Традиции и новаторство

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Каждое поколение приносит в культуру что-то свое: научные и художественные открытия, нравы, обычаи, вкусы, манеру поведе­ния.

«А если бы случилось так, что наперекор всем законам истории будущее поколение усвоило бы себе все вкусы предыдущего, то это была бы катастрофа. Для всех поколений».

«Каждое поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе брюки по своему вкусу. И сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно» (12; 344). Так в присущей ему ироничной манере писал режиссер и художник Н.П. Акимов в период, когда узкие брюки, новой формы мебель и абстрактная живопись счита­лись признаком политической неблагонадежности. Было такое вре­мя.

Появление нового в культуре неизбежно и необходимо. Ее развитие включает в себя две тенденции — к сбережению накоп­ленного и созданию нового, к сохранению сложившегося стереотипа и к его преодолению. Это проявляется многообразно и находит выражение в диалектике традиций и новаторства.

Традиция (от лат. traditia — передача) и новаторство (от лат. novatio) соотносительные понятия.

Традиция — результат веками и тысячелетиями накопленных знаний, опыта, форм и правил поведения, нравов, обрядов, обычаев. Каждая из традиций сложилась на определенном этапе развития народа и общества и несет на себе печать своего времени. Но, оказавшись плодотворной, становится необходимой и следующим поколениям людей. Это традиции «умной старины» (Пушкин). Закладывая в историческую почву свои ростки, они развиваются, иногда принимают новые формы, но сохраняют свою сущность. Именно поэтому традиции не могут рассматриваться вне, казалось бы, противостоящего им новаторства, на деле связанного с ними и продолжающего их. Ибо механическое повторение сложивших в ранние эпохи традиций в новых условиях ведет к вырождению, становится эпигонством.

В то же время попытка создать новое вне связи с уже имеющим­ся, без опоры на традиции ведет к разрушению органической целостности культуры. Без использования накопленного опыта, знаний, умений каждое поколение вынуждено было бы начинать все сызнова, а^без постоянного обновления человечество топталось бы на одном месте. Только органическое соединение традиций и новаторства обеспечивает развитие общества и развитие культуры.

Традиции разнообразны и не все из них оказываются плодо­творными. Например, существующий у некоторых народов обычай кровной мести.

У каждого народа в зависимости от природных и климатических условий, своеобразия исторического развития, национальных осо­бенностей сложились свои обычаи, привычки, обряды, символы, формы общения, знаковая система. И конечно, язык — главный носитель культурной памяти и традиций каждого народа. Усвоение каждым новым поколением родного языка — необходимое условие развития человека и общества. При активном участии языка про­исходит формирование сознания. Язык более чем другие элементы культуры способствует усвоению накопленного. Некоторые элемен­ты языка со временем меняются, но в целом язык народа сохраня­ется веками.

Язык выполняет в обществе много функций. Язык — средство общения между людьми, способ выражения мыслей, выразитель национального характера и особенностей народа, показатель уровня развития общества и его состояния. А по отношению к инди­виду — выразитель самой личности, ее характеристика, ее образ. По тому, как человек говорит, можно определить уровень культуры, индивидуальные особенности, характер. Речь человека — это его «визитная карточка».

Наш язык очень красив. «Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и, вдруг, если надобно, мягчает, журчит нежным ручейком и сладостно влива­ется в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса»,— писал о русском языке Н.М. Карамзин (13; 73—74).

В языке более, чем в каких-либо других проявлениях жизнеде­ятельности человеческого общества и его культуры, находит выра­жения история. Вот как определяет роль языка в историческом развитии поэт XX в. О.Э. Мандельштам:

«Чаадаев, утверждая свое мнение, что у России нет истории, то есть что Россия принадлежит к неорганизованному, неисторическо­му кругу культурных явлений, упустил одно обстоятельство,— именно: язык. Столь высоко организованный, столь органический язык не только — дверь в историю, но и сама история. Для России отпадением от истории, отлучением от царства исторической необ­ходимости и преемственности, от свободы и целосообразности было бы отпадение от языка. «Онемение» двух, трех поколений могло бы привести Россию к исторической смерти. Отлучение от языка равносильно для нас отлучению от истории. Поэтому совершенно верно, что русская история идет по краешку, по бережку, над обрывом и готова каждую минуту сорваться в нигилизм, то есть в отлучение от слова.» (14; 60).

Бережное отношение к языку особенно важно. Он засоряется чуждыми его природе словами и выражениями, иногда в него без особой необходимости вносятся иностранные слова, псевдонаучная терминология, получает распространение и становится привычной ненормативная лексика. Эти изменения в языке свидетельство неблагополучия самой жизни, не способной выразить себя в ясных грамматических формах. Сохраняя язык, мы сохраняем историю. Бережное, уважительное отношение к языку — это уважение к себе, к другим людям, к истории своей страны, к своему народу.

В каждой из форм культуры взаимодействие традиций и нова-торства,накопленного человечеством и вновь обретенного, ставшего традиционным и впервые возникшим,имеет свои особенности.

Так, в морали простые нормы нравственности составляют ос­нову взаимоотношений людей в любом цивилизованном обществе.

В христианской религии они сформулированы в заповедях, их придерживается весь западный мир, хотя время вносит свои кор­рективы, позволяя людям несколько свободнее толковать меру допустимого в человеческих отношениях.

Взаимодействие традиций и новаторства имеет большое значе­ние для развития искусства. У каждого вида искусства свои найден­ные и накопленные мастерами этого искусства изобразительно-выразительные средства, свои приемы, свой художественный язык. Используя их, художники, писатели, композиторы, исполнители получают возможность воспроизвести и передать все богатство жизни.

