Типы детских воспитывающих коллективов

Одна из важнейших его законо­мерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделя­ется разработке теории и методики воспитания в коллек­тиве. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и др.

Слово коллектив происходит от латинского соllectio, что в переводе на русский означает "объединяю". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на ихопределенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. Воспитательный коллектив — это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными уст­ремлениями, в котором хорошо функционируют органы. самоуправления, а межличностные отношения характе­ризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богат­ством духовных отношений и интересов, что обеспечи­вает свободу и защищенность каждой личности.

Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллек­тива имеет весьма важное педагогическое значение. Од­нако непосредственного переходаот общешкольного кол­лектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входя­щими в общешкольный коллектив первичными коллек­тивами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоянно объе­диняют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут созда­ваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям отно­сятся различные кружки, создаваемые для решения от­дельных задач, бригады, коллективы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученичес­кий комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Эти органы и лидеры в ученических коллективах счи­таются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначенными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на кол­лективную деятельность и общественное мнение. Их при­нято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами".

Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базиру­ются на деловых, социальных отношениях, то в основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления.

Раскрывая ме­тодические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необходимо отметить, что успешность проведения в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его орга­низацию, от организационного периода. Вот почему со­здание коллектива нужно начинать с умелого предъяв­ления педагогических требований к воспитанникам. Какой же должна быть методика предъявления этих требований?

Первое. Начинать учебно-воспи­тательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в про­цессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравствен­ному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований боль­шое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навы­ков и привычек поведения. Вот почему важнейшим ком­понентом этой методики является организация упраж­нений в правильном поступке (А.С.Макаренко).

Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для учащихся. В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более сильным и слабым по успеваемо­сти школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.

Наконец, четвертое. В процессе предъявления требо­ваний необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая усло­вия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, мож­но постепенно усложнять требования к улучшению их успеваемости и разнообразной коллективной деятельно­сти.

Наличие работоспособного и деятель­ного актива является существенным фактором организа­ции ученического самоуправления коллектива, его демок­ратизации. Кто же входит в состав ученического самоуп­равления и актива? Это прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения.

В число активистов подбираются, как правило, наи­более деятельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школьники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из суще­ственных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления так называемых формальных лидеров.

Необходимой предпосылкой хорошей работы активи­стов является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании активистов является их инструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач, в реше­нии которых они должны принимать участие. Важным направлением воспитания активистов явля­ется оказание им повседневной практической помощи в работе. Хорошей формой инструктирования и оказания практической помощи активистам является организация обмена опытом работы.

Существенной стороной в работе с активистами явля­ется контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им поручений. Контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с акти­вистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повышают их ответственность и стимулируют к лучше­му выполнению своих обязанностей. -

Виднейшим представителем отечественной педагогики, раз­рабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художе­ственные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания.

Большое значение А.С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительным признаком сформи­рованного коллектива он считал: 1) мажор — постоянная бод­рость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение соб­ственного достоинства, вытекающее из представления о цен­ности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское едине­ние его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена кол­лектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упоря­доченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!