Туризм и транспортные системы

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Современный туризм достиг значительного уровня развития во мно­гом за счет использования транспорта и преимуществ каждого из суще­ствующих видов транспортных средств. Исследование исторической сто­роны взаимоотношений сфер туризма и транспорта дает интересную картину их формирования, хотя даже у крупных специалистов нет полно­го единства взглядов на проблему вычленения этапов становления этих взаимоотношений. Так, в работе «Туризм: эволюция, структура, марке­тинг» исследователь Сапрунова выделяет четыре этапа развития туризма на всем протяжении жизни человечества. Первый этап - предыстория туризма - протекал с древнейших времен до начала XIX в. Отличительной чертой данного этапа, по мнению Сапруновой, был «примитивизм» средств передвижения. Фактически автор подчеркивает существование до начала XIX в. не туризма, а путешествий, которые «были не самоцелью, а необ­ходимым условием и средством к достижению цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество».

Понятийное разграничение туризма и транспортного перемещения можно проследить на примере терминов «туризм» и «путешествие». Ту­ризм - это частный случай путешествия, как и транспортное перемеще­ние представляет собой иной вид путешествия.

Собственно туризм начинается со второго этапа его истории - это «элитарный туризм» и «массовый туризм». Сапрунова напрямую связы­вает развитие туризма с изменениями на транспорте, называя последние революционными в связи с изобретением парохода и паровоза, а также расширением сети дорог в Европе. Этот этап определяется как время с на­чала XIX до начала XX в. Продолжая вслед за автором намечать важней­шие структурные вехи в развитии туризма в рамках второго этапа с точки зрения влияния транспорта, нужно прежде всего отметить появление к кон­цу XIX в. автомобиля как средства передвижения и в начале XX в. - пер­вых самолетов.

Несколько иной взгляд на историю развития транспорта и туризма в мире дает известный специалист в области туризма Джон Уокер в своей книге «Введение в гостеприимство». Он выделяет пять эпох туризма, из которых первая эпоха-предындустриальная (у него имеет даже точную дату окончания - 1840 г.) - это момент массового использования в ту­ризме преимуществ железнодорожного транспорта, а также речных и мор­ских судов. Согласно Уокеру история развития туризма в целом делится на две части: первая - до появления и использования массовых видов транспорта; вторая - после их появления, которая в целом делится очень просто и точно в полном соответствии с появлением и использованием в туризме каждого из отдельных видов транспорта, а именно: век железных дорог, век автомобиля, век реактивных авиалайнеров и век круизов на морских лайнерах.

Эпоха предыстории транспортного туризма последовательно приво­дит человечество к выделению из категории путешествий самого явления транспортного туризма как самостоятельной и начавшей в XX в. бурно развиваться отрасли хозяйства. Наблюдая зарождение еще в античные времена (и даже в более ранний период) прообразов путешествий, можно усмотреть в них своеобразные черты современных видов туризма, суще­ственно с тех пор изменившихся. Наверное, первыми «путешественника­ми» были и остаются до настоящего времени скотоводы, которые, выпа­сая скот, вынуждены постоянно перемещаться в поисках лучших пастбищ. При таком варианте перемещения на длительные расстояния в качестве естественных транспортных средств использовались (и используются) лошади и верблюды.

Путешествием с паломническими целями можно считать прибытие к младенцу Иисусу волхвов с дарами. Многочисленные примеры нагляд­но иллюстрируют тесную взаимосвязь путешествий (туризма) с экономи­кой, историей и др. Посещение проводимых в античные времена Олим­пийских игр в Греции положило начало современному спортивному транспортному туризму. Что касается транспортной составляющей на пер­вом этапе развития туризма, то в некотором смысле нельзя в отдельности рассматривать путешествия и перемещение с помощью транспортных средств как совмещенный продукт. Это стало возможным лишь на капиталистиче­ской стадии экономической жизни общества. До этого развитие туризма шло своим, часто лишь экстенсивным путем, готовя почву для совмещения таких элементов, как транспорт и путешествие в едином туристском процессе.

