Туризм и железнодорожный транспорт

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционирова­нии и развитии товарного рынка страны и удовлетворении потребности населения в передвижениях. Основная роль железных дорог Российской Федерации определяется большими расстояниями перевозок от главных туробразующих центров страны до внешних ее границ. В связи с этим на долю железных дорог приходится почти половина пассажирооборота всех видов транспорта страны. В перевозках пассажиров по железным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщении, которые составляют около 90% общего числа пассажиров.

В сравнении с другими видами пассажирского транспорта железные дороги обладают рядом преимуществ, из которых наиболее значимы:

- регулярность перевозок независимо от времени года, времени су­ток и погоды;

- сравнительно невысокая стоимость перевозки по сравнению со стоимостью перевозки на других видах транспорта;

- возможность пользования спальными местами при перемещении;

- расположение железнодорожных вокзалов в центрах городов или близко около них.

Исторически отечественный железнодорожный транспорт, в том числе в СССР, развивался как единая структура с одинаковой шириной рельсо­вой колеи 1520 мм (на Западе применяется в основном стефенсоновская колея 1435 мм).

К недостаткам железнодорожного транспорта, значительно сдержи­вающим темпы его развития, следует отнести высокую капиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленную их окупаемость, а также довольно низкий, но характерный для условий России уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам.

В организационно-правовой сфере железнодорожного транспортного обслуживания на высшем международном уровне можно выделить Между­народный комитет железнодорожного транспорта (СИТ), основанный в 1902 г. в Вене.

Задачи СИТ:

- развитие международного права в области железнодорожных пе­ревозок на основе международных конвенций;

- развитие и принятие норм и правил, относящихся к системе меж­дународных транспортных перевозок.

Руководящий орган СИТ - Управляющий комитет, в состав которо­го входят до трех представителей от каждой страны - члена СИТ. Коми­тет назначает одну из железнодорожных администраций в качестве уп­равляющего органа СИТ сроком на пять лет. Заседания Комитета закрытые. В рамках СИТ периодически проводятся пленарные сессии. Регулярно публикуются справочники информационно-нормативного характера.

Членами СИТ являются железнодорожные администрации, а также морские и автотранспортные предприятия и организации большинства стран преимущественно Европейского региона.

Кроме СИТ важное значение имеет Международный союз желез­ных дорог (ЮИК), основанный в Париже в октябре 1922 г. Цели Союза таковы:

- унификация и улучшение условий строительства и работы желез­нодорожных систем в сфере международных пассажирских перевозок;

-координация и стандартизация деятельности в этом направлении меж­ду членами Союза путем подписания специальных соглашений, а также в рам­ках отдельных специализированных международных организаций;

- содействие администрациям железных дорог в изучении вопро­сов, представляющих общий интерес;

- передача международного опыта.

Руководящими органами ЮИК являются ежегодная Генеральная ас­самблея и Управляющий совет, состоящий из администрации, которая

действует в качестве административного органа (председателя). В составе администрации представители национальных железнодорожных админи­страций выступают в качестве вице-председателей. Заседания комитетов, которые функционируют в ЮИК, в обычном режиме закрытые.

ЮИК имеет консультативный статус в ЭКОСОС, кроме того, поддер­живает рабочие связи с ИКАО и другими межправительственными и не­правительственными организациями. Через ЮИК делается значительное количество публикаций информационно-технического характера, финан­сируемых, как и ЮИК в целом, за счет членских взносов, размер которых зависит от представительства на Генеральной ассамблее.

В ЮИК входят более 70 стран, представленных национальными ад­министрациями железных дорог.

К перечню важных международных организаций в области железно­дорожных перевозок относятся также Международная ассоциация же­лезнодорожных конгрессов, занимающаяся подготовкой и проведением конгрессов по вопросам практической деятельности железных дорог, и Европейская конференция по пассажирским тарифам, регулирую­щая проведение единой тарифной политики в области именно железнодо­рожных перевозок пассажиров.

