Традиции и новации Серебряного века

20 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Общественный подъем в России конца XIX - начала XX в. глубоко повлиял на развитие русской художественной культуры. Это было время продолжения и развития художественной традиции XIX в. С другой стороны, весьма характерным явлением культуры Серебряного века стало формирование нового художественного мышления, отрицание традиционных художественных принципов и утверждение новых эстетических ценностей, появление различных модернистских течений в искусстве. Эти явления нашли наиболее яркое выражение в литературе в силу ее особой связи с обществен­ными интересами, с развитием демократического движения. В эту сложную историческую эпоху в литературной жизни шла напряжен­ная борьба между представителями разных направлений: привер­женцами критического реализма, символизма, акмеизма, футуриз­ма, имажинизма и других течений.

На конец XIX - начало XX в. приходится последний период жизни и творчества великого русского писателя Л.Н. Толстого (1828-1910). Особенности жизни российского общества той поры нашли отражение в его художественном и публицистическом твор­честве. Резкое обличение общественного зла проходит через весь роман «Воскресение» (1899), который вызвал недовольство правя­щих государственных и церковных кругов. Взгляды, философия и гражданская позиция Толстого явились причиной обвинения его в отпадении от ортодоксального церковного вероучения и последую­щего «отлучения» от церкви в 1901 г.

Первая русская революция стала для писателя началом новой душевной травмы. Отстаивая священное право крестьянства на землю, он в то же время осуждал саму революцию, отвергал революционные методы борьбы. Массовые казни и расправы, на­чавшиеся после революции, он заклеймил в своей страстной статье «Не могу молчать» (1908). Теория Толстого о непротивлении злу насилием, другие идеи великого мыслителя в наше время обретают «второе дыхание» в различных нетрадиционных религиозных уче­ниях и нравственных теориях. Наряду с художественными произ­ведениями Толстому принадлежат публицистические и философс­кие работы, которые оказали влияние не только на русскую, но и на мировую общественную мысль.

К этому же'периоду относится основной этап творчества другого гения отечественной литературы А.П. Чехова (1860-1904). Повести и рассказы писателя продолжали традиции русской новеллистики, но наследуя достижения своих предшественников, он поднял ис­кусство короткого рассказа до высочайшего уровня. Чехов был и великим драматургом. «В плеяде великих европейских драматур­гов,- писал Бернард Шоу,- Чехов сияет как звезда первой вели­чины даже рядом с Толстым и Тургеневым». Чеховская драматургия в XX в. покорила театральную сцену всего мира.

В эти годы расцвел талант русских писателей A.M. Горького, И.А. Бунина, А.И. Куприна, В.В. Вересаева, Л.Н. Андреева, А.Н. Толстого и многих других.

А.М. Горький (1868-1936)'выступил не только как талантливый беллетрист, публицист, критик, но и как видный организатор творческих сил. С 1904 г. начали издаваться сборники товарищества «Знание», вокруг которого он собрал многих известных писателей и поэтов России. Книги сборника имели большой успех у широких читательских масс. В них находила отражение жизнь различных слоев российского общества. До 1913 г. вышло 40 книг сборника, в которых увидели свет пьесы М. Горького «Дачники», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»; повести Л. Андреева «Жизнь Василия Фивей-ского», «Красный смех», «К звездам»; А. Куприна - «Поединок»; В. Вересаева - «На войне» и многие другие.

В конце XIX в. на литературном небосклоне взошла звезда И.А. Бунина (1870-1953) - одного из последних классиков русской поэзии и прозы, выдающегося стилиста, в котором видели наслед­ника Тургенева и Чехова, тонкого и проникновенного певца при­роды... Ведущей темой бунинской прозы была сельская Русь: и крестьянская, и дворянская. Наибольшую известность из произве­дений начала XX в. приобрели повести «Деревня», «Суходол», многие рассказы.

Русский реализм конца XIX- начала XX в. опирался на клас­сическую литературу предшествующих поколений писателей. И все-таки новое поколение реалистов, усвоив опыт прошлого, пошло своей дорогой в искусстве, чем, несомненно, развило, обогатило, преобразило разнонаправленную прозу и поэтику, предвосхитив их новые течения. И. Бунин, Л. Андреев, М. Горький, А. Куприн, В. Вересаев, Б. Зайцев, А. Ремизов - яркие, одаренные индивиду­альности - совместными усилиями вскрывали глубинную сущ­ность наступившего столетия, предвосхищали рожденные им трагедии и мечты.

Литература этого времени - это литература смелого новаторст­ва, поиска новых форм и свежих выразительных средств, позволя­ющих отобразить динамику сложной эпохи.

