Теория менеджмента : принципы управления Т. Питерса и Р. Уотермана

2 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Т. Питерс и Р. Уотерман разработали и сфомулировали восемь принципов управления, характерных для открытых организаций:
1. Приверженность к действию. Команды, работающие над проектами, должны быть небольшими, подвижными, временными и сконцентрированными на решении проблем/действиях. Коммуникации — сущностное понятие, чрезвычайно важно изучать их и экспериментировать с ними. Комплексные проблемы решаются на основе готовности перебросить ресурсы туда, где они наиболее необходимы для поддержания изменений и действий.
2. Близость к потребителю. Принцип сервиса, надежности и качества, основанный на оценке ниш и способности адаптировать продукт или услугу к потребностям клиента.
3.  Автономия и предприимчивость. Принцип нововведений, децентрализации, передачи полномочий и действий, на том уровне, на котором они необходимы, здоровая терпимость к неудачам.
4. Производительность.  Принцип состоит в том, что работники являются людьми и основным ресурсом компании, менеджмент призван доверять им, уважать и вести к победам. Подразделения организации должны быть небольшими, сохраняющими и развивающими ориентацию на человека.
5. Страстность, ориентация на ценности.  Деятельность организации направляется чувством разделяемых всеми сотрудниками ценностей, миссии и идентичности, скорее вдохновением, а не бюрократическим  контролем.
6. Кирпич к кирпичу.  Развитие организации, основанное на знании ее сильных сторон и рыночной ниши.
7. Простая форма, небольшой штат. Избегать бюрократии; брать обязательства по отношению к проекту или товару, отказ от двойного подчинения, характерного для формальных матричных организаций; опора на небольшие подразделения.
8. Единство свободы и дисциплина. Принцип, который примиряет потребность в повсеместном контроле с автономией и предприимчивостью.
С критикой приведенных восьми принципов «совершенного» менеджмента (особенно за выдвижение на первый план тезиса о единстве свободы и дисциплины, что означало концептуальную недооценку остальных) выступил Т. Уотсон. Он указывал, что совершенные организации в конечном итоге утрачивают жесткий контроль в том смысле, что деятельность их сотрудников не ограничивается жестким руководством, четко определенными ролями или детализированными процедурами.
Конечно, сотрудники совершенных организаций отнюдь не уклоняются от служения основным целям основателей или лидеров организации. Жесткость контроля предопределяется сотрудниками организации, выбирающими, что из требуемого они будут делать, так как они желают служить ценностям, которые они разделяют с теми, кто несет ответственность. Эти ценности, обычно сфокусированные на качестве обслуживания потребителей, передаются и провозглашаются в культуре организации, которая создает поддерживающие их истории, мифы и легенды. Внимающие им работники счастливы разделить эти ценности и внести свой вклад в создание корпоративных легенд, потому что они наполняют их жизни смыслом.
Некоторые исследователи критиковали эмпирическую основу работы Т. Питерса и Р. Уотермана, другие оспаривали выражаемую ими консервативную идеологию. Тем не менее Т. Уотсон замечает, что самокопание никак не отменяет ценности работы авторов «В поисках совершенства». Данную точку зрения разделяют и П. Томпсон и Д. Макхью: Достижение резонанса культуры и целей имеет большое значение для любой организации, является ли она профессиональным союзом, добровольной группой или производственным кооперативом. Конечно, особое значение резонанс имеет для таких, нуждающихся в консенсусе группах. Так, кооперативам, к примеру, которым не удалось создать адекватных механизмов передачи первоначальных идеалов от основателей к новым членам и их развития, грозит просто-напросто организационное вырождение.
Было бы неверным полагать, что в конце XIX - начале XX вв. менеджменту было неизвестно о существовании внешнего мира. Именно в то время начался массовый переход от аграрной к индустриальной экономике, периодические экономические кризисы сопровождались существенными политическими трансформациями, несомненно оказывающими воздействия на организации. С другой стороны, продолжали действовать факторы стабильности. Техническое развитие коммуникационных систем позволяло большинству организаций оперировать исключительно на местных рынках с относительно невысоким уровнем конкуренции. Научные открытия смоздавали новые возможности для бизнеса, несли с собой угрозу его лидерам, однако изменения происходили относительно медленно. Противоречия между менеджментом и трудом были весьма остры, но фундаментальные основы власти капиталистических предприятий оставались неприкосновенны.
Возможно, именно этим объясняется тот факт, что ранние работы теоретиков менеджмента посвящены усовершенствованиям внутренних систем бизнеса, позволяющим успешно функционировать в относительно стабильной (по современным меркам) деловой среде. Организации рассматривались как замкнутые системы, практически не взаимодействующие с внешним миром.
Теоретические концепции открытых систем, напротив, подчеркивают необходимость планирования бизнеса в соответствии с состоянием внешней среды, что предопределяет не только способность компании к корректировке задач и планов, но и поиск новых способов мотивации сотрудников.
С другой стороны, чрезмерное внимание к практике успешного управления в условиях высокой изменчивости внешней среды вряд ли целесообразно. Ричард Паскаль указывает, что через пять лет после появления на свет книги «В поисках совершенства», успешно функционировали только 14 компаний из 43, а некоторые переживали серьезные трудности. Он утверждает, что стремление к совершенству ни в коем случае не означает конец пути компании, оно должно быть никогда не достижимой целью.
Сторонники концепции открытых систем нередко недооценивают значение человеческого выбора. Предлагаемые модели очень часто предполагают некую автоматическую связь между внешним миром и внутренними установками компании. А ведь любое изменение политики зависит не от организации самой по себе, а от инициативы и действий индивидов. Модели открытых систем привлекли внимание к широкому, теоретически бесконечному кругу вопросов и проблем современных организаций. Задают ли их себе руководители компаний, их интерпретация, предпринимаемые действия зависят от целей, интересов и власти индивидуумов. Именно эти факторы определяют реакцию организации на неопределенные условия.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!