Российские железные дороги выполняют перевозки в международ­ном железнодорожном сообщении в соответствии с Соглашением о меж­дународном пассажирском сообщении (СМПС) и Соглашением о между­народном грузовом сообщении (СМГС).

К числу наиболее значимых и комплексно регламентирующих сферу международных железнодорожных перевозок итоговых документов сле­дует отнести, в частности,~Служебную инструкцию к СМПС (тарифные руководства № 10-А и № 10-Б), Международный пассажирский тариф к Соглашению о международном пассажирском сообщении - МПТ (та­рифное руководство №> 10-Б).

В России основными регулирующими актами в области железнодо­рожного транспорта, в том числе совершающего международные перевоз­ки, являются Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (2003 г.) и Федеральный закон «О естественных монополиях».

На международном уровне перевозки железнодорожным транспор­том осуществляются на основании двусторонних и многосторонних меж­правительственных соглашений, заключаемых уполномоченными органа­ми государств - участников соглашений. Наиболее общей основой международных норм в сфере железнодорожных перевозок являются Берн­ские конвенции о перевозках грузов и пассажиров, заключенные еще в конце XIX в. и периодически пересматривавшиеся. Последней редакци­ей 1980 г., соединившей достоинства предыдущих редакций, стала Берн­ская конвенция под названием «Единая конвенция о международных же­лезнодорожных перевозках».

В состав поездов железных дорог России, курсирующих в междуна­родном сообщении, входят следующие вагоны российских и иностранных железных дорог:

- спальные вагоны I класса с двухместными купе;

- спальные вагоны II класса с четырехместными купе;

- спальные вагоны РИД I класса с двухместными купе;

- спальные вагоны РИЦI класса с трехместными купе;

- вагоны II класса с местами для сидения (в международном пригра­ничном сообщении).

Как мы уже говорили, по ряду направлений иностранных железных дорог колея железнодорожного пути отличается от российской. В этом случае в соответствии с международной правовой практикой предусмот­рена замена колесных железнодорожных тележек на пограничных стан­циях соответствующих железных дорог. Время таких замен указывается в действующих железнодорожных расписаниях, имеющихся в каждом же­лезнодорожном вагоне международного сообщения.

Основной докуметушя проезда в международном сообщении по же­лезной дороге - железнодорожный билет установленной формы, прода­ющийся в кассах железнодорожных вокзалов или в кассах предваритель­ной продажи.

При туристических поездках с использованием железнодорожного транспорта функцию организатора варианта железнодорожной перевозки может взять на себя туроператор (турагентство). Это зависит и оттого, ка­кой тур предложен туристу, и от договорной практики туроператора/тураген-та с администрациями железных дорог. При многочисленности вариантов включения транспортной железнодорожной составляющей турпоездки ва­жен вопрос о возможности отказа от зарезервированных мест проезда или приобретенных и нереализованных железнодорожных билетов. Во всех случаях приобретения железнодорожных билетов через турпосредника су­щественна проработка в договорах приобретения билетов возможности и условий возврата билетов с указанием удержаний или дополнительных сборов за такой возврат в зависимости от срока сдачи до начала поездки. При коллективных турпоездках в составе тургрупп и в случаях приобре­тения турпосредником железнодорожные билеты на проезд могут быть значительно дешевле, чем при индивидуальном приобретении билетов самим туристом. Это связано с тем, что уже при числе туристов в группе более шести человек на ряде железнодорожных направлений действует система скидок и льгот, устанавливаемых как российскими, так и ино­странными железнодорожными органами.

Спальные вагоны прямого международного сообщения на всем пути следования обслуживаются проводниками дороги, которые предоставляют пассажирам и туристам возможность получить услуги, часть которых по же­ланию оплачивается дополнительно к стоимости собственно проезда.

В целом железнодорожный транспорт в системе международного ту­ризма занимает важное, но не главное место, хотя имеет преимущества перед другими видами транспорта: комфортность передвижения с возмож­ностью выбора вариантов проезда в вагонах разных классов, наличие ус­ловий для сна и питания в вагонах-ресторанах, развитая структура сервис­ных услуг.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!