Требования научности, предъявляемые к психодиагностике

Принцип научности в психодиагностике реализуется по отношению к методикам, которые  как ми­нимум должны быть валидными  и  надежными, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять в процессе научного исследования.

Надежность методи­ки - это такой критерий, который говорит о точности пси­хологических измерений, т. е. позволяет судить о том, на­сколько внушают доверие полученные результаты. Проверка психодиагностических методик на надежность идет по трем направлениям: 1) проверяется надежность самого измерительного инструмента; 2) проверяется ста­бильность измеряемого признака, свойства; 3) проверяет­ся константность, т. е. относительная независимость резуль­татов от личности экспериментатора и незначительных из­менений в условиях эксперимента. Во всех этих случаях высчитывается коэффициент корреляции, который и яв­ляется показателем надежности. Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции к единице.

Валидность методики - комплексная характеристика, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова ее действенность, практическая полезность. В первом случае валидность имеет отношение к самой методике, т. е. это валидность измерительного инст­румента. Такая проверка называется теоретической валиди­зацией. Во втором случае валидность уже относится не столько к методике, сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

Провести теоретическую валидизацию методики - это значит доказать, что методика измеряет именно то психи­ческое свойство, качество, которое она по замыслу иссле­дователя должна измерять. Прагматическая валидизация под­разумевает проверку методики с точки зрения ее практи­ческой эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической методикой имеет смысл пользоваться толь­ко тогда, когда доказано, что измеряемое свойство прояв­ляется в определенных жизненных ситуациях, в опреде­ленных видах деятельности.

Существует несколько видов валидности, обусловлен­ных особенностями диагностических методик, а также вре­менным статусом внешнего критерия. Многие авторы чаще всего называют следующие:

  1. Валидность по содержанию. Этот прием используется, например, в тестах достижений: проводится сопоставление успешности по тесту с экспертными оценками учителей (по данному материалу). Валидность по содержанию также подходит к критериально-ориентированным тестам. Иногда этот при­ем называют логической валидностью.
  2. Валидность по одновременности, или текущая валидность, определяется с помощью внешнего критерия, по которому информация собирается одновременно с экспе­риментами по проверяемой методике.
  3. Предсказывающая (прогностическая) валидность, определяется также по внешнему критерию, но информация по нему собирается некоторое время спустя после испытания.
  4. Ретроспективная валидность. Она определяется на ос­нове критерия, отражающего события или состояние изу­чаемого качества в прошлом. Может быть использована для быстрого получения сведений о предсказательных возмож­ностях методики. Так, для проверки того, в какой мере хорошие результаты теста способностей соответствуют ус­пешному обучению, можно сопоставить прошлые оценки успеваемости, прошлые экспертные заключения и т. д. у лиц с высокими и низкими на данный момент диагности­ческими показателями.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!