ноосфере

26 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

 Введение 3

1. Биосфера и ноосфера 4

2. Теория ноосферы Тейяра де Шардена 6

3. Учение В.И. Вернадского 12

Заключение 16

Список литературы 17

Введение

 Термин «ноосфера» применяют представители самых разных профессий: ученые, производственники и политики, авторы популярных изданий и люди, весьма далекие от науки. При этом единого толкования этого понятия не существует. Для одних ноосфера - это идеальное состояние развитой жизни на нашей планете, недостижимое в реальности; для других - возникшее в настоящее время объективное состояние Земли, определяемое деятельностью человечества; для третьих - только разумная деятельность, т.е. суммарное сознание, которое изменяет ход превращения веществ на Земле и управляет протекающими на нашей планете процессами.

В данной работе мы кратко осветим историю появления и формирования понятия «ноосфера», рассмотрим различные оттенки его современной трактовки, а также расскажем о том, что человечество должно и может сделать для сохранения и восстановления, когда это требуется, гармоничных отношений с окружающей природой.

1. Биосфера и ноосфера

 Планета Земля, земной шар, представляет собой геологическое образование, продукт астрофизических, физических и химических процессов, протекавших на протяжении нескольких миллиардов лет. Во второй и третьей главах вкратце упоминалось о том, как происходит формирование и развитие планет и, в частности, Земли.

Минералогическая эволюция на нашей планете изучена достаточно глубоко, что позволяет установить закономерности распределения вещества ее недр на различных уровнях. Имеет смысл, однако, отдельно рассмотреть сначала часть нашей планеты, связанную с процессами жизнедеятельности разнообразных существ (7).

Впервые это было сделано в конце ХIХ века В.В.Докучаевым, создавшим науку о почве. Почва - самостоятельное естественно-историческое тело природы, объединение приповерхностных процессов, связывающих в одно целое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и гумусированные их остатки (плодородный перегной), населенные микроорганизмами.

Взгляды Докучаева были восприняты и развиты В.И.Вернадским, создавшим в начале ХХ века учение о биосфере, раскрывающее огромную роль микроорганизмов, растений и животных в перемещении химических элементов в земной коре. Понятие биосфера шире, чем понятие почва, поскольку помимо последней включает в себя и тропосферу с прилегающей нижней стратосферой, и океаны, моря и другие водоемы, и верхние слои литосферы земного шара, и населяющие все эти области живые существа от простейших бактерий до человека - в общем все, что так или иначе связано с жизнью и продуктами жизнедеятельности (9, с. 667).

По мере развития экспериментальных средств определения возраста горных пород (радиоуглеродный метод) следы жизни обнаруживались на Земле все раньше и раньше. Сообщества микроорганизмов встречаются в породах, имеющих возраст порядка 4 млрд. лет. Это дало Вернадскому возможность прийти к выводу, что возраст существования жизни на Земле сравним с геологическим возрастом нашей планеты.

Вопрос, таким образом, состоит в том, не предшествует ли жизнь как явление самому возникновению нашей планеты. Вернадский утверждает, что время существования планеты совпадает со временем существования на ней жизни. Несмотря на многолетние целенаправленные усилия, до сих пор не удалось получить живое из неживого, в то время как число примеров происхождения неживого из живого возрастает. Не только атмосфера Земли, сложившаяся в результате процессов фотосинтеза у растений, но и горные породы, и ископаемые (а возможно, и гидросфера) - есть продукт биосферы, результат жизнедеятельности растений, бактерий и животных (5, с. 44).

Таким образом, можно говорить о биогенном характере окружающей нас природы. Вернадский полагал жизнь космическим явлением, ее зародыши привносились на Землю извне постоянно, но укрепились и получили мощное развитие на Земле лишь тогда, когда на ней сложились благоприятные условия. Вместе с тем, вся геологическая история Земли протекала при участии и под воздействием биогенных факторов.

