Тесты и тестирование

Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количествен­ные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуе­мым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

       Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест при­менялся правильно. Из всех возможных психодиагностических ме­тодик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности.

Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъяв­ляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у че­ловека различных  познавательных процессов), личностные и меж­личностные. По особенностям используемых задач выделяют прак­тические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки – на процессу­альные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств.

       Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когни­тивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь. Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяю­щих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются та­кие, которые дают разностороннюю, комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. Комплексными, например, являются тест Кеттела, ММРI и другие. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы, эмоции, напри­мер, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и другие. Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие от­ношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива. Практические тестовые задания включают в себя задачи и уп­ражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, т. е. практически манипулируя реальными ма­териальными предметами или их заменителями. Образные задания содержат в себе упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предпо­лагают активное использование воображения, мысленных преобра­зований образов. Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают,  например, определение понятий, умозаключения, сравнение объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т. п.

Многие задания, которые используются в тестах, имеют ком­плексный характер, т. е. включают в себя и практические, и теоре­тические, и образные, и вербальные действия и упражнения. Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводится для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лаборатор­ной ситуации, а в реальной жизни.

Бланковыми называются такие тесты, при использовании кото­рых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков; рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п. Аппаратурные – это такие тесты, в которых используется раз­личного рода аппаратура для предъявления и обработки результа­тов тестирования, например аудио- и видеотехника, электронно-вычислительные машины. Процессуальными называют тесты, с помощью которых исследу­ется какой-либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате даётся точная качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком мате­риала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в груп­пе. К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге при­менения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем про­дуктивность памяти, логичность мышления устойчивости внимания, уровень развития вербального мышления и др. Тесты состояний и свойств касаются  диагностики более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, на­пример, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.

В особую группу выделяются проектные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологичес­ких качеств человека. Такая оценка получается в результате анали­за того, как данный человек воспринимает и интерпретирует неко­торые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.  К этой группе тестов относятся, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие другие.

Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявля­ются особые требования. Первое из них – социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получа­ет по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заим­ствованным в другой стране. Второе требование к тестам – простота формулировок и одно­значность тестовых заданий. Согласно данному требованию в сло­весных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п.), которые могут по-разному воспринимать­ся и пониматься людьми.       Третье требование – ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течение большего времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Четвертое требование – наличие тестовых норм для данного тес­та. Под такими нормами понимаются репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать по­казатели данного индивида, оценивая уровень его психологическо­го развития. Норма теста обычно определяется в результате тести­рования большой выборки испытуемым определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей диффе­ренциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показате­лей. Норма теста это средний уровень развития большой совокуп­ности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.

 

Правила проведения тестирования, обработ­ки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие: 1. Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необхо­димо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возмож­ных ошибок, связанных с проведением тестирования и обуслов­ленных недостаточно хорошим знанием его нюансов; 2) важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию; 3) . Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования.  4. Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тести­рования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.

Прежде чем приступить к практическому тестированию, необ­ходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводится тестирование, какие данные в результате его могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята всеми испытуемыми. Убедившись в этом, психолог присту­пает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность по­лучаемых результатов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!