Туристские потребности: мотивы и цели путешествий

26 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, являет­ся важным фактором для организаторов путешествий. Например, потреб­ности путешествующих бизнесменов в сервисе и размещении будут кар­динальным образом отличаться от запросов тех, кто путешествует с целью отдыха и развлечений.

В настоящее время люди путешествуют по своей стране или по зару­бежным странам по многим причинам. Однако всегда есть одна причина, которую можно выделить в качестве главной цели поездки,- мотивы ту­ризма.

Под мотивами туризма понимаются все те психологические и физи­ческие потребности, заставляющие людей думать о месте назначения с ту­ристской целью (о дестинации), которое может удовлетворить их турист­ские потребности и желания.

Интенсивность мотивов туризма обычно рассчитывают по окончании пребывания туриста в данной местности, причем желательно определить также количество и качество йолученного туристского опыта. Результаты подобных исследований очень важны для страны или области, где тури­сты находятся, особенно для улучшения туристской политики и определе­ния перспективных направлений развития данной территории как дести­нации.

Рассмотрим основные виды мотивов туризма.

1. Природные и климатические мотивы. Эти мотивы туризма явля­ются зачастую определяющими для туристов. Такими элементами, напри­мер, являются природные факторы. К ним относятся солнце, воздух, вода, растительность, горы и т.д. Все они играют существенную роль в развитии определенных видов туризма, особенно морского, спортивного и горного. Природные и климатические элементы относятся к психологическим и би­ологическим потребностям населения урбанизированных областей, кото­рое ищет в туризме отдыха, развлечений и смены окружения.

2. Культурные мотивы. К этому виду мотивов туризма принадлежат все элементы, составляющие культурное наследие страны, предлагаемое туристам для обозрения. К таким элементам относятся исторические мес­та, археологические памятники, музеи, картинные галереи, народное ис­кусство и др. Культурные мотивы туризма имеют ограниченное влияние на сегодняшних клиентов, особенно на тех, кто занимается массовым ту­ризмом.

3. Экономические мотивы. К этому виду мотивов туризма принад­лежат все те экономические факторы, которые охватывают стоимость жиз­ни как в местах проживания, так и в местах пребывания туристов, сто­имость путешествия и т.д.

Этот вид мотивов туризма играет существенную роль в формирова­нии недорогих турпакетов. Экономические мотивы туризма имеют суще­ственное влияние на большое число туристов, которые принадлежат к классу со средними доходами и ниже. В этом заключается основная причина, почему они представлены особым способом в коммерческих объявлениях (рекламе), которую издают страны, принимающие туристов. Это делается не только с целью привлечения туристов, но также туроператоров и тур­агентств, которые обслуживают потребителей-туристов, желающих пу­тешествовать индивидуально и недорого.

4. Психологические мотивы. К этому виду принадлежат все внут­ренние мотивы туристов, посещающих места назначения. Эти мотивы обус­ловлены психологическими потребностями, которые испытывают турис­ты. Относительно немногие туристы путешествуют в дальние места назначения во второй раз, исключая случаи, когда при этом присутствуют сентиментальные причины или сильный экономический мотив туризма. Необходимо заметить, что по мере увеличения доходов частных лиц пси­хологические мотивы туризма оказывают большее влияние на выбор но­вых туристских мест назначения.

Кроме перечисленных основных видов мотивов туризма существуют более специализированные виды. Очень важно принимать их во внима­ние, поскольку это будет способствовать формированию наилучшей ту­ристской политики и развитию экономики туризма в туристских местах назначения. Ни один продукт нельзя удачно продвигать на рынке, если он не был создан в соответствии с запросами потребителей. Это касается и ин­дустрии туризма, в которой продвижение"продукта и услуг зависит от по­нимания мотивов, которыми руководствуются туристы, посещая опре­деленные туристские регионы.

Мотивы ведут туриста к конечной цели - совершить путешествие к определенному месту назначения, поэтому необходимо показать преиму­щества этого места, которые позволят туристу решить, что именно данное место он хочет посетить. Возникает вопрос относительно того, действи­тельно ли индивидуум свободен в своем исключительном выборе, базиру­ющемся на заявленных мотивах.

