Цель планирования

25 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

На вершине иерархии корпоративных целей находится миссия (описание ценностей компании, устремлений и причин появления на свет). Четко сформулированная миссия является фундаментом вытекающих из нее целей и планов.

Заявлением о миссии называется общее определение основных направлений бизнеса и операций организации, отличающих ее от других компаний. Миссия (деловое кредо, философия предприятия) как совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль предприятия в социально-экономической системе государства, формулирует и взаимоотношения фирмы с другими социально-экономическими субъектами. Поэтому совокупность принятых взаимосвязанных решений в отношении приоритетного использования ресурсов общества по реализации его миссии — стратегия предприятия — реализует задуманное предназначение через цели, задачи и действия. Для формулировки миссии, представления менеджмента (владельца) предприятия об окружающей среде, собственных возможностях, притязаниях и предназначении предприятия необходим большой объем информации о внешней и внутренней среде фирмы, в том числе о государственных ориентирах, динамике и уровне трансак-ционных издержек в отрасли.

Определенная структура и состояние внешней среды, определяющие систему возможностей фирмы по удовлетворению конкретных потребностей рынка, формируют вполне определенную систему ресурсов (по их составу, структуре и качественным характеристикам), которыми может располагать предприятие для выполнения своей миссии. Эти ресурсы, в свою очередь, определяют структуру производства, технологический профиль, кадровый и квалификационный состав, а также долгосрочные намерения фирмы по выживанию и совершенствованию в условиях, диктуемых рынком.

Успех фирмы зависит от умения тщательно анализировать рынок и от того, какую собственно позицию заняла фирма, стратегически продуманную и наиболее правильно определяющую место, время, товар и его цену.

Формулировка миссии фирмы должна содержать следующие элементы:

1) задачу фирмы в отношении ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий;

2) ответ на вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;

3) указание внешней среды, которая определяет рабочие принципы фирмы, задавая ей набор ограничений и условий функционирования;

.4) корпоративную культуру фирмы, т. е. ответы на вопросы, какого типа рабочий климат существует внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат. Иначе говоря, корпоративная культура — это имидж фирмы, ее положение, представление о ней в общественном сознании.

Миссия фирмы должна служить фактором привлечения клиентов, она должна показывать, какие потребности клиента фирма может удовлетворить наиболее эффективно.

Формулировка миссии может иметь разный уровень детализации: от локальных (детализированных) до глобальных (широких) понятий. Выработка миссии — сложный многоэтапный процесс. Он должен осуществляться главными менеджерами фирмы.

Миссия должна удовлетворять строгим критериям. Иногда миссия представляет собой просто красивый набор слов, означающих что-то общепринятое, вроде «высших интересов » и « священного долга ». В этом случае миссия непригодна для выработки стратегии развития фирмы. Чтобы быть полезной и практичной, миссия должна быть:

-  понятной;

-  передаваемой людям;

-  вызывающей доверие;

-  пригодной к использованию.

Необходимо оценивать миссию по этим критериям. Если миссия уже сформулирована ранее, необходимо согласовать изменения (если они требуются), чтобы миссия им соответствовала. Если существующий текст миссии патетический, но представляет собой бессмысленный набор слов, необходимо принять новый текст миссии.

Традиционно компании определяют род своей деятельности с точки зрения производимых товаров (например, производство мебели) или с точки'зрения используемых технологий (например, химико-технологическая фирма).

Определение бизнеса с точки зрения рынка лучше и понятнее, чем определения с точки зрения продукции или технологии. Товары или технологии могут очень быстро устареть, а покупатели остаются надолго при правильном подходе. Миссия, направленная на рынок, определяет бизнес с учетом его направленности на удовлетворение основных потребностей потребителей. Вследствие этого компания Visa, например, утверждает, что она не представляет кредитные карточки своим клиентам, а дает возможность обмена ценностей — обменивать свои активы, наличность на депозиты или акции, не выходя из дома, приобретать практически все и практически везде.

Определение основной цели работы является также достаточно сложным и основополагающим вопросом для многих организаций.

Правильно сформулированная в миссии организации цель дает направление всей последующей деятельности. В основном трудности здесь встречаются у организаций, цель деятельности которых не связана напрямую с получением прибыли. Например, университеты и прочие учебные заведения. Какова их цель деятельности? Что для них основное — обучение студентов основам будущей специальности или фундаментальные научные исследования?

К обязательным элементам миссии относятся:

-  основные направления деятельности (рынки, технологии);

-  позиция по отношению к внешней среде (принципы работы, ограничения функционирования);

" культура организации (правила и традиции, имидж). На каждом уровне управления миссию компании нужно преобразовать в конкретные стратегические цели. Каждый менеджер должен знать свои конкретные задачи и отвечать за их выполнение.

