Церковно-монастырские формы помощи (X-XIII)

Складывающаяся система церковно-монастырской помощи находилась под влиянием факторов, вытекающих из отноше­ний, формирующихся между церковью и оформляющимся го­сударством.

Следует иметь в виду, что православие только призывается на Русь. Оно не имеет ни своих институтов, ни системы финанси­рования, ни священников. Происходит идентификация власти и церкви, складывается такой тип отношений, который привно­сится из Византийского православия. Финансовая поддержка церкви осуществлялась за счет отчислений (ей принадлежит десятая часть).

Имея более высокую культуру жизнедеятельности, монасты­ри представляли собой многофункциональную систему само­поддержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: об­щением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Поэтому те функции монастыр­ской жизни, которые для монахов были традиционными, вос­принимаются населением Древней Руси как откровение.

Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотвори­тельной, социальной деятельности.

Они выполняют четыре ос­новные функции: лечение, обеспечение неимущих (в виде ока­зания единовременной помощи натуральными продуктами — милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддер­жки. В этом отношении монастыри не «специализируются» в каком-то одном виде помощи, как это присуще западной церк­ви, а выступают в своей многофункциональности.

Однако постепенно начинает оформляться ктиторская мона­стырская система. Ее особенность заключалась в том, что по­стригающийся в монашеский сан обязан приносить дар монас­тырю, что позволяло вести стабильную и «сытую» жизнь в его стенах. Так складывается «пансионная» система поддержки. Дар приносился, как правило, в виде земельных угодий, кото­рые жертвовал новообращенный. Обычно принявшие постриг часть имущества оставляли жене на тот случай, если она также захочет принять монашеский сан. Таким образом, система помощи через монастыри устанавлива­ет определенные барьеры, где нуждающиеся — вдовы, сироты, бездомные — должны быть субъектами обязательного призре­ния, но поддержку в той или иной литургической форме полу­чают те, кто имеет средства.

В Х—XIII вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы (так назы­ваемая приходская помощь).

В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увеч­ным, нищим, они осуществляют самую разнообразную под­держку от материальных вспомоществований до воспита­ния и перевоспитания.

Приход также являлся территориальной, администра­тивной и податной единицей. Памятники древней письмен­ности свидетельствуют о том, что почти в каждом из при­ходов церкви существовали богадельни.

К особо значимым формам приходской благотворитель­ности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хле­ба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.

На Севере и в Сибири церковная казна играла роль народных благотворительных банков. Особо необходимо от­метить значение приходов в насаждении грамотности и в защите слабых от сильных (особенно женщин от тиранов-мужей). Для детского призрения при богадельнях устраи­вались приюты для подкидышей и сирот.

Таким образом, по сути приходская благотворитель­ность была не церковной, а гражданской, т. е. преследовала не только религиозные цели — спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающимся.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!