К сожалению, в области массового туризма наблюдается стремление туроператоров только к получению максимальной прибыли. Нередко их мало волнует заинтересованность туриста в удовлетворении своих потреб­ностей более экономичным путем. Очевидно, что туроператоры для уве­личения прибыли в дальнейшем будут стараться еще сильнее влиять на формирование туристского спроса.

Мотивация путешествий и связанные с мотивацией цели, которые классифицированы ниже, целесообразно рассматривать применительно к указанным рубрикам, которые тесно связаны с понятием рынка туриз­ма, исследованию которого посвящен отдельный раздел настоящего учеб­ного пособия.

Рынок туризма как система отношений связывает большое число про­изводителей турпродукции с существующими и потенциальными покупателями, способными и имеющими желание купить продукцию, относящу­юся к специфической туристской мотивации.

В данном контексте слово «способными» касается тех, кто может по­зволить себе покупать продукцию, а слова «имеющими желание» - тех, кто хочет, кому нужна продукция и кого можно убедить купить продук­цию, например, с помощью умелой рекламы и профессиональной техники продаж.

Туристский рынок представляет собой сложную систему, каждый продукт и услуга формируются из отдельных компонентов, например, ус­луг перевозчиков, проживания и питания. Причем входящие в туристский продукт компоненты взаимозаменяемы, как и туристский продукт в це­лом. Так, в туристский пакет можно включить гостиницы разной катего-рийности или предложить туристу аналогичный тур, но разные варианты доставки к месту назначения (самолетом, поездом или автобусом).

Такое свойство взаимозаменяемости называется субституцией. Суб­ституция в наибольшей степени характерна для основных услуг турист­ского рынка: видов транспорта, размещения, питания, развлечений. Поэтому можно говорить о том, что туристский рынок в полной мере облада­ет свойством субституции.

С экономической точки зрения субституция влияет на перераспреде­ление доходов между производителями туристских товаров и услуг. При­мером могут служить последствия, которые повлекло за собой развитие новых видов туризма, например автотуризма. С одной стороны, использо­вание туристами личного транспорта для перемещений сократило доходы транспортных компаний и традиционных средств размещения, с другой стороны, увеличило доходы нетрадиционных средств размещения. Более того, стали активно строиться кемпинги, мотели и другие средства разме­щения с учетом особенностей автотуризма. Вместе с тем доходы традици­онных средств размещения уменьшились за счет перераспределения за­нимаемой ими доли рынка.

Другой важной особенностью туристского рынка является его комп-лементарностъ. Это означает, что туристские товары и услуги обладают свойством взаимодополняемости. Комплиментарность туристского рын­ка характеризуется тем, что приобретение одних услуг часто ведет к необ­ходимости приобретения целого комплекса других услуг и товаров. На­пример, такая туристская услуга, как автобусная перевозка, требует использования дополнительных продуктов: бензина, масла и пр. Это при­водит к существенному увеличению затрат, которые входят в себестои­мость туристских товаров и услуг, а также к перераспределению доходов между производителями туристских услуг и производителями взаимосвя­занных с ними товаров и услуг.

В зависимости от того, в каком состоянии находится туристский ры­нок, существуют и различные его формы. В ряде случаев туристский ры­нок может быть уже сформированным, т.е. круг производителей и потреби­телей в основном очерчен. Такой рынок еще иногда называют захваченным. Например, население какой-то страны имеет ограниченный доход и поэтому вынуждено проводить свободное время или отпуск в ее пределах, поскольку для них это наиболее доступная возможность. В ряде стран свободный выезд за рубеж затруднен, потому у населения не остается ничего другого, как зани­маться внутренним туризмом. Но даже в этих случаях люди имеют возмож­ность выбора места или способа проведения отпуска, и вследствие этого каждая дестинация и оператор тура должны предпринимать усилия к при­влечению покупателей или преодолению конкуренции.

В других случаях рынок приходится создавать, поэтому необходимо формировать спрос на туристскую продукцию.

Потенциальные покупатели должны быть осведомлены о существо­вании новых мест назначения, их достопримечательностях и сервисе. Они должны быть убеждены, что извлекут пользу, например, получат удоволь­ствие в результате посещения данного места или участия в каком-то тур­не, круизе.