Транспорт дает возможность передвижения по суше, воде и воздуху. Начало массовому туризму как путешествиям по суше положило созда­ние железных дорог. Железная дорога сразу после появления стала цент­ром формирования новой хозяйственной инфраструктуры, в которой важ­ная роль отводилась индустрии туризма. Не только узловые, но и большая часть других станций железных дорог превратилась в подобие комплек­сов обслуживания, где естественными составляющими стали гостевые, придорожные дома, пункты питания и почтовые конторы.

Наиболее общей и значимой следует признать международную клас­сификацию видов транспортных средств, используемых в туризме, кото­рую разработала ВТО и которая традиционно дается в пособиях ВТО по статистике туризма. В рамках этой классификации деление на виды транс­порта для туризма проведено в точном соответствии с использованием естественной природной среды планеты. Под средством транспорта в международной классификации, как показано ниже, имеется в виду спо­соб, который использует посетитель или турист для путешествия из свое­го обычного места жительства в посещаемые места.

Для средств транспорта классификация ВТО имеет следующий вид.

1. Воздушный транспорт.

1.1. Рейсы, подчиняющиеся расписанию.

1.2. Рейсы, не подчиняющиеся расписанию.

1.3. Прочие воздушные перевозки.

2. Водный транспорт.

2.1. Пассажирские линии и паромы.

2.2. Круизы.

2.3. Прочие водные перевозки.

3. Сухопутный транспорт.

3.1. Железнодорожный транспорт.

3.2. Междугородные и городские автобусы и прочий обществен­ный автодорожный транспорт.

3.2.1. Регулярный или подчиняющийся расписанию транспорт.

3.2.2. Не подчиняющийся расписанию туристский или чартерный транспорт.

3.3. Частные автотранспортные средства.

3.4. Прокат автотранспортных средств.

3.5. Прочие средства сухопутного транспорта.

Данная классификация служит потребностям унификации сбора, пре­доставления и обобщения транспортно-туристической информации госу­дарствами для статистических нужд международных органов статистики, прежде всего по линии ВТО и ООН. Факторами, влияющими на необхо­димость принятия такого вида классификации, служит то, что туризм как феномен современного общественного и государственного уклада и хо­зяйства рассматривается в качестве одного из главных факторов мобильно­сти. Для подавляющего большинства стран на туризм приходится более половины общего объема покрываемого транспортом расстояния. Россию можно смело отнести к категории стран, для которых транспортная со­ставляющая в туризме имеет большое значение.

Что касается соотношения разных видов транспорта, то первое место по показателю общего покрываемого расстояния в нашей стране принад­лежит авиационному транспорту. Это объясняется удаленностью крупней­ших туристскообразующих центров России от центров мирового туризма. Другая причина состоит в том, что используемые для путешествий сред­ства транспорта значительно воздействуют на поведение и расходы тури­ста. Например, полет на самолете обычно стоит дороже поездки на част­ном автомобиле или автобусе. При этом турист, путешествующий на автомобиле, менее связан с маршрутом и определенным местом назначе­ния или стоянки транспортного средства.

Международная классификация транспортных средств в туризме про­водится по двум уровням: первый уровень (разряд) относится к транспортным путям, второй - к средствам транспорта (по группам). Международ­ные эксперты по статистике туризма рекомендуют проводить дальнейшее разделение некоторых групп транспорта на коммерческие и частные сред­ства транспорта. В тех случаях, когда турист использует несколько видов транспорта, органам международной статистики каждой страны рекоменду­ется выделять основное средство транспорта, определяемое по способу пере­движения для покрытия самого большого расстояния. При этом на усмотре­ние национального органа статистики туризма оставляется сбор и представление данных о дополнительных средствах транспорта или обо всех средствах транспорта, которые использовались на маршруте в целом.

В разделе «Воздушный транспорт» категория «Рейсы, подчиняю­щиеся расписанию» относится к регулярным маршрутам, выполняемым по регулярным расписаниям. В том же разделе категория «Рейсы, не под­чиняющиеся расписанию» включает в себя в основном чартерные поезд­ки, а также регулярные чартерные рейсы. Эта категория тесно связана с по­ездками туристов в периоды массовых отпусков.

