Типы искусств в социодинамической концепции П. Сорокина

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

§1. Идеациональный тип искусства……………………………………..с.3
§2. Чувственный тип искусства…………………………………………..с.4
§3. Идеалистический тип искусства……………………………………..с.8
§4. Эклектичный тип искусства…………………………………………..с.11
Список литературы………………………………………………………...с.14

§1. Идеациональный тип  искусства

Я считаю, что примером идеанального типа искусства может служить древнерусская иконопись. Так, например, Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг.), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи.Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества. Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богоматерь и Иоанн Предтеча, справа иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра. Сохранившиеся иконы были обнаружены реставратором Г. Чириковым в 1918 году в дровяном сарае близ Успенского собора на Городке, где располагался княжеский храм Юрия Звенигородского, второго сына Дмитрия Донского.
Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания. Мягкие задушевные интонации, “тихий” свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. В звенигородском чине Рублев выступает как сложившийся мастер, достигший вершин на том пути, важным этапом которого была живопись 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Используя возможности поясного изображения, как бы приближающего укрупненные лики к зрителю, художник рассчитывает на длительное созерцание, внимательное вглядывание, собеседование.
Яркий пример идеационального искусства – средневековые религиозные драмы, так называемые «Миракли» (от франц. miracle — чудо); их авторы в основном изве¬стны. Вот некоторые из таких драм: Рютбеф «Чудо о Теофиле», Жан Бодель «Игра о святом Николае» (эту пьесу считали чуть ли не лучшим французским мираклем).
Были также мистерии, наподобие такой: «Страсти господа нашего Иисуса Христа», где показывали даже как повесился Иуда. Эту мистерию играли на большой площади в Меце. Описано, что в действе участвовал муляж дракона длиной в 12 футов (фут — несколько больше 0,3 м).
Среди произведений такого рода обращала на себя внимание легенда XIII в. анонимного автора «Жонглер Богоматери»:
Он никакого ремесла
Не знал; вся жизнь его была
Посвящена лишь кувырканью,
Прыжкам, да танцам, да скаканью:
Искусство знал прыжков огромных
Да разных штук головоломных.
Служа всю жизнь людской забаве, Н
е знал ни «Отче наш», ни «Ave».
Он будто на устах замок,
И «Верую» сказать не мог...
Звонят к обедне, слышит он.
Ему укором этот звон.
«О Боже, - молвил он себе, -
В какой несчастной я судьбе!
Там каждый, с четками в руке,
Поехал на своем коньке,
А я, как рыба, глуп и нем
И хлеб свой даром только ем.
Ужели длань моя пуста
Дать жертву матери Христа?»
И молвил, делая поклон:
«Тебе мой каждый пируэт,
Других во мне талантов нет.
Хочу благочестиво жить,
Хоть чем-нибудь да послужить»,
И, ноги вскинув, танцевать
Стал на руках он, призывать
Не преставая милость девы.
И так, пока молитв напевы
Не замолчали в храме, там
Он не дал отдыха ногам.

