Теория менеджмента Р. Стюарт и Г. Минцберга

1 Фев 2015 | Автор: | Комментариев нет »

С чем ассоциируется работа менеджера? Напоминает ли она правильный, методический процесс или это постоянное движение от решения одной проблемы к другой? Одно из самых известных исследований в данной области провела в 1960-х гг. Розмари Стюарт из Оксфордского университета, которой удалось «подбить» 160 менеджеров высшего и среднего управленческих звеньев из крупных и небольших организаций в течение четырех недель вести подробный дневник, что позволило исследователям выяснить их «режим дня».

Результаты исследования показывают, что для рабочего дня менеджера характерна фрагментарность. Данный вывод был сделан на основе анализа длительности периодов, когда менеджер достаточно долго оставался один и имел возможность сконцентрироваться на одной проблеме. Кроме того, было подсчитано число кратких контактов менеджера с сотрудниками организации и количество отдельных записей, каждая из которых выделяла начало нового вида деятельности или ее продолжение после перерыва. Ежедневно средний менеджер пребывал в одиночестве всего лишь 9 периодов по 30 или более минут, имел 12 кратких контактов и 13 раз принимался за новое дело или продолжал прерванные занятия. Он тратил 36% времени на работу с документами (написание, диктовку, чтение, расчеты) и 43% - на неформальное обсуждение проблем. Оставшиеся 21% посвящались официальным собраниям, телефонным звонкам и общественной деятельности.

Р. Стюарт отметила, что пропорции распределения времени менеджеров весьма индивидуальны. Например, работа с бумагами занимала от 7 до 84% рабочего времени. Анализ полученных данных позволил также предложить различные модели управленческой деятельности, основанные не на функциях или уровне менеджеров, а на распределении их рабочего времени (см. «Классика теории и практики»).

Основной вывод исследования Р. Стюарт - признание многообразия управленческой деятельности, а главное достоинство - использование обширного массива данных о действиях менеджеров в самых разных организациях. Ее выводы о фрагментарности и множественности видов управленческого труда нашли подтверждение в других исследованиях (например, Martinko and Gardner, 1990). Многим из нас показалось бы, что труд менеджера - это работа на износ, но исследования показывают, что многим руководителям их интенсивная деятельность приносит огромное удовлетворение, она позволяет им быть в курсе всех происходящих в организации событий.

Один из самых популярных подходов к содержанию управленческой деятельности предложил Генри Минцберг (1973). Хотя в проведенном им исследовании приняли участие только пять менеджеров высшего звена, одна из его сильных сторон заключалась в том, что «фотографии рабочего дня» производились с использованием структурированных форм прямого наблюдения. Один из выводов Г. Минцберга идентичен заключению Р. Стюарт: деятельность менеджеров отличается непостоянством, состоит из коротких отрезков, фрагментирована, а значительная часть рабочего времени управленца отводится межличностной деятельности. Однако Г. Минцберг предложил собственную модель, в которой главные роли играют десять «актеров», образующих три «ансамбля»: межличностный, информационный и принимающий решения.

Межличностные роли возникают непосредственно из формальных полномочий и статуса менеджера и включают в себя отношения с другими индивидами как в организации, так и за ее пределами. В роли главы менеджер прежде всего является символом организации. Статус высшего руководителя требует от него выполнения социальных, официальных и церемониальных обязанностей, таких как приветствие очень важных персон, посещающих организацию, подписание официальных документов, награждение сотрудников по случаю ухода в отставку. Некоторые недооценивают важность выполнения такого рода обязанностей, однако они символизируют, что руководитель никогда не забывает о сотрудниках организации, ее клиентах и обществе.

Роль наблюдателя подразумевает поиск, получение и изучение информации, необходимой для осознания протекающих в организации и во внешней среде процессов. Так же как радар сканирует воздушное пространство, «испускаемые» менеджером импульсы поиска данных пронизывают информационные поля - во время чтения специализированных журналов или отчетов, при посещении конференций и выставок, во время общения с потребителями или поставщиками. Большая часть необходимой ему информации поступает в устном виде на основе личных контактов.

