Участие профсоюзов в профессиональном росте молодых кадров

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Формирование высококвалифицированного кадрового состава - задача любого предприятия. Такая проблема стоит и перед обществом в целом, особенно в ситуации преобразований, реструктуризации экономики.

Самым естественным стимулом поощрения к квалифицированному труду, привлечения специалистов в производственную сферу экономики, обеспечивающим стратегические интересы государства, является высокая оплата. А если кризис, деформации в структуре экономики зашли слишком далеко? Россия долгое время находилась, да и находится сейчас в такой ситуации. Средняя заработная плата в промышленности составила к концу 2002 г. 5660 руб. в месяц, а в сфере финансов, кредитования, страхования - 12 408 руб. в месяц. Доходность производительного труда потеряна. За годы перестройки с крупных и средних предприятий Москвы ушло 1 млн 200 тыс. чел. Однако такое государство, как Россия, не может существовать без собственной производственной базы, собственной промышленности. Еще более 10 лет назад, в период активного экономического спада ученые предвидели неизбежный рост потребности в промышленных кадрах. Очевидно, что формирование кадрового потенциала на предприятиях, использующих квалифицированный труд, применяющих высокие технологии, процесс сложный, имеющий определенную протяженность во времени. Завтрашний школьник не станет квалифицированным работником без специальной подготовки, а высокоэффективное производство невозможно без связи поколений, без передачи определенных традиций, как профессиональных, так и духовных, формирующих коллектив, корпоративность, заинтересованность в общем результате.

Чтобы иметь надежду на восстановление и развитие производства, государству, обществу необходимо искать и реа-лизовывать любые способы, замедляющие негативные процессы вымывания с производства активных, квалифицированных работников, способствовать восстановлению интереса молодежи к производительному труду. Такая проблема встала перед Москвой в середине 90-х гг. Поиск ее решений осуществлялся в рамках системы социального партнерства.

Наряду с формированием программы "Кадры промышленности", включающей меры поддержки отечественного товаропроизводителя, анализ состояния и работу по восстановлению системы профессионального обучения, была выдвинута и реализована идея проведения конкурсов профессионального мастерства преимущественно рабочих профессий "Московские мастера".

Организация таких конкурсов в недавнем прошлом была одним из направлений активного приложения сил профсоюзных органов всех уровней, руководителей предприятий. Проведение конкурсов, поощрение победителей справедливо рассматривались как стимул к добросовестному труду, способ распространения его передовых приемов. Проведение конкурсов в форме очного соревнования - составная часть общей системы социалистического соревнования. Моральное стимулирование победителей играло очень важную роль, и совсем не потому, что определенная система "уравниловки" существовала и ограничивала возможности заработка. Большинство людей свой труд рассматривают не только как источник средств к существованию, но и как способ самовыражения, самоутверждения, самореализации. Различные формы трудового соперничества, и это широко известно, зародившись на советской почве, были распространены и дали неплохие результаты в других странах, других экономических системах.

Возрожденный конкурс "Московские мастера" - это массовое, гласное, популяризируемое через средства массовой информации трудовое соперничество высококвалифицированных специалистов, преимущественно рабочих профессий.

Главная идея конкурса - в условиях кризиса оказать моральную поддержку людям, которые, несмотря на все трудности в годы реформ, не изменили своим профессиям, сохранили опыт, знания, навыки, готовы передавать их молодежи. И не только моральную. Призами победителям традиционно являлся автомобиль "Москвич" и сравнимые с его стоимостью денежные премии.

Вся работа по организации конкурса проводится в рамках системы социального партнерства Москвы и рассматривается как один из конкретных результатов взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей. Интересы всех сторон сфокусировались в целях и результатах конкурса.

Работники, а значит, и профсоюзы заинтересованы в росте своей квалификации, конкурентоспособности на рынке труда. Конкурс создает условия для широкого обмена опытом, проверки своих трудовых навыков. Повышение классности и уровня оплаты труда в качестве одного из элементов поощрения победителей и участников предусматривается положением о конкурсе. Конкурс для профсоюзов - реальное общее дело, благодаря которому возможно укрепление и развитие контактов между лидерами профорганизаций, профсоюзным активом предприятий. Такие контакты, в конечном счете, работают на единство профсоюзного движения, сохранение которого в современных условиях очень актуально.