Без овладения языком искусства невозможно художественное творчество. Но эти традиции — только исходный момент творчест­ва. В то же время мастера искусства используют их в своем творчестве для отражения нового содержания, и тем самым застав­ляют традиции обратиться к современности, а из самих традиций отбирают только то, что оказывается наиболее нужным и близким. И уже такой подход становится новаторским по отношению к традициям.

Рассмотрим диалектику традиций и новаторства на примере изобразительного искусства, претерпевшего за последнее столетие глубокие изменения, неоднократно менявшее свои истоки.

Тысячелетиями изобразительное искусство своими пластиче­скими средствами на плоскости или объемно стремилось сохранить достоверность изображаемого, закрепить свойство оригинала. Оно было своеобразной художественной летописью человечества. Появ­ление фотографии, а позднее, превращение ее в художественную фотографию, в искусстве взяло на себя эту задачу. Сами художники признали, что. у фотографии неисчерпаемые возможности воспро­изведения облика человека, вида природы, происходящих событий. В то же время задача изобразительного искусства не исчерпывалась его возможностью точного воспроизведения действительности. И само понятие «точности», «похожести» всегда было достаточно

условно.

Теперь художники увидели свою задачу в том, чтобы передать не облик изображаемого, а впечатление от него. Начало этому положил импрессионизм (от французского impression - впечатле­ние). Так называлась картина Клода Моне: «Впечатление. Восходя­щее солнце», написанная в 1872 г., давшая название этому нап­равлению. Основателем его стал Эдуард Мане. Он, а также К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсаро, А. Сислей и другие, стремился передать неповторимость каждого мгновения жизни, текучесть, движение. Они отказались от традиционно принятой академической композиции, внесли в живопись свежесть и яркость естественных красок в их бесконечном сочетании, переходах, переливах. Такое видение мира было не просто новым направлением в живописи. Оно соответствовало новому мировосприятию, возникшему в это время у человечества, открывшему красоту и многообразие каждого мгновения жизни, условность временных границ, обилие постоянно меняющихся впечатлений. «Революция художественного созерца­ния», «революция взгляда» — так определили сущность совершен­ного импрессионистами. Но при всем своем новаторстве, при том, что импрессионизм, как утверждали художники, изменил видение природы, он не отходил от нее.

Постимпрессионизм (П. Сезан, В. Ван Гог, П. Гоген) - следу­ющий этап в развитии изобразительного искусства — отходит от натурности, трактует действительность обобщенно, стремясь выя­вить внутреннюю структуру, архитектонику изображаемого, смело сочетая плоскости и пространственные отношения.

Потом появилось творчество А. Матисса и П. Пикассо, которые стали пользоваться впечатлением от натуры, как свободным мате­риалом. На их полотнах не воспроизводится действительность, а строится представление о ней. Декоративно-красочные картины Матисса вносят светлое начало в полную драматизма жизнь. Пи­кассо периода кубизма как бы рассыпает предметы на части, обнажая хаос современного мира. Но не только. В свободной трактовке действительности, в смелых, необычных композициях обнаруживается творческая сила человека, способного пересозда­вать мир в соответствии со своим мировосприятием, своей мыслью. Художники отходят от старого представления о красоте, открывая новую, соответствующую новому типу мышления, сложившемуся в значительной степени и под влиянием открытий в естественных науках, особенно в физике.

Кубизм разрушал предметность, изображая не саму вещь, а только движение объемов и форм в пространстве. Это привело к другому виду неизобразительной пластики — к абстракционизму.

Он берет начало в творчестве В.В. Кандинского. В картинах абстракционистов нет изображения, нет сюжета, нет и логики мысли. Есть другое — логика цвета, гармония красочных пятен, нарочитая случайность композиции. Художники этого направления сознательно отошли от документализма, от предметности, от всего того, что стало достоянием фотографии.

Можно подумать, что бессюжетность, декоративизм — полный разрыв с традициями изобразительно искусства. Ничуть. Тем же отсутствием сюжетной изобразительности обладало и обладает на­родное прикладное искусство: лоскутные одеяла, набойки, орна­мент в керамике и вышивке, ковры и т. д. Искусство, казалось бы, отошедшее от жизни, отказавшееся воспроизводить ее в очевидных и зримых формах, питается истоками народного искусства, продол­жая и развивая его традиции. И совсем не случайно находки абстрактного искусства нашли применение в современном приклад­ном искусстве — в текстиле, бытовой керамике, в книжной и жур­нальной графике, в обоях, витражах и пр.

Конечно, развитие изобразительного искусства не остановилось на абстракционизме. Как реакция на него возник гиперреализм. Видимый мир изображается художниками этого направления с такой дотошностью, на которую не претендует даже фотография. Одновременно с этим некоторые художники пришли к убеждению, что любой предмет, любая вещь, будучи вырванной из контекста жизни, отторгнутая от своего назначения, может быть представлена как произведение искусства. Искусством становится сама жизнь. Появляется персонаж. Как дальше будет развиваться это направле­ние, покажет время.

В использовании традиций существует свобода. Уже сам факт обращения к тем, а не иным традициям несет в себе элемент нового. Осознанно или неосознанно, но в искусстве используются традиции более раннего времени, другой страны, разных народов. Тра­диция — почва для творчества. Но она может проявить себя как стимул, как отголосок, как импульс. Каждый творец использует то, что ему близко. И это одна из причин многообразия искусства. Опасно только самоцельное новаторство, продиктованное желани­ем быть ни на кого не похожим.

Нарушение связи между традициями и новаторством, отказ от того, что наработано столетиями, опасно разрушением искусства. В самой же жизни отказ от традиций лишает человека его корней, превращает в перекати-поле.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!