Цели обучения истории, содержание и функции

5 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

1. Взаимоотношение целей и содержания школьного исторического образования 3

2. Цели школьного исторического образования и их содержание в отечественной методической науке 8

3. Основные тенденции в решении вопроса о целях школьного

исторического образования за рубежом 11

Список литературы 14

1. Взаимоотношение целей и содержания школьного исторического образования

Хотя основные факторы процесса обучения постоянно в нем присутствуют, они не остаются неизменными. Особенно ярко и убедительно исторически изменчивую природу этих категорий демонстрирует генезис целей и содержания школьного образования. Мало того, что эти факторы обучения первыми ощущают на себе последствия социальных революций и политических реформ, они могут варьироваться в пределах одного исторического периода, одной локальной цивилизации. Например, социоориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, а гуманистически (личностно)- ориентированная - афинскую систему образования и воспитания. «Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость-авторитарность будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов. В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира» (7, с. 40).

В советское время глобальные задачи истории как учебного предмета были определены в постановлениях Коммунистической партии и Советского правительства 1934, 1959, 1965 гг. В целом они представляли собой триединую задачу образования, воспитания и развития учащихся на основе марксистско-ленинского понимания истории и коммунистической морали. Курс истории в средней общеобразовательной школе был призван:

♦ «вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о развитии общества с древнейших времен до наших дней как в СССР, так и в зарубежных странах; на основе анализа и обобщения научно достоверного фактического материала последовательно раскрывать роль народных масс как подлинных творцов истории, создателей материальных и духовных ценностей, роль классовой борьбы в революционном преобразовании мира, организующую и направляющую деятельность коммунистических партий - авангарда рабочего класса и всех трудящихся; освещать классовую обусловленность и значение деятельности личности в истории; вырабатывать научное понимание закономерностей развития общества, классовый подход ко всем событиям прошлого и современности; формировать научное мировоззрение, убеждение в неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма;

♦ воспитывать молодежь в духе коммунистической идейности и морали, нетерпимости к буржуазной идеологии, в духе социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма; способствовать превращению приобретаемых знаний в убеждения, в руководство к личному активному участию в коммунистическом строительстве;

♦ развивать мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность, воспитывать готовность и уважение к труду стимулировать интерес к науке, искусству, прививать умения самостоятельно пополнять свои знания, правильно ориентироваться в событиях современной политической жизни».

В 30 - 80-е гг. методисты применяли и конкретизировали эти установочные положения в курсах, темах и уроках истории, составляли на их основе учебные программы, учебники, методические пособия и рекомендации.

Кризис коммунистической идеологии, вызвавший негативные процессы в российском обществе, в гуманитарных науках и образовании, разрушивший общенациональную систему духовных ценностей, заставил пересмотреть десятилетиями существовавшую целевую установку школьного исторического образования. Однако новое представление о целях обучения истории формируется, с одной строны, в сложных условиях политических противоречий, идеологического и социального раскола общества, методологического кризиса истории и педагогики, с другой - в невиданной ранее обстановке идеологического плюрализма, престижа демократических традиций и институтов гражданского общества, открытого влияния западных идей и теорий (2, с. 62).

В настоящее время можно выделить следующие приоритеты, вырисовывающиеся в российском педагогическом сообществе: «Система образования должна дать целостное видение мира, научные представления о наиболее важных проблемах, которые стоят перед человечеством... Необходимо, чтобы содержание школьного исторического и обществоведческого образования было нацелено на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, способствовало формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, к человеческой личности, правам человека... Историческое образование должно помочь каждому человеку освоить три круга ценностей: этнокультурных, общенациональных (российских) и общечеловеческих (планетарных)... Общество крайне нуждается в информированной и компетентной личности, принимающей самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки».

Цели обучения фиксируются и воплощаются во втором факторе процесса обучения - его содержании. Это тоже категория исторически изменчивая, ее наполнение зависит от меры осознания целей обучения, состава образования, а также от уровня развития педагогической науки. В содержании образования очевиднее всего элемент, представленный совокупностью знаний о природе, человеке, обществе, технике и способах деятельности. Менее сознаваемы другие элементы содержания образования: «опыт осуществления способов деятельности, воплощенный в умениях и навыках; опыт творческой, поисковой деятельности, выражающийся в готовности к решению новых проблем; опыт воспитанности потребностей, мотивов и эмоций, обусловливающих отношение к миру и систему ценностей личности». Поэтому в мировой и отечественной практике веками воспроизводился и продолжает существовать опыт «школы учебы», для которой характерен точно определенный, зафиксированный в стандартах разного рода круг знаний, умений и навыков.

В историческом образовании знания, представленные совокупностью основных фактов и теоретических положений, необходимых для полноценного и всестороннего изучения школьниками прошлого, к сожалению, часто рассматриваются как первоочередной, а иногда и единственный компонент содержания. Общественные дисциплины традиционно относят к числу предметов, в которых господствуют основы наук, тогда как в языковых дисциплинах, физике, математике, предметах эстетического цикла существенная роль отводится деятельностным компонентам (формированию у школьников приемов и навыков учебной работы, опыта самостоятельной деятельности).