Между тем, биологическая эволюция, как мы ее себе представляем, имеет выраженное направление, обусловленное усложнением возникающих живых структур. Наиболее ярко это проявляется в изменениях нервной системы, приведших к возникновению такого сложного устройства, как головной мозг. Еще в конце прошлого века Дж.Дана говорил о цефализации в процессе эволюции. Как уже говорилось, мозг человека является наиболее сложной из всех известных систем. Человек и человечество выделяются из всей остальной биосферы и приобретают характер самостоятельного феномена. Создание новых культурных видов растений и животных, преобразование окружающей среды в своих целях имело и имеет огромное, фактически геологическое значение для биосферы. Таким образом, для характеристики современной геологической стадии развития биосферы можно говорить о ноосфере, то есть сфере разума. Масса биологического вида Homo Sapiens в целом ничтожно мала не только по сравнению с массой всей биосферы, но и по сравнению с массой всех остальных живых существ. Однако роль этого вида как природопреобразующего фактора огромна.

2. Теория ноосферы Тейяра де Шардена

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1995), французский иезуит, уже при жизни считался еретиком заметной честью католической общественности. Ему запрещали публично провозглашать свои мнения, публиковать свой работы. Его философию отнесли к пантеистическому течению.

Тейяр стремился прийти к соглашению между христианством и современной цивилизацией. Он хотел совместить науку XIX и XX веков с верой, а также религию с деятельностью современного человека. Поэтому его основная проблематика касалась того, застал ли человек мир сотворенным Богом, или человек является сотворцом своего мира? Вопрос этот касался общефилософского подхода человека к миру. Если этот мир ему дан, то единственной обязанностью человека остается восхищаться Божьим творением и преклоняться перед его Творцом. Так и толковала традиционная христианская философия религиозные обязанности человека Против этого взбунтовался Тейяр де Шарден (1).

Французский философ прежде всего отверг идею начала мира, утверждал, что тому убеждению, что Бог сотворил материальный мир во времени, дал начало в своих трудах Августин Аврелий. Наоборот, доказывал Тейяр, материя не имеет никакого начала ни конца, но существует, подвергаясь постоянным преобразованиям и преображениям. Материя - понимается им и как материя тенгенциальная (чувственная), и как радиальная (духовная). В результате дифференцирования и совершенствования материи возникла жизнь и разные, все более сложные формы живых существ. Те же материальные процессы привели и к возникновению человека Развитие Вселенной имеет стадийный характер. Библейскую информацию об Адаме и Еве, как о наших прародителях, надо - по мнению Тейяра интерпретировать как скачок, переломный пункт в развитии пралюдей Эволюция, по его мнению, имеет два выразительных этапа. Первый этап - это "развитие мира", дифференцирование, которое завершается возникновением человека. С моментом появления человека в разных местаx Земли эволюция входит в этап ноосферы, что обозначает "свертывание" мира, концентрацию единиц, социализацию. "Общественная эволюция является продолжением революции материи и живой природы" (2).

Убеждение о естественном происхождении человека сопровождала мысль, что процесс эволюции и Божье сотворение мира - это одно и то же. Эволюция имеет начало в точке Альфа и ведет к точке Омега, являющейся источником силы и порядка эволюции Омега - это бытие трансцендентное, духовное, которое привлекает к себе все, что существует. Тейяр отождествлял Альфу и Омегу с Богом. Прошлое человечества интересует французского иезуита лишь настолько, насколько определяет его будущее. Он заметил, что в современном мире люди хотят быть активными, что ими управляет желание творить. В это время церковь приказывает молиться, считая молитву основной формой религиозного поступка. Это приводит верующих к конфликту совести, и в конечном счете способствует уходу наиболее моральных людей от религии (9, с. 670).

Важным аспектом существования человека является деятельность, действие, покорение и приспособление мира для своих потребностей. Речь идет о производственном труде, художественной деятельности, научной работе и общественных делах. Работа не является наказанием за грехи, утверждал Тейяр, но она - нравственный императив. Достоинство человека имеет свой источник в его роли в мире. Тейяр перевернул иерархию ценностей в христианской этике. Плохим христианином является тот, кто замыкается в башне из слоновой кости. Хорошим - тот, кто продолжает процесс творения мира, участвует в цивилизационных изменениях. Зло отождествляется им с пассивностью, а добро с активностью.

