Теория менеджмента : Современные концепции организации

4 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Организации - неотъемлемая часть и одна из важнейших характеристик современного общества, что предопределяет значение анализа их основных свойств, для чего нам весьма полезно познакомиться с унитарной, плюралистической и критической концепциями.
Сторонники унитарной концепции выделяют общую цель организации, предполагая, что она принимается и разделяется всеми ее членами, подчиняющими личные интересы общему благу. Возникающие разногласия и расхождения во взглядах оцениваются как признаки нелояльности или неудач. Ожидается, что все части организации будут работать в едином ритме, обеспечивая приближение к поставленным целям. Часто используются аналогии со спортивными командами или экипажами кораблей («мы все в одной лодке»), важность лояльности лидеру не обсуждается.
Альтернативной точкой зрения является плюралистическая концепция: представление организации как коалиции заинтересованных групп, каждая из которых имеет собственные задачи, иногда совпадающие, а иногда конфликтующие с потребностями остальных групп. Унитарная теория предполагает, что цели работников совпадают с задачами менеджмента, хотя и у менеджеров, и у работников, даже действующих во благо владельцев, имеются собственные интересы; сторонники же плюралистической концепции признают, что у членов организации (включая менеджеров) имеются конкурирующие приоритеты. Они могут быть лояльными по отношению к коллегам, с которыми работают, к другим членам или правилам профессиональной ассоциации, местному отделению компании, также как и корпорации в целом; своим семьям и местным сообществам и определенным потребителям или клиентам. Следовательно, правомерно предположение о том, что в организации возникнут разногласия как в отношении целей, так и в отношении способов их достижения.
Цели не могут быть бесспорным атрибутом «организации», скорее они представляются характеристикой индивидов или групп, которые стремятся к тому, чтобы они были приняты в качестве задач организации в целом, инициируя дискуссии о целях и средствах, что является скорее признаком силы, чем слабости. Обычно в данном случае проводятся аналогии с государством, в котором принято, чтобы различные, но одинаково законные точки зрения рассматривались при посредстве политических механизмов и процессов. То есть разногласия являются не признаком неудачи, а процессом, в котором естественно конкурируют интересы, создающие организацию.
Сторонники критической точки зрения находят слабые звенья и в унитарной, и в плюралистической концепциях. Они «атакуют» рациональные подходы к менеджменту, представляющие вопросы так, как будто они являются нейтральными, как будто проблемы политики, власти и контроля можно не учитывать. Они критикуют приверженцев плюралистической концепции, которые делают акцент на задаче достижения баланса конфликтующих интересов различных групп, что предполагает наличие у них примерно одинаковой власти и ресурсов, а навыки межличностных отношений или другие умения способствуют удовлетворительному разрешению конфликтов.
Приверженцы критических воззрений считают, что подоплека процесса поиска рационального и эффективного решения - скрытая борьба за ресурсы. Таким образом, организация является не только средством эффективного предложения услуг, но и инструментом достижения личных или групповых целей. Рациональная идеология легитимирует и вознаграждает деятельность доминирующих групп, так как принято считать, что интересы их членов гармонизируются. С другой стороны, некоторые заинтересованные группы обладают большей властью, и, как указывают сторонники плюралистической точки зрения, менеджмент может использовать ее для достижения определенного равенства выбора. Итак, приверженцы критической теории привлекают внимание к неявным властным различиям заинтересованных и общественных групп.
Ее сторонники критикуют идею рациональности, утверждая, что призывы к ней часто используются как «маскировочная сеть», прикрывающая интересы различных групп. Они полагают, что в основе власти менеджмента лежит возможность аккумулирования знаний о способах организации и процессах труда, что никак не является нейтральным вопросом. Многое из этого «организационного рационального» проистекает из наблюдения за способами работы и объединения этих знаний в стандарты или компьютеризованные системы. Прекрасный пример объединения знаний персонала в систему, которая жестко контролирует его действия, - используемые в предприятиях розничной торговли системы универсальных товарных штрих-кодов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!