Трансакционный анализ

22 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Трансакционный анализ (ТА) был разработан в 1950-е гг. психотератевтом Эриком Берном. Задача ТА заключается в исследовании человеческих отношений и предложении действий, способствующих их укреплению.

Согласно Э.Берну, при взаимодействии двух индивидов каждая из сторон занимает одну из психологических позиций, определяемых как эго-состояния. Принято выделять три эго-состояния индивида – Родитель, Взрослый и Ребенок.

Эго-состояние Родитель предполагает, что индивид контролирует ситуацию, выступает как защитник, патрон, воспитатель, критик, проводник определенной политики и приверженец стандартов.

Эго-состояние Взрослый проявляется в рациональном, расчетливом, не допускающем лишних эмоций поведении. Индивид стремится внести улучшения, обрабатывает полученные данные, оценивает перспективные возможности, принимает участие в обсуждении проблем.

Эго-состояние Ребенок характеризуется спонтанностью, зависимостью, вспыльчивостью, когда индивид стремится к немедленному признанию своих заслуг и вознаграждению.

Необходимо отметить три основных момента эго-состояний. Во-первых, во время переговоров поведение индивида нередко представляет собой комплекс реакций Родителя, Взрослого и Ребенка. Во-вторых, каждое из эго-состояний имеет как положительные, так и отрицательные черты. В-третьих, можно определить эго – состояние индивида, ориентируясь не только на слова и их смысл, но и на интонации, позу, жесты и выражение лица собеседника. Эго-состояния более четко проявляются в общении один на один.

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого и Ребенка приведены в таблице.

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого и Ребенка

Основные

характеристики

Родитель Взрослый Ребенок
Характерные слова и выражения Должен, обязан.

Сверхобобщения: всегда, никогда.

Например: "Ты не должен никогда…"; "Я не понимаю, как это допускают…"

"Возможно…";

"Вероятно…";

"Как?";

"Когда?";

"Почему?"

"Я сердит на тебя!";

"Вот здорово!";

"Отлично!";

"Отвратительно!"

Интонации Обвиняющие. Снисходительные.   Критические. Пресекающие. Спокойные,

ровные.

Эмоциональные
Состояние Надменное.

Сверхправильное.

Внимательное.

Познавательное.

Игривое.

Подавленное.

Угнетенное

Выражение лица Нахмуренное.

Неудовлетворенное.

Обеспокоенное.

Внимательное Угнетенное.

Удивленное

Позы Руки в бока.

Указующий перст.

Руки сложены на груди.

Открытые (наклонен вперед к собеседнику, не скрещенные руки) Спонтанная подвижность (сжатие кулаков, дерганье пуговицы, хождение взад-вперед)

Трансакции (обмен словами, действиями, письменными сообщениями) могут быть комплементарными или некомплементарными.

Комплементарными (дополнительными)являются трансакции, осуществляемые в открытом обмене взаимодополняющих эго-состояний отправителя и получателя. Такие трансакции могут быть представлены параллельными линиями.

Выделяют два подвида дополнительных трансакций: равные и неравные.

При равных дополнительных трансакциях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер. Например, трансакции "Взрослый – Взрослый".

При неравных дополнительных трансакциях партнеры находятся на неодинаковых позициях, но направление их трансакций совпадает. Например, трансакции "Родитель – Взрослый".

Некомплементарные, или пересекающиеся трансакции изображаются пересекающимися линиями стимула и ответной реакции, перекрестные трансакции могут заблокировать процесс обмена, что предопределяет неудовлетворительный результат коммуникаций и конфликт.

Наиболее эффективные в процессе труда формы обмена – это трансакции типа Взрослый к Взрослому, т.к. вероятность эмоционального конфликта между ними уменьшается. Достаточно продуктивны комплементарные трансакции, но некоторые из них (например, менеджер Родитель – работник Ребенок) ограничивают возможности роста подчиненного.

Поведение каждого индивида определяется его жизненной позицией. Сущность жизненной позиции формулируется как взаимодействие двух точек зрения относительно того, как индивид оценивает сам себя и как он относится к окружающим людям. Все возможные комбинации положительного (хорошо) либо отрицательного (плохо) ответов определяют основные жизненные позиции:

- Мне плохо – вам хорошо.

- Мне плохо – вам плохо.

- Мне хорошо – вам плохо.

- Мне хорошо – вам хорошо.

Наиболее желаемой позицией является та из них, которая в наибольшей степени приближается к трансакции Взрослый к Взрослому, т.е. «мне хорошо – вам хорошо», так как в данном случае индивид демонстрирует позитивное отношение к самому себе и уважительное – к окружающим. Такая позиция способствует формированию конструктивных взаимосвязей, продуктивным конфликтам, и удовлетворяющим обе стороны конфронтациям. Остальные жизненные позиции менее эффективны.

Во взаимодействиях с другими людьми каждый человек стремится «заработать» поглаживание (любой акт признания индивидом другого человека). Наиболее распространены вербальные (похвала) и физические (похлопывание по плечу, рукопожатие) поглаживания. Положительные поглаживания сопровождаются положительными эмоциями (состояние «мне хорошо»). Негативные поглаживания ранят физически или эмоционально (ощущение «мне хорошо» быстро идет на убыль).

Выделяют условные и безусловные поглаживания. Условные поглаживания получают работники, деятельность которых удовлетворяет менеджеров («Ты получишь премию, если перевыполнишь план»). Безусловные поглаживания предоставляются вне связи с поведением, но содействуют позитивному настрою работника («Ты замечательный специалист»). Эффективность поглаживаний существенно возрастает в ситуации, когда менеджер осуществляет их с целью изменения поведения, когда поощрение вознаграждает желаемые действия.

Между выделяемыми в трансакционном анализе жизненными позициями индивидов и их доминирующими стратегиями разрешения конфликтов существуют определенные взаимосвязи. Например, эго-состояние Родитель обычно обуславливает силовой подход, тогда как эго-состояние Ребенок- уход от конфликтов или стремление к их смягчению. Индивид, характеризующийся жизненной позицией «Мне хорошо – вам хорошо», обычно является сторонником поиска результата выигрыш – выигрыш в любом конфликте, занимая позицию Взрослого и опираясь на конфронтационную стратегию. Другие возможные взаимозависимости представлены в таблице.

Возможные взаимосвязи жизненных позиций, стратегий разрешения конфликтов и поведения индивидов

Жизненная позиция Стратегия разрешения конфликта Возможное

поведение

Мне плохо – вам плохо

Мне плохо – вам хорошо

Мне хорошо – вам плохо

Мне хорошо – вам хорошо

Уход от конфликта

Смягчение

Силовой подход

Конфронтация

Неассертивность

Неассертивность

Агрессивность

Ассертивность

Обучение сотрудников организации основам трансакционного анализа позволяет многим из них глубже осознать движущие силы, как своего собственного поведения, так и реакции и действия других людей, как в организации, так и за ее пределами, что позволяет добиться существенного повышения продуктивности межличностных коммуникаций.

Целесообразно совместить обучение трансакционого анализа и ассертивности. Оба подхода направлены на изменение в лучшую сторону отношения сотрудников организации, как к самим себе, так и к другим людям, стимулируют переход к основанным на трансакциям Взрослый к Взрослому стратегиям разрешения конфликтов, улучшают коммуникации и межличностную кооперацию.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!