Парадоксально, что человек, который считается еретиком, оказал такое значительное влияние на отношение католической церкви ко всем вопросам, касающимся способа интерпретации действительности, проявлением чего были постановления Ватиканских соборов и энциклики папы Павла VI, а затем и Иоанна Павла II. Чтобы понять это, надо помнить, что Тейяр сформулировал новые идеи благодаря нарушению самого существенного для христианства тезиса о дуализме Бога и мира, души и тела, добра и зла, Современная церковь одобрила этические, и даже теологические последствия, вытекающие из отвержения этого дуализма, но она не может одобрить тейяровского монизма (7, с. 513).

Мысли Тейяра де Шардена выросли не на голой почве. Его концепция берет свои корни из всего многовекового развития теологических рассуждений человечества.

В средневековой картине мироздания Бог рассматривается как стоящая над миром абсолютная субстанция. Так, например, в томистской философско-теологической системе Бог противопоставляется природе и человеку как бытие абсолютное бытию обусловленному, как вневременное - приходящему и изменчивому. Между Богом и природой, Богом и человеком устанавливалось непреодолимое расстояние. И хотя в томизме существует учение «об аналогии бытии», которое призвано перекинуть «мост» между Богом и миром, Богом и человеком, все же интерпретация этой «аналогии» в томистской философии исключает полное их сближение.

Утверждение в Новое время в европейской культуре механической картины мира не приводило к существенному пересмотру взглядов религиозных мыслителей на эту проблему. Бог по-прежнему рассматривался как «творец» и «перводвигатель» видимого и невидимого мира, стоящий вне его и над ним. Изменения же касались лишь конкретного наполнения мировоззренческой системы, связанных с переходом на геоцентрической на гелиоцентрическую картину мира (3).

Наиболее серьезные изменения в религиозно-философском мышлении произошло в конце XIX- середине XX веков, когда в европейской культуре утвердилась диалектическая картина мироздания, в которой господствующими принципами являются идея единства мира и его саморазвитие. Влияние этой новой картины мира мы можем обнаружить во всех конфессиональных направлениях философско-богословской мысли. В русской православной философии и богословии они нашли свое наиболее яркое выражение в работах В.И. Вернадского, Н. Ф. Федорова, П. А. Флоренского, в протестантской теологии в концепции «диполярного Бога» А. Уайтхеда и Ч. Хартшорца, в католической философско-теологической мысли в концепции «эволюционно-космического христианства» П. Тейяра де Шардена.

В своей работе «Сверхжизнь» Тейяр де Шарден задумывается о глобальных проблемах: эволюции и развитии человека, векторе этого развития, развитии человеческого сознания.

Мир, согласно концепции Тейяра де Шардена, постоянно находится в процессе изменения, развития от простого к сложному, от низшего к высшему. Он отмечает также взаимосвязь количественных и качественных изменений и считает, что появление нового качества нельзя объяснить, если не ввести в естественную историю понятия «скачка» как критической точки изменения состояний, через который последующий этап эволюции отрицает предшествующий. «Во всех областях, - пишет философ, - когда какая-либо величина достаточно выросла, она резко меняет свой вид, состояние или природу. Кривая меняет направление движения, плоскость переходит в точку, устойчивое рушится, жидкость кипит, яйцо делится на сегменты...» (10, с. 274).

Философ задумывается над проблемой эволюции. Согласно его взглядам, эволюция – «возрастание сознания. Возрастание сознания – действие к единению. В настоящее время вся совокупность мыслящих сил и единиц вовлечена во всеобщее объединение посредством совместных действий внешней и внутренней сторон Земли, все части человечества проникают друг в друга и сплачиваются на наших глазах в единый блок вопреки тенденции этих частей к разъединению и соразмерно ей; все это совершенно естественно, если уметь видеть в этом высшую точку организации космического процесса, неизменного со времени тех далеких эпох. когда наша планета была молодой» (10, с. 275).

