Теория Y (Игрек)

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В конце 60-х годов появилась модная теория Дугласа Макгрегора, профессора Массачусетского технологического института, опубликованная в его работе "Человеческая сторона предприятия". В настоящее время учение Макгрегора, представляющее дальнейшее развитие теории человеческих отношени, разделяет большинство западных специалистов по менеджменту.

Теория Макгрегора направлена фактически против автократического учения "Х" Тейлора и, по его мнению, направлена на обучение искусству строить человеческие отношения.

Люди, пишет Макгрегор, совсем не таковы от природы, какими их считали Тейлор и Г. Форд (Теория "Х" выражена в словах Г. Форда: "Крупный бизнес слишком велик, чтобы позволить себе быть человечным. Мне жаль того беднягу, который настолько слаб и мягкотел, что ему всегда нужна атмосфера доброжелательства на работе")[1]. Им свойственны совсем другие качества. Из этих иных качеств исходит теория, которую Макгрегор называет теорией Игрек"[2].

Суть ее состоит в следующем:

1. Макгрегор отвергает идущее от библии представление о том, что труд – наказание, которым человек искупает свой первоначальный грех со времен Адама и Евы. Физический или умственный труд столь же естественен, как игра или отдых.

2. Не только надзором со стороны и угрозой наказания можно побудить людей работать для предприятия. Люди способны действовать самостоятельно, если они отождествляют свои цели с целями организации. Командование, прямое принуждение, вовсе не лучший способ руководства.

3. Достижение цели само по себе внутренняя награда. Здесь достигается самовыявление – одна из высших социальных потребностей человека. Макгрегор целиком принял концепцию А. Маслоу. Но такому самовыявлению мешает слишком строгий надзор. Этой внутренней стороне стимулирования уделяют слишком мало внимания.

4. Создав определенные условия, среднего человека можно побудить, чтобы он не только брал на себя ответственность, но и домогался ее.

5. Способность к высокой степени воображения, к изобретательности и творчеству весьма широко распространена среди людей. Изобретательность среднего рабочего способна перехитрить любую систему контроля, придуманную администрацией.

6. Современная промышленность лишь едва использует интеллектуальные возможности обычного человека. Традиционные методы управления подавляют их. Большинство менеджеров, не имея специальной подготовки и не зная социальной психологии, становятся сторонниками жесткой линии в отношении подчиненных. Они широко применяют внешние (по терминологии Макгрегора), формы поощрения  и наказания, не считаются со стремлением подчиненных к повышению знаний, квалификации, к участию в разрешении более сложных проблем и т. д. Они привязывают людей к ограниченным операциям, где их склонности не используются, мешают развитию чувства ответственности, поощряют пассивность, лишают работу содержания[3].

"Теория У", или как ее называют, теория скалькулированного демократизма, существует главным образом в пожеланиях социологов и специалистов по менеджменту. Время от времени печать сообщает о чудесных превращениях отдельных авторитарных менеджеров в демократов. Ликерт, сторонник Макгрегора, допускал, что, по крайней мере, десять лет (а не 3–5, как считал Макгрегор) нужны только для подготовки к переходу крупной фирмы на новый стиль управления. "Промышленность теперь еще менее демократична, чем 20 лет назад", – отмечают американские социологии Браун и Кальверт[4].

Теорию Макгрегора толкуют еще и так, что автор ее вовсе и не отрицал традиционной теории управления, основанной на принуждении. Просто он доказывал, что в ряде случаев люди способны обойтись и без внешнего принуждения, гораздо чаще, чем это думают некоторые управляющие. Иногда нужны методы твердой руки, а иногда допустимо, и даже полезнее, соучастие.

Новые подходы вкраплены в традиционную систему. "Теория У" приукрашивает общество, внушая иллюзии о возможном ином, гуманном управлении при любой системе. Сомнительно полное демократическое сотрудничество между хозяином и наемным работником. А потому "Теория У" выливается в лицемерие, подлинный смысл которого нельзя скрыть. Другими словами тех же социологов Брауна и Кальверта: "Промышленные организации в основном сохраняют свой авторитарный характер и методы, несмотря на все попытки просвещенных предпринимателей ввести какие-то элементы демократизма "человеческих отношений" внутри фирмы"[5].

 

[1]http:// besonus.narod.ru/McGregor.htm.

[2]См.: D. McGregor. The Professional Manager. N.Y., 1967.; D. McGregor. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.

[3]См.: D. McGregor. The Professional Manager. N.Y., 1967; D. McGregor. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.

[4]Там же.

[5]См.: D. McGregor. The Professional Manager. N.Y., 1967; D. McGregor. The Human Side of Enterprise. N.Y., 1960.

 

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!