В разделе «Водный транспорт» категория «Пассажирские линии и па­ромы» соответствует понятию «Рейсы, подчиняющиеся расписанию». Категория «Круизы» относится к обслуживанию морскими и речными су­дами, предназначенными для размещения большого числа туристов и пасса­жиров в курортной обстановке с целью путешествия по живописным местам или к известным курортным центрам. Категория «Прочие водные перевозки» относится в основном к аренде судов с экипажем или без экипажа. Особенно­стью данного раздела, отражающего характерную черту водного транспорта в целом,являетсято, что в большинстве случаев вышеуказанные средства транспорта одновременнЪ служат средствами размещения.

К разделу «Сухопутный транспорт», категория «Железнодорожный транспорт» относятся пассажирские и туристские перевозки на междуго­родных и международных железнодорожных маршрутах. Чаще всего при железнодорожных перевозках средство транспорта (вагон) служит одно­временно местом ночлега. Дальнейшая классификационная разбивка дан­ной категории предоставляется национальным органам статистической регистрации в соответствии с типом билета, который приобрел путеше­ственник.

В этом же разделе «Сухопутного транспорта» категория «Междуго­родные и городские автобусы и прочий общественный автодорожный транспорт» включает транспортное обслуживание как подчиняющееся, так и не подчиняющееся расписанию. В данную категорию входят перевозки на транспортных автодорожных средствах вместимостью более 8 чело­век, т.е. автобус, трамвай и троллейбус. Категория «Частные автотранс­портные средства» - это автомашины, микроавтобусы, автофургоны и иные транспортные автодорожные средства вместимостью до 8 мест си­дения, которые находятся в собственности или арендуются путешествующими. К категории «Прокат автотранспортных средств» относятся те же автотранспортные средства, что и к предыдущей категории, но при этом конкретное транспортное средство сдается путешественнику в аренду ком­мерческой организацией. Кроме того, эта категория включает в себя прокат автомашин с водителем или без водителя и услуги такси. Категория «Прочие средства сухопутного транспорта» охватывает все перевозки на транспорт­ных средствах без двигателя или с помощью животных, а также пешком.

В целом данная международная классификация носит рекомендатель­ный характер и используется исключительно как средство для сбора статис­тических данных, их обобщения и группировок с целью анализа, исследова­ния и сопоставлений с точки зрения тенденций развития и состояния транспортного сектора туризма. Поэтому она носит самый общий харак­тер и естественным образом предваряет широкую гамму классификаци­онных подходов к транспортным связям с туризмом в разных странах.

Система регламентации транспортных перевозок различными вида­ми транспорта в мировом масштабе (в том виде, в котором она представлена сейчас) начала складываться в период после Второй мировой войны с момен­та создания ООН и ее органов. В рамках ООН к настоящему времени работа­ют пять региональных комиссий (для Европы, Азии и Тихого океана, Афри­ки, Западной Азии, Латинской Америки), содействующих социальному и экономическому развитию соответствующих регионов и укреплению эко­номических отношений стран каждого региона между собой и с другими стра­нами. Комиссии изучают социально-экономические проблемы своих реги­онов, в том числе транспортные, и дают необходимые рекомендации правительствам государств-членов и специализированным учреждениям, а также принимают участие в выполнении различных проектов развития.

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) ООН является од­ной из наиболее известных региональных комиссий ООН, представлен­ной комитетами, подкомитетами, советниками и рабочими группами, в ко­торых важное место занимает Комитет по внутреннему транспорту (КВТ).

В деятельности ЕЭК ООН принимают участие 55 стран Западной, Центральной, Восточной Европы, Северной Америки и Центральной Азии. На эти страны приходится 64% мирового производства и 60% совокупно­го экспорта.

Основная цель Комиссии - согласовывать, гармонизировать поли­тику и практические действия стран - членов ЕЭК с целью содействия развитию торговых связей и движению капиталовложений, интеграции транспортных сетей и повышению эффективности мер по охране окружа­ющей среды. Комиссией определены пять первоочередных направлений ее деятельности: охрана окружающей среды, транспорт, упрощение про­цедур международной торговли, статистика и экономический анализ. При­мерно половина объема деятельности Комиссии приходится на долю КВТ.