Существуют различные критерии (показатели), по которым класси­фицируются туристские рынки. Так, с точки зрения количественной ха­рактеристики потребителей турпродукта можно выделить такие рынки туризма:

1) массовые;

2) популярные;

3) индивидуальные.

На рынках первого вида - массовых рынках туризма - действует основная масса туристов, путешествующих, как правило, большими груп­пами. Этот вид путешествий получил наибольшее распространение на За­паде в силу сравнительной дешевизны и простоты организации. Туристы «пакетных» туров довольствуются стандартным набором услуг и развле­чений, предусмотренных программой тура и полностью заранее оплачен­ных. «Пакетные» туры составляют основную массу предлагаемых к про­даже туров.

Популярные рынки туризма имеют дело со сравнительно неболь­шим числом туристов, путешествующих в составе небольших групп, но по более дорогим «инклюзив-турам», в которых предусмотрен более вы­сокий уровень сервиса и размещение в дорогих гостиницах, причем неко­торые виды услуг туристы (по их желанию) дополнительно оплачивают в ходе путешествия. Этот вид туров предполагает большую свободу вы­бора, но и стоимость его выше по сравнению с «пакетным» туром.

Наконец, индивидуальные рынки туризма-туристы, путешеству­ющие в одиночку,- самостоятельно планируют свой маршрут, сами де­лают все необходимые заказы на транспортное обслуживание и размеще­ние в гостиницах. Эти туры наиболее привлекательны для состоятельных людей, а также для тех, кто собирается совместить свой отдых с бизнесом или каким-то другим занятием, что не позволяет им заранее определить сроки возвращения и оплатить весь тур.

Одна из классификаций туризма основана на целях путешествия. Кратко охарактеризуем их.

Досуг, рекреация и отдых. Путешествия с этой целью составляют основу международного туристского обмена. Наиболее распространенны­ми мотивами являются:

- необходимость отключиться от повседневной деловой или быто­вой рутины;

- возможность отдохнуть и расслабиться;

- желание изменить обстановку и климат;

- поиск романтики;

- возможность заняться спортом;

- другие мотивы, которые подразделяются следующим образом:

- досуг и отдых, в том числе приключения,

- посещение знакомых и родственников,

- деловые и профессиональные цели,

- лечение,

- религия и паломничество.

Маршруты. Протяженность путешествий, предпринимаемых турис­тами из разных стран, непрерывно возрастает. Некоторые люди склонны проводить свободное время постоянно в одних и тех же местах (иногда останавливаясь в тех же самых отелях, гостевых домах и кемпингах), дру­гие предпочитают менять места в поисках новых впечатлений. В послед­нее время существенно снизилась популярность традиционного способа проведения свободного времени в своих странах. Международный туризм получает все большее развитие, несмотря на экономические ограничения, транспортные и иные проблемы. Туроператоры, предлагающие «пакетные» туры по умеренным ценам, в значительной степени способствовали тако­му изменению отношения к туризму, но они должны постоянно искать новые маршруты, дестинации, внимательно следить за изменениями спроса со стороны туристов.

Популяризации и процветанию мест, посещаемых туристами, способ­ствуют следующие факторы:

- местные достопримечательности;

- сервис в местах назначения;

- доступность для туристов мест назначения, включая способ до­ставки и удаленность места.

Местные достопримечательности воздействуют на чувства челове­ка и могут быть мотивом (целью) путешествия.

Перечень достопримечательностей достаточно велик и непрерывно пополняется и изменяется. Тем не менее существует определенная клас­сификация достопримечательностей. Приведем эту классификацию.

Достопримечательностями местности могут быть страны или отдельные районы страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, любая местность, привлекающая внимание туристов.

Достопримечательные события - это выставки, спортивные ме­роприятия (Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу и т.д.), меж­дународные конференции, карнавалы, фестивали, религиозные церемонии и пр. Туристы посещают эти места в связи с происходящими там собы­тиями.

Достопримечательности, комбинированные по месту и событи­ям,-многие события вряд ли имели бы большую привлекательность, если бы они проводились в местах, не представляющих интереса для туристов.

