Типы стратегий бизнеса

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Понятие стратегии является одним из ключевых в стратегиче­ском менеджменте. Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В плановой экономике, когда определяется достаточно точно конечное состояние, которое должно быть дос­тигнуто через длительный промежуток времени, было следующее понятие стратегии. Стратегия - это конкретный долгосрочный

план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии - это нахождение цели и составление долгосрочного (по пятилеткам, годам) плана. Такое понятие стратегии базируется на том, что все изменения предсказуемы и поддаются полному кон­тролю и управлению.

В стратегическом менеджменте используется иное понимание стратегии. Стратегия рассматривается как долгосрочная задача по­ведения в конкурентной борьбе, решение которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней цеЛей. Примером первого типа стратегии может служить долгосроч«ый план про­изводства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом временном пвомежутке и в конечный период. ,'

Примером рыночных стратегий могут быть: увеличение доли объема продаж на рынке до определенного значения, не понижая при этом цены товара; возобновление производства старого товара; рекламная кампания новой продукции для увеличения объема про­даж. Выбор стратегии предприятия принципиально зависит от кон­кретной ситуации, в которой оно находится. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некото­рые общие рамки, в которые она вписывается.

Есть важные различия между разработкой стратегии на корпо­ративном уровне и на уровне структурных подразделений. Под стратегическими хозяйственными подразделениями (СХП) пони­маются целостная организация или отдельные структурные подраз­деления, работающие на определенный сегмент рынка и произво­дящие ограниченный набор товаров и услуг. На предприятиях аг­ропромышленного комплекса стратегическими могут быть такие подразделения, как цех растениеводства, цех животноводства, цех переработки сельскохозяйственного сырья, а в корпоративных объ­единениях предприятий и агрофирмах - отдельные предприятия, входящие в их состав.

Основополагающие идеи стратегического менеджмента принад­лежат Майклу Портеру и изложены в его книгах «Стратегии конку­ренции» и «Конкурентные преимущества».

Только по завершении всеобъемлющей оценки внешнего и внутреннего состояния фирмы можно приступить к рассмотрению действительно реальных вариантов действия по выбору стратегиче­ских альтернатив. Хорошие стратегии должны строиться на силь­ных позициях и использовании возможностей. Поскольку каждая фирма сталкивается со своим набором возможностей и угроз и бу­дет иметь свои сильные и слабые стороны, то стратегия каждой фирмы будет уникальна.

Портер указал на существование только двух путей достиже­ния оптимального функционирования: либо вы становитесь в своей отрасли производителем с Самым низким уровнем себе­стоимости, либо дифференцируете свою продукцию в тех на­правлениях, которые делятся покупателями до такой степени, что они заплатят наивысшую цену, чтобы получить их. Фирмы могут выбирать, применять ли им эти стратегии на широком рынке или же узком сегменте рынка, где сформулирована их деятельность.

В публикациях по стратегии развития бизнеса выделен ряд об­щих, базисных, или эталонных, стратегий. Они отражают четыре подхода к росту организации и связаны с изменением одного или нескольких элементов: продукта, рынка, отрасли, положения пред­приятия внутри отрасли, технологии. Каждый из этих пяти элемен­тов может находиться в одном из двух состояний: существующем или новом.

Общие стратегии. К первой группе общих стратегий от­носятся стратегии концентрированного роста. Они связаны только с изменением продукта или рынка и к ним относятся стратегия уси­ления позиции на рынке, стратегия развития рынка и стратегия развития товара.

Стратегия усиления позиции на рынке позволяет предприятию делать все, чтобы его товары на конкретном рынке завоевали луч­шие позиции.

Стратегия развития рынка заключается в освоении новых рын­ков для уже производимого.

Стратегия развития товара решает задачи роста за счет произ­водства нового продукта, который будет продаваться на рынке предприятия.

Вторая группа общих стратегий связана с тем, что пред­приятие расширяется путем добавления новых структур. Эти стра­тегии называются стратегиями интенсивного роста. Предприятие может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста: стратегия обрат­ной вертикальной интеграции и стратегия вперед идущей верти­кальной интеграции.

Стратегия обратной вертикальной интеграции обеспечивает рост предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над по­ставщиками. Предприятие может создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо приобретать снабжение органи­зации. Это уменьшает зависимость от колебания цен на комплек­тующие и запросов поставщиков.

Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте предприятия за счет приобретения либо усиления контроля над структурами, находящимися между ним и потребителями (оп­товая и розничная торговля).

К третьей группе общих стратегий относятся стратегии диверсифицированного роста; они используются в случаях, когда предприятие не может развиваться на данном рынке со своим това­ром в рамках данной отрасли. К ним относятся стратегия концен­трической диверсификации, стратегия горизонтальней диверсифи­кации и стратегия конгломеративной диверсификации.

Стратегия концентрической диверсификации основывается на поиске дополнительных возможностей производства, новых товаров, которые заключены в существующем бизнесе. Существ}тощее про­изводство является основным, а производство новых товаров для освоения рынка базируется на более полном использовании техно­логии либо других сильных сторон предприятия.

Стратегия горизонтальной диверсификации связана с поиском возможностей роста на существующем рынке за счет новой про­дукции, требующей новой технологии, отличной от используе­мой. Так как новый товар должен быть ориентирован на потреби­теля основного товара предприятия, то он должен быть сопутст­вующим уже производимому.

Стратегия конгломеративной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет технологически не связанных с уже производимыми новых товаров, которые будут продаваться на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации страте­гий, так как ее успех зависит от компетентности производственного персонала и особенно менеджеров, сезонности товара, наличия фи­нансов и много другого.

Четвертая группа общих стратегий бизнеса - страте­гии сокращения бизнеса. Они реализуются тогда, когда предприятие нуждается в перегруппировке сил после длительного, периода роста и связи с необходимостью повышения эффективности в кризисные изменения экономики.

Существуют четыре типа стратегий сокращения бизнеса: страте­гия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Стратегия ликвидации используется как последнее средство и тогда, когда предприятие уже не может продолжать работу.

Стратегия «сбора урожая» - это отказ от долгосрочных целей в пользу максимального получения доходов в короткие сроки; это стратегия бесперспективного бизнеса. Сюда входят сокращение затрат на закупки, рабочую силу и получение максимального до- хода от распродажи имеющегося товара и сокращающегося произ­водства.

Стратегия сокращения состоит в том, что предприятие закры­вает или продает одно из своих подразделений или направлений работы, чтобы изменить границы долгосрочного бизнеса. Она применяется тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими.

Стратегия сокращения расходов близка к стратегии сокращения, и ее основной целью является поиск возможностей уменьшения из­держек и сокращение затрат.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!