В качестве консультативного органа КВТ:

- запрашивает и обобщает мнения международных транспортных организаций по вопросам, находящимся в их ведении, организует сотруд­ничество на согласованных условиях;

- осуществляет координацию разных видов международного внут­реннего транспорта и разрабатывает рекомендации по проведению меро­приятий в этом направлении;

- дает рекомендации, которые могут способствовать устранению в области европейского внутреннего международного транспорта дискри­минационных мероприятий и излишних ограничений;

-обеспечивает обмен между правительствами информацией по всем вопросам, входящим в компетенцию Комитета;

- собирает существующую документацию, способствует ее унифи­кации и развитию статистики;

- изучает проблемы международного транспорта и разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на решение этих проблем;

- дает рекомендации по пересмотру существующих и заключению новых конвенций и соглашений в области европейского внутреннего транс­порта;

-доводит до сведения ЕЭК вопросы, связанные с внутренним транс­портом, которые могут иметь непосредственное влияние на общую эконо­мику Европы;

-дает ЕЭК заключения по вопросам внутреннего европейского транс­порта.

В рамках КВТ действуют основные рабочие группы по автомобиль­ному, железнодорожному и внутреннему водному транспорту, а также рабочие группы по тенденциям и экономике транспорта, безопасности дорожного движения, конструкции транспортных средств, комбинирован­ным перевозкам, перевозкам опасных грузов, перевозкам скоропортящихся пищевых продуктов и статистике транспорта.

Основная рабочая группа по автомобильному транспорту принима­ет решения относительно расширения сети дорог категории Е для осуще­ствления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в международном сообщении в целях включения в сеть магистралей госу­дарств - членов СНГ, возможных изменений положений Европейского соглашения о международных автомагистралях (СМА), касающихся по­граничных пунктов, инвентаризации сети дорог категории Е.

Особое внимание Группа обращает на решение вопросов по облегче­нию международных перевозок, в частности на правовые аспекты пере­смотра Конвенции о договоре международной перевозки пассажиров и ба­гажа (КАПП).

В настоящее время Группа работает над мерами по упрощению меж­дународных автомобильных перевозок между странами Восточной и Западной Европы. В результате должны быть сформулированы конкретные предложения по решению существующих проблем, связанных с задерж­ками при пересечении границ и другими препятствиями для международ­ных автомобильных перевозок.

Рабочая группа по безопасности дорожного движения периодиче­ски пересматривает правовые документы по дорожному движению и про­должает обмен информацией о правилах дорожного движения, действую­щих во всех странах - членах ЕЭК, что позволяет странам с переходной экономикой, в частности новым независимым государствам, приводить их правила дорожного движения в соответствие с правилами, действую­щими в более развитых странах. В 1955 г. эта Группа обсуждала вопросы пересмотра Соглашения о минимальных требованиях, касающихся выда­чи и действительности водительских удостоверений.

Рабочая группа по конструкции транспортных средств в январе 1955 г. приняла Правило № 100 по единообразию технических предписа­ний, касающихся конструкции транспортных средств. В развитие Согла­шения 1958 г. был разработан новый порядок согласования и принятия предписаний, касающихся конструкции транспортных средств, в частно­сти, повышения безопасности и охраны окружающей среды, который всту­пил в силу 16 октября 1995 г. По инициативе некоторых стран (США, Ка­нады, Австралии) будет продолжена разработка глобального соглашения на основе Соглашения 1958 г.

Рабочая группа по таможенным вопросам, касающимся транспорта, рассматривает проблемы, связанные с трудностями, которые возникают в ходе применения Конвенции о международной перевозке грузов с при­менением книжки МДП (Конвенции МДП 1975 г.).

Рабочая группа по тенденциям и экономике транспорта на основе ежегодно представляемой странами - членами ЕЭК информации об об­щих тенденциях национальной транспортной политики подготавлива­ет рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры в Европе, выявляет узкие места и недостающие звенья в европейской транспорт­ной сети и пр.

До настоящего времени Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК разработал к конвенциям в области транспорта более 50 соглашений и про­токолов, представляющих интерес для стран ЕЭК.