И что особенно интересно, по мнению философа, в основе возрастания сознания находится принцип мегасинтеза: «Положительно я не вижу другого цельного и, стало быть, научного способа сгруппировать и истолковать эту огромную массу фактов, как представить ее в виде гигантской психобиологической операции – своего рода мегасинтеза. "суперкомбинации", которой ныне индивидуально и коллективно подчинены все мыслящие элементы Земли» (10, с. 277).

Движущая сила эволюции, как отмечет философ, ни что иное как человечество. «Человечество - вначале неопределенная сущность, скорее испытываемая, чем осознаваемая. где смутное чувство постоянного возрастания соединяется со всеобщей потребностью братства». Философ говорит, что человечество зачастую является предметом наивной веры, магическая сила которого действует сильнее, чем все превратности и всякая критика, и продолжает действовать «с той же силой обольщения и на душу нынешних масс, и на разум интеллигенции» (10, с. 278).

Философ признает техногенный характер человеческой цивилизации и соглашается, что будущее за наукой, но не просто наукой, а наукой возведенной в квадрат, в ее слиянии с живым. По мнению философа, будущее за наукосферой: «При первом приближении оно вырисовывается на нашем горизонте в виде всеобъемлющей и безукоризненно цельной перспективы универсума. Было время, когда допускалась только одна роль познания – освещать, к радости нашего умозрения, совершенно готовые и совершенно законченные предметы вокруг нас. Ныне благодаря философии, которая только что придала смысл нашей жажде все осмыслить и осветила ее, мы смутно предвидим, что бессознательность – это своего рода неполноценность или онтологическое зло, мир завершает себя лишь в той мере, в какой он выражается в систематическом и осознанном восприятии, даже (если не в особенности) в математике "открыть" не означает ли создать нечто новое? С этой точки зрения интеллектуальное открытие и интеллектуальный синтез представляют собой не только умозрение, но и творчество. Поэтому только физическое завершение вещей связано с отчетливым восприятием их нами. И тогда правы, по крайней мере частично, те, кто видит венец эволюции в высшем акте коллективного видения, достигнутого путем всечеловеческого стремления исследовать и сооружать» (10, с. 291-292).

Философ представляет ноосферу в качестве продукта процесса гоминизации. Гоминизация, по его словам, представляет собой фантастическое зрелище коллективной рефлексии. В результате этого процесса образуется «Мыслящий, коллективный и постоянный организм», «мыслящий пласт земли». «Земля не только покрывается миллиардами крупинок мысли, но опутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально существующую обширную крупинку мысли в космическом масштабе». Свое завершение Ноосфера находит в некоем синтезе центров человеческого сознания, духовном центре универсума - «точке Омеге» - Боге. «По своей структуре, - пишет Тейяр, - Ноосфера и вообще мир представляют собой совокупность не только замкнутую, но и имеющую центр» (10, с. 294).

Говоря о прошлом науки, философ замечает, что «со времени своего зарождения наука развивалась, побуждаемая главным образом необходимостью разрешить какую-нибудь проблему жизни; ее самые возвышенные теории всегда витали бы беспочвенные в сфере человеческой мысли, если бы они немедленно не воплощались в какой-то способ покорения мира. Благодаря этому человечество, продолжая движение всех других одушевленных форм, несомненно, идет в направлении завоевания материи, поставленной на службу духа. Больше мочь, чтобы больше действовать. Но в конечном счете и в особенности: больше действовать, чтобы полнее существовать» (10, с. 297).

По мнению философа наука и коллективность позволят человечеству обрести сверхсознание. «Гармонизированная общность сознаний, эквивалентна своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой. образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления.

