«Ученая дружина» петровских времен и М. В. Ломоносов: познание природы и путей прогресса России

8 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В эпоху Петра Великого была осуществлена одна, из самых великих трансформаций истории России, а именно планомерное и радикальное включение страны в систему мировой - в тот период западноевропейской - материальной и духовной культуры. Европеизация социально-экономической, политической и культурной жизни не означала разрыва с национально-самобытными началами российской жизни, она существенно обогащала эти начала, придавала, в противовес ретроградству, современный уровень и формы этим началам. Эти преобразования затронули не только производство, политику, военное дело, но и духовный мир человека.

Одной из сфер этих глубочайших преобразований была область философской мысли в ее различных аспектах - гносеологии, социальной философии, эстетики.

Оценка сущности этих новых идей и дел - объект споров, продолжающихся без малого три века. Споры эти будут существовать, пока существует Россия, ибо, по справедливому замечанию/современного историка, «петровская проблема еще не исчерпана».

В петровское время завершился радикальный философский переворот - раскрепощение, секуляризация русской философии, размежевание ее с богословием. Это произошло на основе не только внутренних потребностей, но и в значительной мере под воздействием философии западного Ренессанса и Нового времени - идей Коперника, Галилея, Бэкона, Локка, Декарта, Гуго Греция. Русские философы петровского времени положили начало двум родам плодотворного западноевропейского влияния на русскую мысль - романо-французского (А. Кантемир) и немецкого (В. Татищев). Картезианство и лейбницианство явились первыми вехами на этом пути великих философских взаимодействий России и Запада вплоть до XX века. Включение русской философии в контекст мировой философской мысли позволило существен-1 но углубить понимание природы человека, его места в мире.

Механизм взаимодействия западноевропейской и русской научно-философской мысли включал в себя следующие моменты.

Личные контакты: Петр Первый посещал Лондонское королевское общество, Гринвич, Оксфорд, Сорбонну, был в 1717 году избран почетным членом Парижской академии, встречался с виднейшим немецким ученым Лейбницем в 1711, 1712, 1716 годах, учредил Петербургскую академию наук, с тем чтобы «придать нам в Европе достоинство и честь». А. Кантемир - посол России в Англии и Франции - установил связи с ведущими европейскими философами (Монтескье, Вольтером). С. Яворский поддерживал контакты с Лейбницем, последователи Лейбница активно действовали в Петербургской академии наук (первый президент ее Блю-ментрост, династия Бернулли и другие).

Включение западноевропейской философской литературы в круг чтения российских читателей: А. Кантемир перевел сочинения Фонтенеля и Фенелона, Г. Теплов знакомило идеями Бэкона, В. Татищев - с идеями Гуго Греция, Галилея, Декарта.

Осуществилась разработка русской философской лексики на основе европейского опыта, очищение ее от архаических славянизмов, теологической схоластики, вульгарной латыни; введение в Петровскую эпоху терминов: «объект», «субъект», «состав», «нравственность»; определение понятий «материя» и «идея». Особую роль в разработке русского национального философского языка сыграли философ и поэт А. Кантемир, поэт В. Тредьяковский и впоследствии М. Ломоносов.

«Ученая дружина» петровского времени - Ф. Прокопович (1681 - 1736), В. Татищев, (1686 - 1750), А. Кантемир (1708 - 1744) - разрабатывает философские проблемы, в том числе и всестороннее познание человека, на основе практического освоения западной философии Возрождения и Нового времени. Каковы же новые идеи, вошедшие в русскую философию, начиная со времен петровских преобразований?

В онтологии, гносеологии, логике: отделение философии от теологии, разделение философии на теоретическую и практическую, выделение роли ощущений, реальность невидимого мира, идеи дуализма и деизма, просветительское осуждение алхимии и астрологии.

В социальной философии: развитие прикладных знаний и политических теорий для обоснования преобразовательной деятельности государства. Концепция «естественного права» и «естественного состояния», необходимость сильного государства и права, равенство людей по природе, роль науки, образования в духе просветительских идей.

В эстетике, в русском искусстве данного периода произошел перелом, равноценный Ренессансу на Западе, но в век Просвещения - в форме барокко: христианизация античной мифологии, отделение ее от славянского язычества и использование для создания аллегорических символов власти, обоснование Прокоповичем и Кантемиром идей прекрасного человека.

Ученость, т. е. приобщение к науке, к философии, присущая «ученой дружине», принципиально отличалась от книжности средневековой Руси и была почти свободной от элементов богословской схоластики, носила светский характер. Само понятие «книжность», которое употреблялось для обозначения образованности, запечатленной в письменных источниках, носило в значительной мере богословский и даже более узко-церковный характер. Само понятие «книга» с древних времен отождествлялось с одной книгой - Библией и различными вариантами толкований и комментариев к ней. Уже в XVII столетии начался интенсивный процесс расширения понятия «книжность», в состав которой стали входить сочинения исторические (хронографы), географические (космография). На основе петровских преобразований, приобщения России к европейской культуре характер книжности изменился качественно. Потребность в развитии промышленности, армии и флота, создание нового государственного аппарата - все это способствовало созданию и распространению литературы нового типа - книг по математике, механике, горному делу, фортификации - и соответственно стимулировало внимание к научным методам познания, к философским его основам.

Этот новый тип образованности, запечатленный в философских и научных книгах, отразился в деятельности членов «ученой дружины».

Датский путешественник фон Гавен, близко знавший Феофана Прокоповича, так писал о нем: «Этот превосходный человек по знаниям своим не имеет себе почти никого равного, особенно между русскими духовными. Кроме истории, богословия и философии он имеет глубокие сведения в математике...» Другой современник, католический монах, побывавший в России, свидетельствовал, что библиотека Прокоповича, открытая для ученых, значительно превосходила императорскую и библиотеку Троицкого монастыря.

Точно так же и другой член «ученой дружины» - В. Татищев - был одним из самых образованных людей своего времени. В его библиотеке были все основные сочинения европейских философов эпохи Возрождения и Нового времени - Гоббса, Локка, Декарта, Ньютона, Галилея, Бойля. Сам характер мышления Татищева, отразившийся в его сочинениях, был светским, свободным от схоластических догм.

В русской философии XVIII века с особой силой прозвучала идея необходимости просвещения народа, развития способностей каждого русского человека. Условие выполнения этой задачи - освобождение мысли, разума от безраздельного господства церкви, развитие наук. С этими идеями выступила «ученая дружина» - В. Татищев, А. Кантемир, Ф. Прокопович, другие мыслители.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!