Это документы по вопросам инфраструктуры транспорта, дорожного движения, дорожных знаков и сигналов, дорожных транспортных средств, правового регулирования в области транспорта, облегчения условий пе­ревозок, внутреннего судоходства, перевозки опасных грузов и скоропортя­щихся пищевых продуктов.

Кроме того, при участии КВТ отработана система обязательного стра­хования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за причиненный ущерб.

Важным органом, реализующим и направляющим единую транспорт­ную политику в Европейском регионе, является Европейская конферен­ция министров транспорта (ЕКМТ), организованная в целях формиро­вания основ для обмена идеями органов, ответственных за принятие решений по транспортной политике, путем обмена корреспонденцией и прямых консультаций.

ЕКМТ создана на основе Протокола, подписанного в Брюсселе 17 октября 1953 г. и вступившего в силу 31 декабря 1953 г. В ЕКМТ уча­ствуют министры транспорта следующих стран: Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Греции, Италии, Люксембурга, Голландии, Норвегии, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Тур­ции, Великобритании, Югославии, Венгрии и Польши. Четыре страны: Австралия, Канада, США и Япония - являются ассоциированными чле­нами. С июля 1997 г. Российская Федерация стала полноправным членом ЕКМТ. Местонахождение административного секретариата-Париж, зда­ние Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Основные цели ЕКМТ:

- добиваться во всеобщем и региональном масштабе максимально­го использования и рационального развития европейского внутреннего транспорта международного значения;

- координировать деятельность международных организаций, зани­мающихся европейским внутренним транспортом, и содействовать ей.

ЕКМТ занимается железнодорожным, ^автомобильным и водным транспортом. Главный ее орган - Совет, состоящий из министров, ответ­ственных за внутренний транспорт. Председатель Совета избирается сроком на один год. Два Заместителя председателя замещают его, чере­дуясь.

Совет делает свои заключения по проектам резолюций (постановле­ний, докладов), представляемых Комитетом заместителей, в который вхо­дят высшие чиновники, представляющие министров. Комитет проводит 5-6 заседаний в год, подготавливая документы для Совета.

Постоянные органы:

Комитет по безопасности дорог;

Комитет по дорожному движению, маркировке и сигнализации;

Координационная группа по вопросам городского транспорта;

Группа по вопросам комбинированного транспорта;

Группа статистики;

Группа стран ЕС;

Комитет экономических исследований;

Группа по руководству (документация).

Вспомогательные органы делают экспертные разработки. Эти орга­ны действуют на временной или постоянной основе, в них участвуют за­интересованные страны.

Среди органов, созданных для изучения некоторых специальных воп­росов (группы «Ад хог»), можно назвать следующие:

Техническая группа гармонизации и либерализации;

«Ад хог»-группа по международным инвестициям для создания и раз­вития транспортной инфраструктуры;

«Адхог»-группа по транспортным компьютерным технологиям и те­лекоммуникациям;

«Ад хог»-группа по вопросам инвалидов;

«Ад хог»-группа по организации рынка для международного автомо­бильного транспорта.

ЕКМТ организует круглые столы и симпозиумы. Сделанные на их заседаниях выводы рассматриваются компетентными органами ЕКМТ под руководством Комитета заместителей, так что последний может форму­лировать предложения для принятия решений, которые будут представле­ны министрам транспорта стран-участниц.

Многократные квоты ЕКМТ на транспортные разрешения были вве­дены 1 января 1974 г. Разрешения ЕКМТ- это многосторонние разреше­ния на международные перевозки грузов автомобилями, работающими по найму или за вознаграждение, принадлежащими транспортным предприяти­ям, организованным в стране - участнице ЕКМТ, на основе системы квот, а также перевозки, выполняемые между странами - членами ЕКМТ и тран­зитом через территорию одной или нескольких стран-членов ЕКМТ транс­портными средствами, зарегистрированными в стране - члене ЕКМТ.

Руководящий орган ЕКМТ - Секретариат - состоит из двух отде­лов:

1) политики конференций;

2) экономических исследований.

Руководит отделами генеральный секретарь. Секретариат админист­ративно подчиняется ОЭСР, которая ограничивает штат до необходимого минимума и обеспечивает Секретариат средствами. Функционально Сек­ретариат не зависит от ОЭС, в настоящее время он функционирует как партнер при проведении исследовательских работ и подготовке докладов, организатор рабочих групп, а также представитель ЕКТМ на международ­ных форумах.