Стратегические цели относятся к компании в целом. Они часто называются официальными, или формальными, целями. В них формулируются намерения организации. Стратегические цели не должны ограничиваться показателями прибыльности. Более того, если компания отдает предпочтение прибыли и доходам акционеров, это может негативно сказаться на ее деятельности. П. Друкер предлолагает, что компании следует определить стратегические цели в следующих областях: рыночные позиции, инновации, производительность, материальные и финансовые ресурсы, прибыльность, управленческая деятельность и ее развитие, трудовая деятельность и установки сотрудников.

В стратегических планах определяются действия или шаги, которые компания намеревается предпринять для достижения стратегических целей, направления распределения ее ресурсов. Как правило, стратегическое планирование носит долгосрочный характер.

Стратегические планы и цели разрабатываются с учетом результатов внешнего и внутреннего анализа (SWOT-анализ).

Выбор определенной стратегии, на базе которой будет развиваться оперативное планирование, основывается на выборе стратегии, которая наилучшим образом:

-  повлияет на финансовый результат;

-  не будет противоречить существующим принципам организации;

-  будет принята сотрудниками организации;

-  будет поддержана соответствующими ресурсами.

В современном менеджменте используют типовые (видовые) стратегии:

-  контроль над затратами;

-  стратегия дифференциации;

-  фокусирование.

Стратегия контроля над затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов. Эта стратегия направлена на снижение затрат. Осуществляется обязательный контроль затрат, благодаря которому достигается высокая эффективность производства. При более низких затратах фирма стремится поддерживать высокий уровень прибыли, хотя цены ниже, чем у конкурентов. Кроме того, низкие цены могут быть барьером для появления новых конкурентов.

Стратегия дифференциации связана с определенной целевой установкой: весь рынок или большая его часть. Стратегия направлена на поставку на рынок товаров или услуг, по своим качествам более привлекательных, чем у конкурентов. Дополнительные качества могут включать: имидж; обслуживание клиентов (например, высокий уровень сервисного обслуживания); качество. Дифференциация представляет собой долгосрочную стратегию по достижению уровня прибыли выше среднего по отрасли.

Фокусирование. Основная идея этой стратегии: необходимо концентрировать усилия на том, что лучше получается, и не пытаться действовать на всех фронтах.

В центре любой стратегии находится клиент (потребитель), поэтому стратегия учитывает цели фирмы с ориентацией на потребителя, схему распределения ресурсов. Потребители могут предпочесть товары или услуги конкретной фирмы по следующим причинам: низкая цена товара или услуги; высокое качество; своевременное получение товара или услуги; отличительные свойства товара или услуги.

После выбора стратегии планирование спускается на следующие этапы иерархической лестницы организации — начинается разработка тактических планов и целей.

Тактическими целями называют результаты, которых должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена. Тактические цели являются одним из элементов достижения стратегических целей организации.

Тактические планы способствуют претворению стратегических планов и предполагают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. Как правило, они имеют более короткий период планирования, обычно — один год. В организациях тактические планы определяют конкретные действия подразделений, направленные на достижение стратегических целей

Разработка тактических целей в соответствии с корпоративной стратегией, как правило, является обязанностью менеджеров среднего звена.

Оперативные (операционные) планы разрабатывают на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов. Операционное планирование предполагает разработку планов-графиков как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников. Операционное планирование охватывает сравнительно небольшой период времени и составляет обычно срок от месяца до года.

Выделяют следующие системы оперативного планирования:

-  подетальная. Предназначена для применения в условиях высокоорганизованного и стабильного производства. По данной системе планируется и регулируется ход выполнения работ, технологических операций и производственных процессов по каждой детали на определенный плановый период. В основе подетальной системы лежат точное планирование времени такта, цикла работы, правильное определение нормативных технологических, транспортных, страховых, межоперационных и цикловых заделов и постоянное их поддержание в процессе производства на расчетном уровне;

-  позаказная. Применяется в основном в единичном и мелкосерийном производстве с большой номенклатурой и небольшим объемом выпускаемой продукции. В этом случае объектом планирования, или основной планово-учетной единицей, является отдельный заказ на производство, включающий несколько однотипных работ конкретного потребителя. Данная система планирования основана на расчетах длительности производственных циклов и нормативов опережения, с помощью которых устанавливаются требуемые заказчиком сроки выполнения как отдельных процессов, так и всего заказа в целом;

-  покомплектная. Применяется в основном в серийном производстве. В качестве основной планово-учетной единицы используются различные детали, входящие в общий комплект продукции и сгруппированные по определенным признакам. При данной системе планирования календарные задания производственным подразделениям разрабатываются по укрупненным группам или комплектам деталей.

Временные горизонты планирования. Горизонты планирования по временному критерию могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!