Церковь и суд в Московском государстве

10 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживавшую, но и соперничавшую с княжеской властью. В усло­виях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монгольские ханы в целом отличались веротерпимостью, и очень скоро православные митрополиты догово­рились с Ордой, получили от ордынских ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Тем не менее по мере подъема движения за осво­бождение русских земель церковь включилась в борьбу против тата­ро-монголов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, круп­ных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместо десятины, введенной еще при князе Владимире, церковь в Московском государстве стала получать поступления от определенных статей кня­жеских доходов (городских торговых, таможенных и судебных пошлин).

Но вместе с тем церковь сохранила свои позиции, хотя внутри ду­ховенства шла борьба двух политико-философских течений: иосифлян и нестяжателей (нестяжатели допускали секуляризацию церковных земель). Церковный собор 1503 г. не поддержал планы Ивана III секу­ляризировать церковные и монастырские земли.

Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако московским князьям удалось взять верх. В обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преиму­ществ церковь признала верховенство светской власти.

Противоречивым было отношение церкви к проблеме централи­зации Русского государства. Среди церковных иерархов той поры были как горячие сторонники укрепления государственного единства Руси, так и силы, оказывавшие упорное сопротивление этому про­цессу.

В 1448 г. русская Православная церковь стала автокефальной - самостоятельной по отношению к вселенскому патриарху, сидевшему в Византии. До середины XV в. митрополиты русской православной церкви назначались константинопольским патриархом из числа гре­ческих священников. Но постепенно позиции национального духовен­ства окрепли, и митрополитом стали назначать представителя русско­го духовенства при утверждении византийского патриарха. В XV в. они стали избираться собором русских епископов сначала по согласова­нию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей. В конце XV в. Иван III добился права назначения мит­рополита без согласия патриарха византийского, тем самым укрепив свою власть над церковью. В дальнейшем митрополитов меняли на свое усмотрение.

В организационном отношении Церковь представляла собой слож­ную систему. Во главе ее стоял митрополит. Вся территория подразде­лялась на возглавляемые епископами епархии.

Высшими судебными инстанциями (органами) были: Суд Велико­го князя - для высших феодалов, рассмотрения апелляций; Боярская дума; путные бояре; приказы.

Местные судебные органы были представлены судом наместников и судом волостей. Если они не имели права боярского суда, то их ре­шения утверждались великим князем или Боярской думой. Этот ин­ститут «доклада» усиливал контроль центральных органов за деятель­ностью судов на местах.

Вотчинные суды осуществлялись на основе иммунитетных грамот, выданных феодалам Великим князем. В этих судах царил неприкры­тый произвол в отношении крестьян.

Церковный суд рассматривал дела, связанные с церковными пре­ступлениями, и брачно-семейные дела.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!