Традиционная японская литература

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Японская литературная тра­диция считается весьма древней и высокоразвитой. Хотя самые ранние письменные произведения относятся к VIII в. н. э., суще­ствуют основания считать, что устная традиция восходит к несрав­ненно более раннему периоду. Возникновение же письменной литературы связано с заимствованием китайской иероглифической письменности, на основе которой в IX в. был разработан японский алфавит - кана, служивший для передачи фонетического строя японского языка. Японская литература очень долгое время находи­лась под влиянием литературы китайской, и многие ее произведения создавались именно на старокитайском языке. Первыми письмен­ными памятниками японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Составлены они были под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие литера­турные жанры, как «моногатари» - сказание и никки - «дневник». Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи») Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон. Развивается также жанр ута моногатари - сказания в стихах, примером которого может служить «Исэ монога­тари» («Сказания Исэ»). В период Камакура и Муромати, когда ведущую роль в японском обществе играло военное сословие и самураи, большую известность и популярность приобретают гунки моногатари - военные хроники, представляющие собой собрания легенд о событиях и героях известных самурайских войн. До того, как эти легенды и истории были записаны, они существовали в устной форме. Самыми известными гунки-моногатари XIII-XV вв. являются «Хэйкэ-моногатари» («Сказание о доме Тайра»), посвя­щенное войне 1180-85 гг. (так называемая «война Гэмпэй») между самурайскими родами Тайра и Минамото и крушению клана Тайра;

«Хэйдзи-моногатари» и «Хогэн-моногатари», рассказывающие о сму­тах 1156-1160 гг., предшествовавших войне Гэмпэй; «Тайхэйки» («Хроники «Великого Мира»), посвященные серии кровавых войн XIV в., приведших к падению сёгуната Камакура, кратковременному возвышению императора Го-Дайго (1288-1339) и установлению сёгуната Асикага (Муромати). Подвигам полулегендарных героев Минамото Ёсицунэ и братьев Сога посвящены «Гикэйки» («Сказа­ние о Ёсицунэ», XV в.) и «Сога-моногатари» (XIV в.). К жанру военных хроник можно также отнести и более ранние произведения, написанные, однако, не на японском, а на старокитайском языке - «Сёмонки» (X в.) «Муиуваки» (XI в.) и «Кондзяку моногатари» (начало XII в.). Сюжеты военных хроник послужили основой для многих пьес в стиле но, кабуки и дзёрури.

Классическим жанром японской поэзии считаются стихи в стиле «вака» («японский стих»), называемые также танка («короткий стих»), ибо состояли из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5-7-5-7-7). Термин вака возник во времена Хэйан - им обоз­начали «высокую» поэзию на японском языке (известную ранее как ямато-ноута). Поэзия вака пользовалась особым покровительством императорского двора. При дворе устраивались специальные поэ­тические состязания (ута-авасэ), лучшие стихи объединялись в императорские сборники. Первым из таких сборников (конец VIII в.) является «Манъёсю», буквально - «Коллекция из десяти тысяч листьев» (т. е. стихов), состоящий из 20 томов, объединяющих в общей сложности 4516 стихотворений-вака. Следующим обшир­ным поэтическим сборником стал «Кокинсю», завершенный к 905 г. За этим сборником последовало еще 20 императорских антологий стихов вака, объединявших произведения лучших японских поэтов, среди которых - многие японские императоры, высшие государст­венные чиновники и придворные, дзэнские монахи и воины-саму­раи. Последняя антология была завершена в 1439 г., однако жанр поэзии века развивается и по сей день. Возвышенные и глубоко лирические стихи были со времен Хэйан способом общения между влюбленными; придворные-аристократы соперничали друг с другом в остроумии посредством стихов, ибо по умению мгновенно сочи­нять точные и изысканные стихи по любому поводу судили об уме и воспитании человека. Отсутствие поэтических талантов могло пагубно сказаться на карьере придворного. Любимой поэтической игрой было сочинение так называемых рэнга - «совместных сти­хов»; в их сочинении участвовало сразу несколько человек. Один задавал первые три строки (5-7-5 слогов), другие - последние две (7-7 слогов). Рэнга стал одним из наиболее популярных поэтиче­ских жанров. Во времена Эдо появился другой жанр - хайку, или хайкай, хайкай-но рэнга, 17 слоговой стих (5-7-5), допускавший более разговорный стиль и потому считавшийся более «легкомыс­ленными» по сравнению с «серьезной» поэзией вака. Тем не менее в период Эдо более «демократичные» стихи хайку нашли широчай­шее признание и стали неотъемлемой чертой японской городской культуры XVII-XIX вв. Наиболее признанными поэтами, творив­шими в жанре хайку, считаются Нисияма Сёин (1605-82), Ихара Сайкаку (1642-93), Уэдзима Оницура (1661-1738), а также Кенией Райдзан, Икэниси Гонсуй, Ямагути Содоо и многие другие. Однако наиболее известным мастером хайку считается великий Мацуо Басе (1644-94), поэт мировой величины, на творчество которого значи­тельное влияние оказали идеи дзэн. Ниже приводится одно из его стихотворений (перевод В. Марковой):

Среди многочисленных учеников Басе (их было более 2000) особо известны Такараи Кикаку (1661-1707) и Мукаи Кёраи (1651- 1704). В период Эдо большую популярность получили отоги-дзоси - легенды, притчи и рассказы, возникшие в устной форме как анонимные произведения еще XIV-XV вв.; с XVII в. их стали издавать ксилографическим способом, часто с иллюстрациями. Поскольку записывались они не иероглифами, а алфавитом кана, то станови­лись доступными самому широкому кругу читателей из городских низов, а потому пользовались особым спросом. В период Эдо оформляется и авторская проза, на стиль которой значительное влияние оказали отоги-дзоси. Главным жанром долгое время был гэсаку - жанровые развлекательные рассказы, главной темой кото­рых были забавные истории из окружающей жизни. Литература в жанре гэсаку делилась на несколько направлений: сярэбон - «ост­роумные рассказы», главной темой которых в основном были развлекательные и нередко циничные истории, в том числе - из жизни «веселых кварталов»; коккэибон, «юмористические книги»;

ниндзсобон - «книги людских страстей» - сентиментальные, но очень реалистические истории о дамах из «кварталов наслаждений» и их поклонниках. Наиболее известные прозаики XVII в.- это Ихара Сайкаку (1642-93), Ннтидзава Иппу (1665-1731), Эдзима Кисэки (1666-1735); XVIII - первой половины XIX вв.- Сантоо Ксодэн (1761-1816); Узда Ааинари (1734-1809), мастер мистиче­ских повестей Рюутэй Танэхнко (1783-1842), Такндзава Бакин (1767-1849), Дзиппэнсай Иккю (1765-1831), Тамэнага Сюнсюй (1789-1843) и др. Последним крупным автором, работавшим в стиле гэсаку, был Канагаки Робун (1829-49). Стиль гэсаку не пережил падения сёгуната Токугава, в новой японской литературе конца XIX- начала XX вв. наметился резкий перелом, вызванный влия­нием и популярностью западной литературы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!