Новые течения начала века - символизм, акмеизм, футуризм - явились следствием усиленных поисков новых духовных ценностей. Эти течения долгое время считались декадентскими, упаднически­ми. В последнее время произошла их переоценка, так как в них настроения пессимизма и упадничества уравновешивались тенден­циями иного характера, часто направленными на поиск нового. Нельзя также забывать об участии в этих художественных течениях самобытных, талантливых деятелей литературы. Символизм на ме­сто конкретного художественного образа поставил символ - сло­весный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления с определенной точки зрения - религиозной, революционной и др.

Звание «пионера русского символизма» история литературы присваивает Н. Минскому (Н.М. Виленский, 1855-1937). Он опуб­ликовал один из ранних манифестов русского модернизма «При свете совести» (1890). Вскоре Д.С. Мережковский (1865-1941) выступил с лекцией, а затем - книгой «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892). В ней ставилась задача утвердить художественный идеализм как начало строитель­ства гармоничной культуры. Он связывал ее с созданием новой религии - синтезом духовных, плотских, христианских и языческих начал. Главным для искусства он считал мистическое содержание, а средством его художественного воплощения - символы. Следует подчеркнуть, что различные представители символизма по-разному обосновывали смысл этого течения, по-разному развивали учение и поэтическую культуру русского идеалистического мыслителя В. Соловьева.

К символистам первой волны относились кроме уже названных Н. Минского и Д. Мережковского, писатель Ф. Сологуб, поэты В. Брюсов, К. Бальмонт, 3. Гиппиус и другие.

Открывает плеяду символистов первого поколения - К.Д. Баль­монт (1867-1942). Сила его стихов в их легкости, музыкальности, поэтому не случайно многие композиторы - А. Аренский, С. Та­неев, Р. Глиер, М. Гнесин и др.- писали к ним музыку.

«Мэтром символизма» прослыл В.Я. Брюсов (1873-1924)- выдающийся поэт, прозаик, критик, историк литературы, перевод­чик. В. Брюсов в конце XIX в. был одним из признанных лидеров и организаторов русского символизма. Он руководил его главным печатным журналом «Весы». Стремление создать новую культуру, похоронить разложившуюся буржуазную цивилизацию - было главной целью его символических исканий. В этом ключе в статье «Учителя учителей» (1916) была сформулирована брюсовская кон­цепция истории, как периодической смены культурных кругов, каждый из которых рождается, развивается, достигает расцвета, разрушается, уступая место новому.

В начале века появились новые представители этого течения - младосимволисты Андрей Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев, Эллис (Л. Кобылинский).

Самым значительным среди них был А.А. Блок (1880-1921). В 1904 г. вышла его первая книга «Стихи о прекрасной даме». И в своих ранних стихах, и в более поздних произведениях Блок от­кликнулся на множество острых проблем, раскрыл богатство пере­живаний, настроений своего мятежного времени. Образная система символизма была близка Блоку, служила ему инструментом пере­дачи сложных соотношений между конкретным и абстрактным, преходящим и вечным, между микромиром человека и мегамиром Вселенной. Темами русского символизма стали не только чисто литературные проблемы, но темы народных судеб, глубинных тайн истории, перспектив развития человечества.

Одновременно с символизмом появились и другие течения. Одно из них - акмеизм (от греч. akme- высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила). Он возник как реакция на символизм, заявив об отказе от главных принципов символизма - от его ирра­ционализма и субъективизма, соприкасающихся «то с мистикой, то с теософией, то с оккультивизмом», как определил Н. Гумилев. Акмеисты стремились вернуть поэзию к ее первичным основам: к человеку, его подлинным чувствам, предметности реального мира. Поэтические слова, конкретная образность, точность значений отличают творчество представителей этого направления. К акме­истам принадлежали крупные творческие индивидуальности: Н. Гу­милев, М. Волошин, О. Мандельштам, А. Ахматова, М. Кузьмин и др. Каждый из них отличался особым поэтическим даром. Так, А.А. Ахматова (А.А. Горенко, 1889-1966) - тонкий лирик. Просто­та и прозрачность ее стихов сочеталась с подлинностью чувств, глубокой психологической насыщенностью четко выбранных и умело расположенных выразительных метафор. Проникновенность в психологию человека, главным образом в женскую психологию, сочеталась в ее творчестве с классической ясностью поэтического языка.

В условиях кризиса символизма возникло и другое течение - футуризм, сделавшее основным лозунгом освобождение от старой культуры. Выступая против символистов и акмеистов, футуристы претендовали на роль поэтов современности. Разбивая установив­шийся канон форм, они искали новые ритмы, высмеивали акаде­мические рифмы, смело вводили ассонанс и другие созвучия, создавали новые слова, а иногда подменяли их сочетанием звуков.

Футуристы делились на эгофутуристов и кубофутуристов. Пер­вые были близки к акмеистам. Наиболее известными из них были Игорь Северянин (И.В. Латарев, 1887-1941), В.Г. Шершеневич (1893-1942).