Достопримечательности местности могут быть:

природными достопримечательностями, такими, как горы, вулканы, водопады, пересеченная местность, пляжи, национальные парки и запо­ведники;

рукотворными достопримечательностями, такими, как места отды­ха, парки, зоопарки, сафари-парки, бассейны с морскими животными, ис­торические памятники и здания, строения, представляющие архитектур­ный интерес.

Успех многих посещаемых туристами мест был достигнут благодаря сочетанию природных и рукотворных достопримечательностей, например, обширные золотые песчаные пляжи Кипра сами по себе являются досто­примечательностью, но сравнительно мало туристов посещали бы эти ме­ста, не будь там прекрасно оборудованных зон отдыха и развлечений. Воз­можна также следующая классификация:

«узловые» достопримечательности - достопримечательности по­сещаемого места расположены в непосредственной близости друг от друга. Туристы, находящиеся в одном из посещаемых мест, например в столице, где сосредоточено большинство достопримечательностей, имеют возможность совершать экскурсионные поездки по окрестно­стям. Очевидно, что такие места назначения наиболее привлекательны для «пакетных» туров;

«линейные» достопримечательности-достопримечательности уда­лены друг от друга на территории обширного географического района, охватывающего не одну страну и часто не с одним центром туристского интереса.

Сервис в местах назначения. Основные требования туристов к мес­ту их пребывания предъявляются в конечном счете к размещению, пита­нию и развлечениям, причем запросы туристов весьма различны. Что од­ному туристу представляется роскошью, например отдельный номер с ванной, то для другого является первой необходимостью; некоторые впол­не счастливы разместиться в палатке или мотеле, других устраивает толь­ко пятизвездочный отель. То же самое в отношении питания: одни могут вполне удовлетвориться самообслуживанием в недорогом кафе, для дру­гих требуется полное ресторанное обслуживание или даже изысканная пища.

Стоимость предлагаемых услуг тоже заслуживает внимательного изу­чения, несмотря на общеизвестный факт: чем лучше уровень обслужива­ния, тем выше его стоимость. Индивидуальная стоимость некоторых до­полнительных видов услуг, разумеется, может быть включена в стоимость «пакета», что, несомненно, повлияет на окончательную стоимость тура. Если туроператоры слишком резко снижают цены на услуги, что в свою очередь сильно уменьшает стоимость тура, то это не всегда приводит к по­ложительным для туристов результатам. Энтузиасты гольфа, например, могут оставить без внимания недостатки в организации питания или раз­мещения в гостинице, но они будут недовольны, если что-то в отношении игры в гольф не будет соответствовать их ожиданиям. Подобным образом

«пакетные» туристы во время своего пребывания на пляжном курорте ча­сто недоумевают, если им приходится дополнительно платить за пользо­вание пляжными лежаками или шезлонгами, хотя они всегда готовы за­платить сверх нормы за напитки, которые им предлагают на том же пляже. Очень важно, чтобы в туристской путевке четко указывалось, что включе­но, а что не включено в стоимость «пакетного» тура.

Доступность для туристов мест назначения представляет собой важ­нейший фактор, особенно для массового туризма. Большинство путеше­ственников считают время на переезд к месту назначения и обратно бес­полезно потраченным, что может усугубляться различными дорожными задержками, вызванными, например, заторами и забастовками, неблаго­приятными погодными условиями при использовании любых видов транс­порта. Большое значение имеет хорошо налаженное и регулярное движение транспорта туда и обратно по разумным пенам, поэтому расстояние до досто­примечательного места и время, затрачиваемое на переезд, являются пред­метом размышления для туриста при принятии решения о предпринима­емом путешествии.

Говоря о доступности места, не следует оставлять без внимания воп­росы, связанные с оформлением виз и другими иммиграционными процеду­рами. Если это связано с длительной и утомительной процедурой получе­ния въездной туристской визы, скорее, всего такая поездка потеряет привлекательность. Кроме того, когда туристы возвратятся домой, они рас­скажут другим о своем печальном опыте, что будет удерживать потенци­альных посетителей от поездки в такую «недружественную» страну. Пло­хая реклама не способствует развитию туризма в гостевой стране.

Итак, для поощрения туристов в принятии ими решения посетить ка­кое-либо достопримечательное место необходимо создать соответствую­щие удобства, адекватные их желанию отдохнуть, развлечься и обеспе­чить свою безопасность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!