Исполняя роль проводника, менеджер делится информацией с подчиненными и другими членами команды или организации. Направляя отчеты и документы, делая звонки, чтобы поделиться с коллегой слухами, или оповещая персонал о переменах, менеджер получает возможность сохранить или расширить доступ к конфиденциальной информации.

Наконец, в роли оратора менеджер выступает проводником информации и за пределами организации: выступает с речью на конференции от имени компании, общается с представителями средств массовой информации или представляет позицию подразделения на совещании.

Менеджеры используют информацию для принятия решений о необходимости постановки перед организацией новых задач. В ролях предпринимателя, «борца» с неожиданными проблемами, распределяющего ресурсы и участника переговоров менеджеры управляют системой принятия решений в организации.

В роли предпринимателя менеджер несет ответственность за инициирование и разработку большинства проводимых в организации контролируемых изменений, что предполагает идентификацию возникающих проблем и поиск новых возможностей, разработку проектов. В данной роли менеджер выходит на авансцену в тех случаях, когда он занимается организацией производства нового товара, начинает исследование, выводит продукцию на новые рынки.

В роли «пожарного» менеджер выступает в тех случаях, когда ему приходится сталкиваться с неожиданными проблемами или изменениями во внутренней и внешней средах: когда компания-потребитель изменяет объем заказов, когда срываются поставки сырья и материалов или его подчиненные никак не могут прийти к согласию.

Роль распределителя ресурсов подразумевает необходимость участия менеджера в принятии решений о выборе между альтернативными потребностями в денежных ресурсах, закупках оборудования, найме персонала. Какую часть рекламного бюджета должен направить менеджер агентства по торговле недвижимостью (о котором мы говорили выше) на различные мероприятия по продвижению? Как будет финансироваться рекламная кампания нового товара?

Тесно связана с ролью распределителя ресурсов роль участника переговоров с другой организацией или представителями заинтересованной группы. Менеджер обязан согласовывать программу расходов с головным офисом или участвовать в переговорах об изменении условий поставок.

Не следует забывать, что хотя мы рассматривали каждую из десяти ролей управленца как отдельную функцию, менеджер-практик един во всех этих лицах. Г. Минцберг указывает, что каждый менеджер выступает то в одной, то в другой «маске», а относительное изменение времени пребывания в них определяется местом сотрудника в иерархии организации или спецификой бизнеса его компании.

Более поздние исследования, в которых использовались аналогичные методы наблюдений, подтверждали полученные Г. Минцбергом результаты и его классификацию содержания управленческой деятельности. Например, в исследовании М. Мартинко и У. Гарднера анализировалась деятельность 41 школьного руководителя. Обнаружилось, что 24% рабочего времени директоров уходило на исполнение роли лидера, 28% времени они пребывали в масках наблюдателей, 13% - проводников и 9% - ораторов. Полученные результаты в целом соответствовали выводам других ученых.

Несомненно, что предпринятое Г. Минцбергом исследование - логическое продолжение эмпирических опытов С. Карлсона и Р. Стюарт. Для сбора данных он использовал «прозрачный» процесс структурных наблюдений, а другие исследования в целом поддержали его выводы. Однако выводы Г. Минцберга базируются на наблюдениях всего лишь за пятью менеджерами, а значит, возникают вопросы о репрезентативности полученных результатов и о том, насколько адекватно они представляют действия руководителей на других уровнях управления.

С другой стороны, большинство менеджеров действительно исполняют множество ролей; они рассматривают выделенные Г. Минцбергом роли скорее как дополняющие, нежели противоречащие традиционной структуре. Практики считают, что Г. Минцберг подчеркивает значение межличностных аспектов управленческой деятельности при выполнении традиционных задач по планированию или организации. Однако «за сценой» остались две чрезвычайно важные роли: менеджер как подчиненный и менеджер как работник.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!