Более радикальные позиции занимал кубофутуризм. В 1910 г. вышел в свет первый выпуск футуристического сборника «Садок Судей». В него вошли стихи В. Хлебникова (1885-1922), братьев Давида (1882-1967) и Николая (1890-1920) Бурдюков, В. Камен­ского (1884-1961) и др. Впоследствии сборники и манифесты кубофутуристов выходили под эпатирующими названиями: «Поще­чина общественному вкусу», «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб» и т. п. В 1912 г. впервые появились в печати стихи В. Мая­ковского (1893-1930), который сразу выделился из футуристиче­ской сферы острым и трагически окрашенным талантом. К кубо-футуристам были близки поэты группы «Центрифуга» - Н. Асеев (1889-1963), Б. Пастернак (1890-1960).

Существовали и другие модернистические направления поэти­ческого творчества, а также поэты внелитературных групп. Однако, несмотря на обилие течений, всех модернистов объединяли общие характерные черты. Это обостренное внимание к общественной проблематике, вопросу о судьбе культуры, поиски новых литера­турных форм, стихотворных структур, перестройка образной систе­мы, развитие поэтического языка, направленность против реализма. Однако довольно быстро происходило измельчание его программ, угасание энергии каждой из групп, отход от них подлинных художников.

Смелые творческие искания были присущи всему искусству начала XX в., что обусловило его высокий художественный потен­циал, ибо в конечном итоге двигателем прогресса художественной культуры являются совместные усилия и достижения всех ее твор­цов.

Развитие изобразительного искусства и, прежде всего живописи, происходило бурно и неравномерно. В последние два десятилетия XIX в. зрелые мастера русской живописи еще переживали пору своего расцвета. Создавали свои лучшие произведения И.Е. Репин (1844-1930) - «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», В.И. Суриков (1848-1916) - «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и др. Однако именно в эти годы новое поколение художников впервые почувствовало необходимость поисков новых идей, обновления художественного языка, обогащения искусства новыми художественными формами и содержанием. Эти поиски начинают М. Врубель, В. Серов, К. Ко­ровин, М. Нестеров и др. Русская живопись начинает отходить от принципов передвижничества (от критического, аналитического, психологического реализма) и совершает стремительный переход к новым системам художественного мышления, догнав и во многом опередив основные европейские художественные школы. Значи­тельные успехи сделала портретная живопись, натюрморт, графика, театрально-декорационное искусство.

Соперничество между различными художественными группи­ровками достигало подчас значительной остроты. Основные проти­воречия возникали в поисках новых форм, нового изобразительного языка между последовательно реалистическим и модернистским направлениями.

В конце XIX в. в Петербурге возникла творческая группа «Мир искусства» (1898-1924). Она была организована А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым. Кроме них в объединение входили художники К.А. Сомов, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст и др. Главным прин­ципом направления стал тезис о необходимости преображения жизни искусством. В программных выступлениях группы деклари­ровалось отрицательное отношение к эстетике русских демократов второй половины XIX в., к передвижничеству за подчинение живо­писных задач идейно-общественным. Художники «Мира искусства» были увлечены прошлым, особенно XVIII и началом XIX вв.

Характерна творческая судьба выдающегося художника конца XIX и начала XX в. В.А. Серова (1865-1911). Вначале передвижник, он в конце 90-х годов примкнул к «Миру искусств». Его ранние произведения «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная сол­нцем» - отличает свежесть, богатство пленерного колорита. Порт­ретам зрелого периода присущи отточенная выразительность, острота характеристик, умение передать неповторимую индивиду­альность. Таковы портреты М.Н. Ермоловой, В.О. Гиршман и др. Поздний период его творчества отмечен тягой к модернизму («По­хищение Европы», «Ида Рубинштейн»), но ранняя смерть мастера оборвала творческую эволюцию его дарования.

Смелым новаторством отмечена живопись М.А. Врубеля (1856- 1910). В его творчестве своеобразно пересекались реальность и фантазия, зримый мир с таинственными образами мифологии, с мистически окрашенными мотивами. Врубель - великолепный ма­стер рисунка и композиции, одаренный колорист. Бесспорно сходство многих мотивов его творчества с символистской поэзией. Не случайно он был кумиром многих поэтов-символистов: В. Брюсова, А. Блока, А. Белого.

«Мир искусства» вел активную работу по привлечению талантов в свои ряды. В объединение вступили художники К.А. Сомов, ФА. Малявин, позже - Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, К.П, Петров-Водкин, Е.Е. Лансере и другие. Все они вписали яркие страницы в историю русского изобразительного искусства.