§2. Чувственный тип искусства
Данный тип искусства представляет своими картинами голландец Винсент Ван-Гог  (1853-1890), искусство которого теснейшим образом связано с развитием французской живописи. Обладая яркой самобытной индивидуальностью, Ван-Гог выработал свою собственную живописную  манеру. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств,  художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Образы его картин окрашены пессимистическими и тревожными настроениями. Любой портрет, пейзаж или натюрморт наполнен у Ван-Гога теми беспокойными чувствами, которые обуревали и его самого. Он достиг небывалого до сих пор в искусстве эмоционального воздействия цвета, динамичности мазка и линий, острой выразительности форм. В его картине ‘Кафе вечером’ интенсивно синее небо кажется зловеще мрачным, несмотря на огромные сияющие звезды. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залито уличное кафе. В нем сидят посетители, по улице идут прохожие, но над всем господствует настроение пустынности и тоскливого одиночества. То же настроение присутствует и в картине «Ночной кабачок в Арле».
Для уяснения сущности чувственного искусства важно и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Опираясь на отдельные завоевания импрессионистов, он во многом отходит от них, создав свою особую манеру. Художник стремился найти постоянный, не зависящий от освещения в данный момент цвет изображаемого предмета. Сущностью его исканий была передача формы соотношениями красочных тонов. «Цвет лепит предметы», - говорил Сезанн. Так, в «Натюрморте с персиками и грушами» форма каждого предмета передана тончайшими градациями цвета, а композиционное расположение продуманно во всех деталях.
Всё кажется материально ощутимым и объемным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезанна утратила, однако, конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взяты ткани, из чего сделан тот или иной предмет. Эти элементы абстрагирования, заложенные в самом методе Сезанна, привели впоследствии искусство его последователей к полной условности форм и отвлеченности.
Чувство в искусстве характеризует и творчество Поля Гогена (1848-1903). Подобно Ван-Гогу, он тоже хотел протестовать своим искусством против окружающей действительности. Но он не боролся с её пороками, а бежал от них. В1891 г. Гоген уезжает на Таити - один из островов Тихого океана. Художника пленяет экзотическая природа этого острова, а жизнь таитянских племен, нетронутых современной цивилизацией, привлекает его своей наивностью и чистотой. В картине «Таитянка, держащая плод» силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами.
Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени -  искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.
Еще один пример чувственного искусства – рисунки Рембрандта. Картины и гравюры Рембрандта гораздо шире известны публике, нежели его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем фигура Рембрандта-рисовальщика ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки мастера, сохранившиеся в огромном количестве - около 1700 листов, составляют автономную область его творчества. И одной из самых замечательных особенностей рембрандтовских рисунков является их способность делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера. К числу таких листов относится и небольшая зарисовка «Женщина с ребенком» (1650-е гг.). Исполненная тростниковым пером, она сохраняет всю свободу и непосредственность мгновенного наброска с натуры или по памяти, когда рука художника едва успевает наметить главные линии. Вместе с тем в графических произведениях зрелого Рембрандта даже самые, казалось бы, приблизительные очертания наделены огромной силой обобщения. Может быть потому в маленьком наброске, принадлежащем музею, так поражает умение передать несколькими штрихами не только позу и облик женщины, но и душевное состояние и даже ту атмосферу любви и доверия, которая словно окутывает ее и ребенка.
Рембрандт ценил в человеке не знатность, не богатство, не внешнюю красоту, а способность мыслить, чувствовать, переживать. Любимыми героями произведений Рембрандта были простые люди. На его полотнах человек радуется, скорбит, печалится, страдает.
В необычайно волнующих и проникновенных портретах Рембрандта  как бы ощущаешь прожитую человеком жизнь. Изображая своих близких, друзей, нищих, стариков, каждый раз с удивительной зоркостью передавал он изменчивые душевные  движения, живую трепетность выражений лица, смену настроений.
Портрет пожилой женщины, по традиции (но без достаточных оснований), именуемый «Портретом жены брата», написан Рембрандтом в поздний период его творчества, когда были созданы самые прославленные из его портретных работ. Моделями для многих из них служили либо друзья художника, либо люди из близкого ему круга. В таких портретах исчезает привычная дистанция, отделяющая художника от портретируемого, и между ними устанавливается та степень доверительного взаимопонимания, которая составляет основу для проникновенного раскрытия внутреннего мира модели. Среди рембрандтовских портретов 1650-х годов портрет из нашего собрания выделяется особой концентрированностью образного и композиционного замысла. Светом выхвачены лишь лицо и верхняя часть фигуры; сложенные руки, обычно столь выразительные у Рембрандта, спрятаны в рукава. Темно-красный платок, обрамляющий голову, подчеркивает богатство пластической нюансировки лица и одновременно усиливает впечатление отъединенности героини от окружающего, ее полную погруженность в свой внутренний мир. Произведение это принадлежит к тому типу рембрандтовских работ, которые называют портретами-биографиями. Женщина изображена здесь в состоянии особой внутренней сосредоточенности, когда мысль и чувство слиты воедино и размышление предстает в ореоле тончайших эмоциональных оттенков, а глубокое переживание неотделимо от той мудрости, которая воспринимается как итог прожитой жизни. И сама рембрандтовская живопись, его знаменитая светотень - контрасты мрака и света, динамика их сложнейших градаций от прозрачных теней до пламенеющих цветовых рефлексов — выступает как зримое воплощение духовного богатства человеческой личности.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!