В 90-е гг. XX в. в связи с социально-политическими и идеологическими реформами главное внимание в историческом образовании было обращено на пересмотр и переоценку системы фактов, понятий, выводов, составлявших основы его содержания, а на второй план ушли вопросы обучения школьников приемам учебной работы, формирования у них опыта активной, творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру. Не последнюю роль в возрождении «школы учебы» сыграла практика публикации Временных требований к содержанию образования образовательной области «Обществознание» (2).

В 1998 - 1999 гг. на страницах педагогической печати публиковался исключительно перечень фактов и понятий, составляющих обязательный минимум, предметных знаний учащихся в основной и полной средней школе. В то же время оставался неизвестным другой, не менее, а возможно и более, значимый сегодня компонент государственных образовательных стандартов. Это требования к уровню подготовки выпускников по истории, определяющий круг познавательных умений, с помощью которых учащиеся смогут критически воспринимать информацию из самых разнообразных источников, оперировать полученными знаниями, формулировать и защищать собственную точку зрения.

Кроме того, что состав содержания образования в разных историко-педагогических условиях рассматривается то шире, то уже, изменениям подвержено и содержание его элементов. В советской педагогике его напрямую связывали с классовым характером общества и особенно ярко эта зависимость проявлялась в содержании школьного исторического образования: «Задачи коммунистического воспитания требуют, чтобы наиболее близкие к нам исторические эпохи изучались возможно более развернуто. Из этого вытекает необходимость особенно экономного отбора фактов и понятий по истории отдаленных эпох и стремление более полно осветить историю общества в период капитализма и социализма. Особое внимание уделяется становлению коммунистической формации... современному этапу противоборства социализма и капитализма, укреплению главных революционных сил современности...» (2, с. 64).

Однако не только смена исторической перспективы может сделать неактуальными огромные пласты прошлого, представлявшиеся до этого основами научной теории, истинными образами ушедших столетий. «Дополнительный импульс направлению, заменившему историческую социологию исторической культурологией, придала активизация неевропейских цивилизаций... Появилась насущная необходимость понять не только закономерности развития европейской цивилизации, выступавшей как прообраз универсальной, мировой цивилизации, но и логику эволюции иных цивилизаций, культурные ценности, динамика и направление развития которых резко отличались от европейских...

Во второй половине XX в. эти тенденции все более отчетливо распространялись и на историческое образование, все большую роль в котором стала играть культурология, теория локальных цивилизаций. Школьная история «антропологизировалась», в нее возвращался человек, но не герой-образец для подражания, а человек в его культурно-историческом многообразии, как носитель определенных идеалов и ценностей, как сторона развивающегося общемирового диалога культур... Приспособление к изменяющемуся миру стало совершаться не через осознание его изменения (идея прогресса вошла в массовую культуру), а через познание и восприятие как собственных базовых ценностей и норм господствующей культуры».

Таким образом, развитие современного мира, формирование новых ценностей российского образования подводит к выводу, что «ученикам должно быть сообщено то, что имеет общечеловеческое, общезначимое содержание, а вовсе не то, что специалист сам с трудом удерживает в памяти.

Нет смысла давать школьникам знания, которые они тут же забудут. Остается в памяти лишь то, что со временем будет расти вместе с учеником, сообщая ему кое-что о нем самом, заставляя его смотреть на мир по-другому и ставя перед ним вопросы и загадки, неразрешимые тотчас, в ходе того же урока».

Перед методикой обучения истории как педагогической наукой это ставит трудную задачу поиска непротиворечивой модели содержания школьного исторического образования, адекватной современным целям обучения истории.

2. Цели школьного исторического образования и их содержание в отечественной методической науке

При формулировании общих целей обучения истории в школе в методике советских лет было принято ссылаться на директивные материалы партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС и советского правительства, другие документы, посвященные проблемам образования и воспитания молодежи. Соотнося общешкольные цели с особенностями содержания учебных предметов, методисты формулировали цели обучения конкретно, фиксируя их в объяснительных записках к учебным программам и развернуто излагая в научно-теоретических работах. При составлении курсовых поурочных рекомендаций они конкретизировались в соответствии с особенностями учебного материала и возрастными познавательными возможностями учащихся. Наконец, при подготовке отдельных уроков учитель самостоятельно формулировал целевую установку учебного занятия, учитывая реальную педагогическую ситуацию, но обязательно придерживаясь партийных и правительственных указаний.

В процессе многолетнего развития советской школы и исторического образования сформировались следующие направления целей обучения истории: полноценное историческое образование; идейно-политическое, трудовое, экономическое, нравственное, интернациональное и патриотическое, научно-атеистическое, эстетическое, экологическое воспитание учащихся; формирование высокой политической культуры и политического сознания, непримиримого отношения к буржуазной идеологии и морали; умение с четких классовых позиций оценивать общественые явления прошлого и современности, отстаивать идеалы и духовные ценности социалистичекого общества; мотивационно-волевое и эмоциональное развитие учащихся. При этом главной целью обучения истории провозглашалось формирование у школьников научного, марксистско-ленинского мировоззрения. В курсовых методических пособиях и поурочных планах цели объединялись в три группы: образовательные, воспитательные и развивающие.