Крупным художественным объединением стал «Союз русских художников» (1903-1923). Основатели и многие участники Союза вышли из среды Товарищества передвижников: А.Е. Архипов, С.Б. Иванов, А.М. Васнецов, С.В. Малютин, Л.О. Пастернак и др. Активным членом Союза был К.А. Коровин (1861-1939), которого многие считали даже его лидером. У объединения были принципи­альные расхождения с «классическим передвижничеством». Опира­ясь на национальные эстетические традиции, здесь осваивались достижения западноевропейского импрессионизма и постимпрес­сионизма.

Постепенно в русском искусстве начала XX в. складывается новое общее направление - модернизм, представленный различ­ными группами. В 1907 г. состоялась выставка «Голубая роза», в которой приняли участие П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, Н.Н. Сапу­нов, С.Ю. Судейкин, Н.П. Крылов и др. Для художников этого объединения были характерны символизм, склонность к мистике, тяготение к декоративности. После «Голубой розы» прошли родст­венные ей выставки «Золотое руно» и «Венок».

В 1910-1911 гг. состоялась первая выставка общества «Бубно­вый валет», просуществовавшего до 1917 г. Ядро объединения составила группа художников, ставших его организаторами и сохра­нивших верность ему до конца. Это П.П. Кончаловский, И.И. Маш­ков, А.В. Лентулов, P.P. Фальк, А.В. Куприн, В.В. Рождественский, А.А. Осьмеркин и др. Через «Бубновый валет» прошли почти все художники авангарда: В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.З. Шагал и многие другие.

В своих программных заявлениях члены группы заявляли о неприятии академии, передвижников, мирискусников, «голуборо-зевцев» и др. Они требовали в живописи осязаемости, предметности, призывали к возвращению к примитивным формам. Своей задачей они ставили возвращение живописи только ей присущих средств - цвета, линии, пластики; участники объединения стремились осво­бодить ее от литературности, стилизаторства, измельченности форм. На художественный метод «Бубнового валета» существенное влия­ние оказали представители европейского постимпрессионизма- Поль Сезан, Винцент Ван Гог и др.

Заметным течением, получившим свое дальнейшее развитие в 20-е гг., стал русский авангард - явление сложное и пестрое. Су­щественными особенностями, отличающими его от предшествен­ников, были: необычайная динамика, стремительная смена стилей, направлений; изобилие групп и художественных объединений; «манифестационный» характер процесса утверждения новых прин­ципов; оттенок анархизма в деятельности самих художников.

В русской живописи 1910-х годов можно различить две тенден­ции: одна тяготела к экспрессионистической концепции творчества, другая шла через кубизм. Ведущими фигурами русского авангарда стали В.В. Кандинский (1866-1944), К.С. Малевич (1878-1935), М.З. Шагал (1887-1985) и другие.

В целом своеобразие отечественной художественной школы на рассматриваемом этапе ее развития утверждается не только благо­даря ее новым открытиям, но и в контексте общих событий этого времени, радикально разрывавших с традициями прошлого.

В русской архитектуре рубежа веков наиболее кардинальные изменения произошли в сфере стиля. Большое распространение получил стиль «модерн», выработавший свои собственные принци­пы: построение архитектурного сооружения «изнутри наружу», пе-ретекание пространства из одного интерьера в другой, асимметрия планировки, декоративность убранства, сочетание криволинейных форм и линий.

Рядом с ним возникли и такие стилевые образования как неорусский стиль и неоклассицизм.

Неорусский стиль, сменивший псевдорусский, стал предшест­венником модерна, а в дальнейшем существовал уже как направле­ние внутри модерна.

Неоклассицизм, будучи одним из стилевых направлений в эк­лектике второй половины XIX в., в условиях формирования модерна и других стилевых направлений рубежа веков, принимал различные модификации. Соединение его с модерном вызвало к жизни «мо­дерн-классицизм».

В 1900-е годы много построек, отражавших тот или иной стиль или их сочетание, появилось в Москве. В стиле модерн построены гостиницы «Метрополь» - по проекту В.Ф. Валькотта, особняк Рябушинского и Ярославский вокзал - по проекту Ф.О. Шехтеля. В стиле модерн-классицизм построены гостиница «Астория» в Петербурге (арх. Ф.И. Лидваль), Киевский вокзал в Москве (арх. И.И. Рерберг).

В начале века была сделана попытка возродить архитектурное наследие античности. Ренессанса и русские архитектурные традиции конца XVIII- начала XIX в. (И.В. Жолтовский, А.И. Таманян, Р.И. Клейн и др.).

Группа архитекторов положила в основу своих проектов мотивы древнерусской архитектуры. Наиболее видным представителем это­го направления был архитектор А.В. Щусев (1873-1949).

Таким образом, в пределах трех основных стилевых направле­ний, проходящих через весь период конца XIX - начала XX в., центральное место принадлежало модерну.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!