Таков тот общий образ, в котором по аналогии и симметрично с прошлым мы можем научно представить себе человечество в будущем, то человечество, вне которого для земных требований нашего действия не открывается никакого земного исхода» (10, с. 299).

3. Учение В.И. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Иван Васильевич Вернадский, был профессором политической экономии и статистики, хорошо знал несколько европейских языков, много времени уделял изучению истории научных идей, был создателем и разработчиком собственных оригинальных научных направлений. Благодаря широте его интересов в доме была огромная библиотека, в которой были географические издания, книги по истории, описания путешествий и открытий, обширная художественная литература.

Самое большое влияние на мировоззрение Вернадского оказал В.В.Докучаев, преподававший в университете минералогию и почвоведение. Под его руководством Вернадский участвовал в экспедициях по изучению почв и их обитателей, и одна из первых научных работ молодого ученого была посвящена землеройкам. В эти же годы по рекомендации Докучаева Вернадский начал заниматься минералогией и кристаллографией (6, с. 71).

Трудно найти более яркий пример насыщенности научной жизни: Вернадским были написаны сотни фундаментальных работ в совершенно различных областях науки, в экспедициях и командировках он проехал тысячи километров (по всей Европе, Америке, Канаде, Уралу, Кавказу, Средней Азии, Сибири, Украине). А самое главное, что подчеркивал и сам ученый, - наука всегда воспринималась им как творческий акт: «Ученые - те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают».

Когда в 1922-1923 гг. Вернадский читал лекции в Сорбонне, излагая свои взгляды на биосферу, на роль живого вещества в жизни планеты и преобразующую деятельность человечества, его слушали двое французских ученых – Э.Леруа и Т. де Шарден.

Вдохновленные идеями Вернадского, они начали собственные исследования в этой области биогеохимии, и в 1927 г. Леруа в одной из работ ввел понятие «ноосферы» как деятельности человека (разумного), влияющей на геологические процессы. В работе Леруа подчеркнул, что его взгляды разделяет Т. де Шарден. Вернадскому понравился новый термин, он стал употреблять его в своих биосферных исследованиях (1, с. 94).

Первое, что отметил Вернадский, - это повсеместное внедрение человека (с его преобразующей природу деятельностью) в биосферу: «В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности... Нет ни одного клочка земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно». Поэтому ноосфера может рассматриваться как новое явление на нашей планете. «Человек... становится могучей геологической силой, все растущей». Эта сила складывалась на протяжении веков, подчас

незаметно для самого человека. К постепенным длительно формирующимся изменениям в положении человечества на планете добавились и перемены относительно резкие, связанные с небывалым подъемом раз

вития науки и техники.

Вернадский приходит к выводу, что основа и постепенных, и резких изменений - человеческий разум: «Появление разума и наиболее точного его выявления - организации науки - есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выявлявшееся в биосфере». И далее: «...Созданные невесомые ценности - научная мысль и научное открытие - в дальнейшем меняют... ход процессов биосферы, окружающей нас природы» (1, с. 95).

Следующий логический шаг: разум и научная мысль воздействуют на природу посредством человеческого труда. Мощь человечества «связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом».

Но у процесса развития человечества есть и другая сторона. Человек неразрывно связан со средой, в которой он живет. «Человек есть определенная функция биосферы в определенном ее пространстве-времени». Именно поэтому ноосфера не есть что-то искусственное, чуждое истории планеты. Ноосфера - это результат развития биосферы, «последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории». «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история». «Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества». Итак, ноосфера - это современный этап развития биосферы, который сформировался в результате созидательной деятельности человечества, изменяющей и биосферу, и весь ход геологической истории планеты Земля.

Наконец, на стадии ноосферы человек осознает, что он, будучи отдельной личностью, не отделим от всего человечества. «Человечество своей жизнью стало единым целым». Но человечество - плод развития биосферы, а биосфера - результат развития планеты. Отсюда - люди должны действовать в интересах всей планеты. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или, рода, государств или их союзов, но и в' планетном аспекте». И, быть может, самое главное (на наш взгляд): «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» (1, 96).