Интерес органов власти к конкурсу определяется пониманием важности его главной цели - повышение престижа производительного труда, привлечение к нему интереса молодежи, сохранение кадрового потенциала. Внимание к человеку труда, специалисту, способному своим трудом создать благополучие себе и государству, соответствует провозглашенной политической линии правительства. Конкурс - мероприятие позитивной эмоциональной направленности, один из его результатов - нормализация социальной обстановки в регионе, коллективе.

Работодатели получают наибольший результат от проведения конкурса и более всех заинтересованы в нем, поскольку он - одна из эффективных составляющих кадровой работы.

В ходе конкурса создаются благоприятные условия для обмена опытом, "разведки" передовых методов и приемов труда, налаживания деловых контактов. В зависимости от состояния той или иной отрасли результаты конкурса, его влияние на коллективы, победителей, оценка со стороны работодателей отличается в деталях, но всегда позитивна. Отметить, что основные затраты на проведение конкурса (исключая призы) производятся за счет средств предприятий. Насколько эффективны эти затраты, определяет отношение к конкурсу.

Исключительная позитивная реакция на проведение конкурса даже на предприятиях, испытывающих большие трудности, стала ответом на упреки в несвоевременности его проведения в условиях спада производства, лишней трате средств на "показуху". Положительное влияние конкурса на социально-психологический климат, моральное состояние людей настолько велико, что перечеркивает подобные рассуждения.

У представителей "депрессивных" отраслей и коллективов, к числу которых сегодня, к сожалению, относятся машиностроение, оборонные отрасли, в оценке результатов конкурса преобладает эмоциональная составляющая. Зачастую просто приятно видеть "ожившие" в дни конкурса цеха, работающее оборудование, испытывать сознание того, что "руки не забыли работу", что ты еще кому-то нужен. Работодатели немногих интенсивно работающих предприятий в ходе конкурса подбирают кадры. Победители и участники конкурса нередко получают предложения высокооплачиваемой работы в интересных, развивающихся коллективах. И это также позитивный результат конкурса. Лучший работник нашел лучшее место, получил возможность лучших условий воспроизводства своей рабочей силы, а возможно, и аргумент для передачи своей профессии детям. Конкурс способствовал такому отбору, "всколыхнув" того, кто уже смирился. Ведь не всегда рабочий профессионализм сочетается со способностью борьбы за жизненный успех.

В конкурсах по профессиям, востребованным в отраслях, развивающихся динамично, где присутствует конкуренция, необходима реклама, организаторы конкурса ощущают прямую экономическую выгоду от участия в нем. Конкурс - возможность обмена опытом. Безусловно, риск "упустить" свой производственный секрет есть и беспокоит, но эти соображения не становятся главными. Перспективно мыслящие работодатели заинтересованы в росте квалификации работников, которой способствует конкурс.

Азарт состязательности наиболее характерен для молодежи. В ходе конкурса создаются благоприятные условия для ее продвижения. Не случайно в положениях о конкурсах внутри предприятий всегда присутствует в качестве поощрения повышение разряда, классности. К участию в финалах представителей предприятия готовят всем коллективом. Всем коллективом и "болеют" за результат. Технологи, специалисты стоят за спиной своих и чужих, изучают приемы труда, запоминают интересные находки. Такая обстановка характерна для конкурсов работников хлебопекарной, кондитерской, некоторых отраслей легкой промышленности. Широкая информация о победителях, которая обеспечивается в ходе конкурса и по его итогам, является косвенной рекламой предприятий-участников. В ходе конкурсов для болельщиков и жюри предприятия готовят выставки своей продукции, восстанавливают утраченные, завязывают новые производственные связи.

Представляется закономерным, что число профессий конкурса "Московские мастера" за пять лет возросло с 24 до 50. Воспитанники профессиональных учебных заведений являются обязательными зрителями, а с 2001 г. и участниками конкурсов, работают рядом с испытанными мастерами, завоевывают авторитет у внимательно наблюдающих за ними работодателей.

Все чаще организаторы конкурса - руководители предприятий обсуждают проблемы более широкого использования соревновательных форм повышения производительности труда, развития морального поощрения лучших работников. И это не ностальгия по прошлому (идеи эти обсуждают, в том числе, весьма современные менеджеры), а точное видение перспективы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!