Типология искусств в концепции культуры П. Сорокина

27 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

ПЛАН

1. Идеациональное искусство        с.3
2. Идеалистическое искусство        с.5
3. Чувственное искусство         с.7
4. Эклектичное искусство         с.10

Список литературы          с.11

1. Идеациональное искусство
К этому типу принадлежит религиозное искусство. Типичными памятниками религиозного искусства являются мавзолеи-гробницы исламского периода в Индии. Они помещались в прямоугольный парк с четырьмя входами, ориентированными по сторонам света. Гробницу окружали водоемы, прогулочные дорожки, места для созерцания усыпальницы. Среди них, бесспорно, ведущее место занимает Тадж-Махал — мавзолей императора Шах Джахана и его любимой жены Мумтаз Махал. Построенный в 1640 году из белого мрамора на берегу реки Джамны, мавзолей поражает своими пропорциями, архитектурным решением и пышностью декора, его стены и перегородки из белого мрамора обильно инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями (драгоценные камни были похищены англичанами во время штурма Агры в ходе подавления восстания 1857 года).
Среди других гробниц можно выделить мавзолеи императоров Хумаюна в Дели и Акбара - в Сикандре. До сих пор величественно возвышаются построенные из красного песчаника крепости-дворцы в Дели, Агре, Голконде, а также Мертвый город — Фатехпур-Сикри, бывший когда-то кратковременной столицей императора Акбара.
Эти архитектурные памятники наряду с древними буддистскими и индуистскими храмами являются гордостью индийского народа, создавшего великое самобытное поэтическое искусство.
Одной из самых блистательных страниц в истории развития индийской культуры является живопись. Традиции мусульманской и древнеиндийской книжной иллюстрации тесно переплетаются. Вглядываясь в миниатюру, видишь красивые женские фигуры в движении.
Есть одна часто повторяющаяся странная деталь - глаза изображаемых персонажей выступают за контуры лица, что создает необычный колорит. На миниатюрах хорошо подобраны элементы ландшафта и архитектуры. Живопись пришла на службу иллюстрирования бхакт-причтей, излагающих индуистское учение. Это в первую очередь иллюстрации к легендам. Особенно много иллюстраций посвящено народному божеству — Кришне, одному из воплощений бога Вишну. Многочисленные эпизоды его жизни, главным образом его юности, были множество раз воспеты и изображены в живописи. Бог пастухов Кришна вырастает среди простого народа, ворует масло, играет, забавляется вместе с детьми пастухов, гоняется за прелестными пастушками. Его любовь к прекрасной Радхе стоит в центре перипетии его жизни. В индийских миниатюрах почти всегда просматривается контраст между многокрасочным передним планом и простым одноцветным (красным или голубым) фоном.
Еще один памятник религиозного искусства – ведическая литература. Веды относят к концу II тысячелетия до н. э. В течение многих веков Веды передавались из уст в уста. Ведическая литература состоит из произведений четырех категорий:
1. «Самхиты», или сборники гимнов, молитв, заклинаний, магических формул. Существуют четыре Самхиты, из которых «Ригведа» является наиболее древней и важной. Гимны «Ригведы» представляют собой молитвы, обращенные к богам, среди которых основное место занимает бог Индра, помогающий ариям в их войнах с аборигенами. Религиозная индийская мысль считает Веды откровением бога Брахмы, каждый из четырех ликов которого создал по одной Веде.
2. «Брахманы» представляют собой прозаический комментарий к Ведам. Они были созданы в VIII - VI вв. до н. э. и отражают господство касты жрецов в жизни общества, в котором была широко развита система жертвоприношений. «Брахманы» подробно разрабатывают сложный ритуал принесения в жертву, определяют жертвенное животное, соответствующее социальному статусу жертвователя.
3. «Араньяки», или «Лесные книги», являются как бы продолжением «Брахман». Однако в них больше внимания уделяется созерцанию природы как высшей духовной деятельности, что с течением времени привело к формированию философских школ. Вероятно, «Араньяки» были созданы для аскетов, живших в лесу вдали от людей и не имевших возможности совершать сложные ритуалы жертвоприношений.
4. «Упанишады» - это религиозно-философские трактаты, включающие тайные поучения, которые наставники дают во время беседы своим ученикам. Таким образом, «Упанишады» - сокровенные знания, доступные только посвященным. Основа «Упанишад» - учение о всеобщем единстве, единстве абсолютного объективного начала (брахмана) и субъективного начала (атмана). Здесь же развиваются теории кругооборота рождений (сансара), воздаяния за совершенные дела и поступки (карма), избавления от цепи перерождений (мокша), нравственного закона (дхарма) и др.

