Типология искусства в социодинамической концепции культуры П. Сорокина

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План

1.Идеациональное искусство………………………………………..с.3
2. Чувственное искусство…………………………………………....с.6
3.Идеалистическое искусство……………………………………….с.8
4.Эклектичное искусство……………………………………………с.10

Список литературы…………………………………………………..с.12

1.Идеациональное искусство
По мнению Питирима Сорокина к этому типу искусства относится, прежде всего, религиозное искусство. Рассмотрим его некоторые образцы.
В пещерном храме VIII века на острове Элефанта близ гавани Бомбея высечено из скалы гигантское изображение трехликого Шивы почти шестиметровой высоты. Три лица Шивы соответствуют трем его основным проявлениям (центральное - Шивы созидающего, левое - Шивы разрушающего, правое - Шивы охраняющего), выражая, таким образом, согласно иконографии брахманизма, сложную и противоречивую сущность божества. Главное, центральное значение, однако, принадлежит олицетворению творческого космического начала. Лицо Шивы-созидателя полно сдержанной внутренней силы и выражения возвышенной отрешенности и покоя. Лицо бога-разрушителя зловеще искажено гневом, в то время как охранитель изображен с нежной улыбкой, склонившимся над цветком лотоса и полным душевной теплоты и мягкости.
Часто Шиву представляют танцующим. Образ четырехрукого Шивы Натараджи (бога танца) дан в максимально динамичном аспекте. Эта поза с небольшими вариациями повторяется в различных изваяниях. Воплощая в себе вечную энергию, движущую мир, скульптура Шивы Натараджи каждой своей деталью символизирует определенное положение или представление индуистской религиозно-философской системы о бесконечности мироздания. Танец Шивы обозначает движение вселенной, а попираемый им карлик изображает демона невежества, мешающего познать высшую истину. Каждая рука Шивы строго связана с каким-нибудь символическим смыслом. Левая рука (верхняя) держит языки пламени: это символ разрушения и очищения Вселенной, а правая - трещотку, что обозначает шум эфира. В умножении числа рук, в разнообразии их движений проявляется стремление передать движение во всей его полноте, как бы расширив возможности его восприятия с различных точек зрения. Много замечательных статуэток Шивы из бронзы сохранилось в Индии начиная с Х века. Интересна старинная техника изготовления таких статуэток в южной Индии. Она носит название «погибающей восковой модели». Первоначально скульптура делалась из воска; затем восковая модель покрывалась слоем глины. При обжиге воск вытекал сквозь специально проделанные в глине отверстия, через которые затем глиняная форма заполнялась жидким сплавом. Получаемая скульптура окончательно доделывалась и шлифовалась. Благодаря этой технике, достигшей большого совершенства, скульпторы добивались чрезвычайно тонкой моделировки и виртуозной лепки.
Другой образец идеационального искусства - кафедрал Свети-Цховели в Мцхета, который был отстроен зодчим Арсакидзе при католикосе Мелхиседеке в начале XI века (закончен в 1029 г.).
Кафедрал Свети-Цховели находится в Мцхета, древней столице Грузии. Город лежит на скрещении больших торговых дорого с запада на восток по течению Куры от Черного моря к Каспийскому и на север по течению Арагвы и далее через Дарьяльские ворота в степи северного Кавказа. Основание Мцхета связано с образованием грузинского государства Иберии и относится к легендарным временам. Достоверны исторические сведения о Мцхета относятся к первым векам до н .э.
Свети-Цховели не принадлежит целиком к какому-нибудь определенному времени. Нынешний храм отстроен на месте более древнего храма зодчим Арсакидзе при каталикосе Мельхиседеке в начале XI в. Храм имеет все стилистические особенности этого века, хотя не раз подвернулся частичным разрушениям и восстановлениям, вносившим в его облик новые черты.
По плану в центре храма помещен купол; от  него идет высокий крест, своды которого покрыты двухскатными крышами. Восточный рукав заканчивается глубокой абсидой. Остальные рукава креста прямоугольные. Западная трехнефная часть удлинена и носит базиликальный характер. По бокам алтаря помещение имеет два этажа. Верхний этаж в виде лоджий открыт в сторону храма и в сторону алтаря. Окна лоджий двойные с колонкой в середине. Лестница проходит  в толще стены южного предела. В западном рукаве ранее были четыре пары столбов, которым соответствовали устои у  внутренних стен. С устоя на устой вдоль наружных стен переброшены своды. Над западной частью устроены хоры, открывающиеся в сторону алтаря тройной аркадой.
В конце XIV в. во время нашествия Тамерлана, собор сильно пострадал. Особенно западная часть храма, где были подрублены устои. В первой четверти XV в. при царе Александре, в храме были произведены большие восстановительные работы при которых вся концепция западного рукава была изменена; вместо четырех пар столбов,  возникло две пары с соответствующем увеличением пролетов. Тогда же были перестроены хоры, сохранившиеся  только у западной стены. Сейчас хоры  открываются  в средней неф тройной аркадой, устроенной в западной стене. Основное впечатление внутреннего пространства -  грандиозность и высота. Сейчас впечатление интерьера сильно снижено, вместо сплошной фресковой росписи стен и сводов, о высоком качестве которой можно судить по небольшим уцелевшим кускам, а в настоящее время все густо забелено подсиненным мелом.
Массы фасадов связаны строгим прямоугольным периметром основания. Средний  продольный неф имеет в стенах мощные арки, высоко возвышающиеся над односкатными крышами боковых нефов. Торжественно решены торцы поперечного нефа. На всех фасадах следы многочисленных переделок и починок.
Лучше других сохранился восточный фасад. Обычная композиция из пяти арок, растущих к средней, полна спокойного величия. Среднее высокое поле имеет оригинальный орнаментальный узор.
Здесь для единственного окна в алтарь дана сплошная рама, состоящая из нескольких узорных полос, выполненных  с поликрошией камня. Над окном протянута горизонтальная тяга, богато украшенная. Наконец, в  самой арке применен особый декоративный мотив развернутых веером двенадцати лучей, оканчивающихся круглыми медальонами, в которых размещена строительная надпись Мельхиседека. Довольно неуклюжая обработка трех окон вверху фронтона    появилась в результате позднейших ремонтов.
В XIV в. Свети-Цховели был основательно разрушен Тамерланом и восстановлен только к середине следующего столетия царем Александром.
Из позднейших  значительных  реставраций надо  отметить починку купола с верхними поясами резьбы на  барабане, проведенную в середине XVIII в.
Существенным искажением всей композиции  явилось уничтожение наружных галерей по южному и северному фасадам, проведенной в 30-х годах прошлого века. Хорошо сохранилась и очень старая крепостного характера ограда собора с башнями и бойницами. К сожалению, древние ворота, времен постройки собора, сильно фрагментированы и застроены.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!