Последняя в XX в. школьная реформа, приведшая к смене всей образовательной парадигмы, особенно ощутимые удары нанесла историческому образованию. В связи с изменением общественных устоев и государственной идеологии, переоценкой общенациональных духовных ценностей, учителям и методистам, не дожидаясь стабилизации в исторической науке и педагогике, пришлось срочно искать новые ответы на фундаментальные вопросы: каковы цели и задачи исторического образования в современной России? Зачем современные школьники должны изучать историю? Каковы современные приоритеты российского исторического образования? Какова роль школьного предмета истории в воспитании и развитии учащихся? и др.

Подчеркну, что государство и научные институты, занятые вопросами политической борьбы и экономического выживания, долгое время не откликались на предложение педагогической общественности провести Всероссийскую дискуссию о национальных приоритетах и ценностях исторического образования. Поэтому обсуждение этой актуальной проблемы развернулось в середине 90-х гг. спонтанно, на страницах педагогической прессы, в политической перепалке и в идеологических дебатах. Пик дискуссии не случайно пришелся на 1994 - 1997 гг., так как именно в этот период проводились наиболее радикальные преобразования в структуре и содержании школьного исторического образования, формировался новый комплект учебников, готовились проекты государственных образовательных стандартов. В то же время в стране резко менялась информационная среда, существенно обновлялись источники и способы восприятия исторической информации, нарастал духовный конфликт поколений «отцов и детей». Историческое образование превратилось в орудие политической борьбы, на его проблемах спекулировали идеологические противники.

Накаляя обстановку, эти факторы усиливали значимость обсуждения целей школьного исторического образования, выявляли разнообразную и противоречивую палитру мнений, подходов, предложений. Представляется полезным ознакомиться с основными идеями дискуссии, чтобы оценить наметившиеся в российской педагогике тенденции в решении данного вопроса и соотнести их с западноевропейскими подходами.

3. Основные тенденции в решении вопроса о целях школьного исторического образования за рубежом

Какими видятся цели современного исторического образования в странах с устойчивыми демократическими традициями и сложившимися гражданскими институтами? В чем же состоит особая значимость истории как школьного предмета?

• «Прежде всего, эта дисциплина уникальна по своему влиянию на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы.

• Кроме того, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других.

• История является во многом также основой для преподавания других дисциплин: обществоведения, государства и права, создавая базу для понимания и реализации основополагающих принципов жизнедеятельности современной Европы, таких, как права человека и демократия.

• Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.

• В итоге исторические знания подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в полном противоречий современном мире, создают благоприятные условия взаимопонимания между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические и религиозные традиции, помогают человеку осознать себя не только представителем определенной страны и региона, но и гражданином Европы и мира» (5, с. 6).

Эксперт из Великобритании Гарри Брейс на примере своей страны показал, как в духе европейских подходов формулируются цели обучения истории:

• «вооружить учеников знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут, и чувствовать возможные перспективы его дальнейшего развития;

• история должна помочь ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами в разные периоды эволюции, и научить понимать их. Умение осознавать и принимать эту «непохожесть» других в историческом прошлом будет способствовать развитию такого важного качества, как толерантность, необходимого для жизни в мире накануне XXI века;

• история как учебный предмет призвана разъяснить ученикам всю сложность такого понятия, как исторический опыт, и дать возможность осознать многообразие проявлений современной жизни в социальной, культурной, экономической, технической и политической сферах;

• знание истории должно вооружить учащихся способностью анализировать информацию, понимать процессы в их историческом развитии;

• изучение истории должно способствовать формированию независимых оценок и самостоятельности мышления молодого поколения».

Суммируя высказывания зарубежных экспертов, можно отметить, что в качестве основной цели исторического образования страны Западной Европы рассматривают формирование хорошо информированной личности, способной критически воспринимать и анализировать информацию, отстаивать свою точку зрения и в то же время быть терпимой к инаковости, толерантной к другим идеям и представлениям. В зарубежной методике не акцентируются цели патриотического воспитания учащихся. Формирование гражданских и демократических ценностей мыслится не в национальном, а в широком мировом контексте, что связано с ориентацией ведущих стран Западной Европы на интеграцию и жизнь в плюралистическом, поликультурном обществе.

Список литературы

1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М.: Высшая школа,1984.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

3. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории.- М.: Прсвещение,1978.

4. Методика преподавание истории в средней школе/ С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Прсвещение,1986.

5. Минкина-Милко Т. Совет Европы и преподавание истории в школе // Преподавание, истории в поликультурном обществе и пограничных территориях: Материалы международного семинара. - Хабаровск, 1999.

6. Развитие общих учебных умений и навыков школьников// Преподавание истории в школе.- 1985.- №1.- С.31-36.

7. Степашко Л. А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов. - М, 1999.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(14.1 KiB, 65 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!