2. Идеалистическое искусство
Примером идеалистического типа искусства, на мой взгляд,  служит  скульптура классической Греции: Фидий, Мирон, Поликлет. Так, величайший скульптор V в. до н. э. Фидий, главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах, создает грандиозные скульптуры Афины Промахос, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос. Под его же руководством увидело свет скульптурное убранство Парфенона. Его образы наделены одухотворенной красотой и жизненностью. Фидию удалось органично включить скульптуру в архитектурные сооружения.
В своих творениях «Дискобол», «Афина и Марсий» и других утверждает силу и красоту человека Мирон. В теоретическом трактате «Канон» Поликлет выводит цифровой закон идеальных пропорций человеческого тела, а потом воплощает свои расчеты в знаменитой статуе «Дорифор», изображающей юношу сильного, красивого, спокойного. Этот образ стал нормой представлений греков о совершенстве человека.
Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием интереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. В работах «Афродита Книдская», «Отдыхающий сатир» знаменитый античный мастер Пракситель (390 - 330 до н. э.) воссоздает изящную и одухотворенную красоту. Его героям свойственны душевная взволнованность, грусть, задумчивость. Уроженца острова Парос Скопаса (IV в. до н. э.) в скульптурных образах проявляется драматическое напряжение духовных сил. Мастеру удается передать накал эмоций, порой трагический надлом, который нарушает гармоническую ясность, столь свойственную высокой классике. Его «Менада» - спутница Диониса - изображена в стремительном танце: так с помощью движения художник передает бурный порыв страсти. Скульптура Скопаса рассчитана на круговой обзор. Игра светотени усиливает впечатление динамики образа. Третий скульптор IV в. до н. э. Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи. Его интересует человек в момент душевного спада, когда он далек от состояния идеального совершенства. Лисиппа интересуют модели, которые позволяют ему передать сложный, а порой и противоречивый внутренний мир. Его «Апок-симен» - спортсмен после состязаний, усталый, отдавший выступлению все силы.
Еще один пример идеалистического искусства – творчество Джотто ди Бондоне - основоположника европейской живописи. Основные работы Джотто - фрески. Объясняется это тем, что в Тоскане в это время шло большое строительство дворцов и церквей. Художники делали в них росписи, поэтому фреска и стала главным видом их творчества. Самые знаменитые фрески Джотто находятся в Капелле дель Арена в Падуе. Они написаны такими сияющими красками, что и сейчас, 700 лет спустя, капелла похожа на ларец, усыпанный драгоценными камнями. В капелле размещено 37 картин на библейские темы: «Поклонение волхвов», «Поцелуй Иуды», «Иоаким у пастухов» и другие. Следует особенно отметить изображение художником жизни и страданий Христа.
Джотто отвергает средневековый канон, требовавший выражения примата духа над телом, проявлением чего были бестелесные удлиненные фигуры, строгие большие глаза, ноги, лишь слегка касающиеся земли. У Джотто образы материальные: массивные приземистые фигуры, крупная голова, узкий разрез глаз. Переживания героев естественны: отсутствует театрализация. Отказавшись от плоского золотого фона, принятого в средневековой живописи, художник помещает фигуры в интерьер или в пейзаж, часто вводя в него элементы архитектуры.
Не владея законами перспективы и допуская неточности в анатомии, Джотто умел передать ощущение пространства, придать фигурам объемность. Он был не только живописцем, но и выдающимся архитектором.
«Джотто был гением такой необычайной силы, что во всем мироздании не нашлось бы такого, чего он не мог бы изобразить» — так высоко оценил творчество Джотто его современник Джованни Боккаччо. А другой его современник — крупнейший поэт эпохи проторенессанса, 'ставший классиком мировой литературы, Данте Алигьери прославил Джотто в своей «Божественной комедии» во второй ее части — «Чистилище».

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!