Что же касается времени окончательного формирования этой стадии развития планеты, то однозначного ответа ученый не дал. Он говорил и о приближении к ноосфере, и о том, что «ноосфера... состояние наших дней», а расцвет творческих возможностей человечества придется на поколение его внучки, т.е. современный нам период. Такое понимание, по-видимому, естественно, если учесть психологию людей эпохи начала научно-технической революции, их энтузиазм и творческий порыв, когда казалось, что человеку все подвластно. Следует также помнить, что статья «Несколько слов о ноосфере» написана в 1944 г. и ее оптимизм и вера в скорый прорыв в будущее во многом были обусловлены верой в близкую победу над фашизмом.

Идеи Вернадского были подхвачены учеными различных научных дисциплин. Академик А.Е.Ферсман обращал основное внимание на промышленную геологическую деятельность современной цивилизации, дав ей название техногенез. Сфера, в которой происходит техногенез, получила название техносферы.

Заключение

П.Тейяр де Шарден определил ноосферу как одну из стадий эволюции мира, а движущей силой эволюции он считал целеустремленное сознание. Вернадский же полагал сознание лишь закономерным результатом развития биосферы. Вне зависимости от того, считать ли воздействие сознания на природу целеустремленным или полагать его возникшим в результате закономерностей эволюции, однажды возникнув, оно оказывает неустранимое и все возрастающее воздействие на биосферу вследствие трудовой деятельности человека. Уже на наших глазах это воздействие становится решающим. Недаром вопросы экологии и охраны окружающей среды сегодня являются важнейшими, не говоря уже о том, что достижения разума привели к возможности практически мгновенного уничтожения жизни на планете. Основной же тезис Вернадского состоял в том, что на определенном этапе развития биосферы она трансформируется в ноосферу, и человеческая цивилизация должна принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции космического типа: интеллект, а не естественная стихия должны управлять дальнейшей судьбой мира, в котором живет человек.

Вытекающие отсюда важнейшие вопросы этики и организации трудовой деятельности человечества не являются предметом данного курса. Говорить о "плановом развитии" человеческого хозяйства в космических масштабах, по-видимому, преждевременно. Важно, однако, подчеркнуть ту роль теоретического познания, которая неизбежно проявит себя в процессе дальнейшей человеческой истории. В зависимости от того, какие естественнонаучные концепции будут полагаться в основу наших знаний о природе, а, значит, и в основу дальнейшей как познавательной, так и практической деятельности человека, направление дальнейшего развития человеческой цивилизации будет тем или иным. Сознание, осознавшее собственное могущество, могущественно вдвойне.

Список литературы

1. Аксенов Г.П. Мир у В.И.Вернадского // Природа. – 1992. - №5. – С. 92 – 101.

2. Буховский А. В ноосфере, которую построил Вернадский // Человек. – 1992. - №4. – С. 178 – 180.

3. Вернадский В.И. PRO ET CONTRA. – СПб, 2000.

4. Галков В., Гиренок Ф. на пути к ноосфере // Наука и религия. – 1988. - №3. – С. 50 – 54.

5. Козиков И.А., В.И.Вернадский, ноосфера и российская цивилизация // Социально-политический журнал. – 1995. - №4. – С. 43 – 61.

6. Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу Вернадского // Природа. – 200. - №5. – С. 71 – 76.

7. Реале Д., Антисери Х. История философии. – СПб.: Петрополис, 1996.

8. Флоринская Ю.Ф. Понятие о ноосфере // Биология. Приложение к газете 1 сентября. – 2000. - №1. – С. 12 – 13.

9. Философия не кончается… Из истории отечественной философии. XX век. 1920 – 1950-е гг. В 2-х кн. – М.: Оникс, 1991-1998. – Кн.1. – С. 666 – 671.

10. Шарден Т. де Избранные произведения. – М.: Эксмо-пресс, 2005.

 © Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по КСЕ (Естествознание)

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

 

(18.8 KiB, 38 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!