Доклады, подаваемые в Совет, обычно содержат проекты решений, связанных:

- с принятием резолюций (постановлений);

- с одобрением рекомендаций и заключительных документов;

- с договорами, открытыми для подписания и ратификации заинте­ресованными государствами.

Наиболее распространенная форма решений - принятие резолюций. Принцип принятия решений большинством голосов не применяется. Ре­золюции могут быть приняты некоторыми странами, а остальные страны могут записать соответствующие оговорки по этим решениям. Страны, принявшие резолюцию с оговорками, вправе в любое время снять их и присоединиться к решению большинства.

ЕКМТ сотрудничает со многими международными организациями, занимающимися вопросами транспорта, в особенности с Европейской эко­номической комиссией ООН (Женева) и с Комиссией европейских сооб­ществ (Брюссель). С ними заключен договор, позволяющий участвовать в некоторых сессиях на взаимной основе. С ОЭСР поддерживаются связи по программе исследований и сотрудничества в области автомобильного транспорта.

Координационное транспортное совещание (КТС) стран СНГ. В Минске 30 декабря 1991 г. на Совещании глав правительств 11 незави­симых государств СНГ было подписано Соглашение о принципах и усло­виях взаимоотношений в области транспорта. В соответствии с данным Соглашением (статья 3) для решения вопросов взаимодействия и выра­ботки общей политики в области транспорта было принято решение обра­зовать на постоянной основе Координационное транспортное совещание (КТС) в составе министров транспорта договаривающихся стран или пол­номочных представителей правительств, осуществляющих руководство транспортом.

Положение о Координационном транспортом совещании госу­дарств - участников СНГ было утвержденодзешением Президиума Меж­государственного экономического Комитета (МЭК) Экономического со­юза от 26 декабря 1995 г.

На КТС возложены функции:

- по формированию единого транспортного пространства;

- по разработке концепции установления согласованной тарифной политики на транспорте;

- по разработке и реализации программ совместного использования транспортных инфраструктур;

- по разработке концепции развития транспорта на основе прогноза потребностей в транспортных услугах;

- по разработке инвестиционной политики;

- по разработке единых принципов построения тарифов, проектов законодательных и подзаконных актов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования на территории договаривающихся стран всех видов транспорта независимо от форм собственности;

- по созданию правовых, экономических и организационных усло­вий для добросовестной конкуренции и взаимного инвестирования капи­талов;

- по формированию и проведению на транспортно-дорожном комп­лексе единой научно-технической политики, в том числе в области эколо­гии и безопасности движения;

- по разработке и заключению соглашений об оказании на взаимной основе помощи транспортным средствам договаривающихся сторон, чле­нам экипажей этих средств и пассажирам, пострадавшим от аварий или несчастных случаев;

- по рассмотрению и решению ряда других вопросов в области транс­порта, общих для всех договаривающихся сторон.

КТС рассматривает на своих сессиях вопросы, касающиеся автомо­бильного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта и до­рожного хозяйства. Сессии КТС проходят два раза в год.

На очередном заседании КТС, проходившем 7 июля 1994 г. в Алма-Ате, была принята Концепция основных направлений скоординированной транспортной политики государств -участников СНГ.

Министерствам транспорта государств-членов КТС было рекомен­довано при разработке и утверждении транспортной политики своих го­сударств руководствоваться принятыми Основными направлениями фор­мирования транспортной политики.

В рамках КТС создан отраслевой межгосударственный орган - Со­вет государственных транспортных администраций и ассоциаций меж­дународных автомобильных перевозчиков.

Основными задачами этого Совета являются:

- разработка положений по оказанию технической помощи, сервис­ному обслуживанию, заправке топливом подвижного состава;

- подготовка предложений, связанных с упорядочением процедур пересечения границ и сокращением простоев;

- унифицирование требований к профессиональной подготовке ме­неджеров и водителей для международных перевозок;

- информационное обеспечение органов управления транспортом в странах СНГ;

- научно-техническое и деловое сотрудничество в области транс­порта;

- согласование тарифной политики на транспорте.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!