Теория менеджмента : концепция менеджмента А.Файоля

20 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С работами Ф. Тейлора и М. Вебера перекликаются труды Анри Файоля (1841-1925). Однако если в научном менеджменте Ф. Тейлора основное внимание уделялось производственным системам, А. Файоль разрабатывал принципы менеджмента для организации в целом. А. Файоль был выдающимся французским инженером, который с 1860 по 1918 г. работал в крупнейшей горнодобывающей компании Commentry-Fourchambault-Decazeville combine. С1888 г. он служил ее директором и превратил стоявшее на грани банкротства предприятие в одно из самых преуспевающих. В течение всей своей карьеры он поддерживал тесные отношения с французскими компаниями и правительством. После выхода в отставку А. Файоль работал над обобщением своих идей об управлении бизнесом, но на английском языке его работа «Управление промышленное и общее» стала широко доступной только в 1949 г.. А. Файоль считал, что как менеджер он обязан своим успехам в бизнесе не столько личным качествам, сколько разработанным им методам управления и институтам. Он полагал, что для достижения успеха руководители должны применять по отношению к основным управленческим ролям определенные принципы менеджмента, но подчеркивал, что использование им термина «принципы» не подразумевает чего-либо жесткого или абсолютного:
Это вопрос пропорции... для различных изменяющихся обстоятельств должны быть сделаны послабления... принципы являются гибкими, они приспосабливаются к каждой потребности; вопрос их использования - дело знания, что является сложным искусством обретения понимания, опыта, принятия решений и пропорции.
Основные идеи А. Файоля сформулированы в его четырнадцати принципах менеджмента:
1. Разделение труда. Чем больше в условиях специализации рабочие концентрируются на одном и том же деле, тем больше развиваются их способности, тем более точно они выполняют работу, тем больше возрастает объем производства. Тем. не менее «это имеет свои пределы, поскольку опыт учит нас не переусердствовать!»
2. Полномочия и ответственность. Право отдавать приказы и ответственность, возлагаемая на управленцев, проистекают или из официальных полномочий, или из личного авторитета менеджера. «Когда бы полномочия ни возлагались, возникает ответственность».
3. Дисциплина. «Весьма существенна для ведения бизнеса... без дисциплины не может преуспеть ни одно предприятие».
4. Единовластие. «Для выполнения любого действия работник должен получать приказы только от своего начальника», что позволяет избежать противоречащих друг другу инструкций и хаоса.
5. Единство направления и единый план работы для всех. «Один начальник и один план действий с одной и той же задачей для одной группы... являются существенными для согласованности действий, координации силы и концентрации усилий».
6. Подчинение частных интересов общему. «Интересы одного сотрудника или группы не должны превалировать над решением основной задачи».
7. Вознаграждение. «Должно быть как можно более справедливым для удовлетворения и персонала, и фирмы».
8. Централизация. «Вопрос централизации или децентрализации является просто вопросом пропорции... поиска оптимальной степени для определенного концерна... В зависимости от характера менеджера, надежности подчиненных и состояния дела работники имеют право на инициативу. Степень централизации должна варьироваться в зависимости от ситуации».
9. Скалярная цепочка. «Цепочка менеджеров от самого верха до низа - маршрут, по которому следуют все коммуникации, которые начинаются от руководителей, обладающих максимальными полномочиями... временами катастрофически длинная в крупных концернах, особенно в государственных». А. Файоль отмечал, что многие виды деятельности зависят от быстроты действий. В его времена менеджеры одного и того же уровня цепи могли общаться напрямую только при непосредственном одобрении их непосредственных руководителей. «Обычно для этого требуется некоторая доля инициативы на любом уровне полномочий!»
10. Порядок. Рабочие материалы должны быть в нужном месте в нужное время, что позволяет избежать незапланированных потерь, выбор рабочего места должен в возможно большей степени облегчать все операции.
11. Справедливость. Менеджеры должны быть дружелюбны и справедливы по отношению к своим подчиненным - «справедливость предполагает здравый смысл, опыт и доброту».
Анализ организации А. Файоля типичен для классического менеджмента. В фокусе исследования находятся отдельные наемные работники, выполняющие предсказуемые и повторяющиеся задачи под жестким руководством менеджеров в производстве ли, в сфере обслуживания ли. Данный подход обладает как сильными сторонами, так и ограничениями. С чисто деловой точки зрения он отлично работает в определенных условиях: наличие четкой задачи, предсказуемый спрос на продукцию или услуги, небольшие конструкторские изменения, периодически вносимые в изготавливаемый продукт, и рабочие, ведущие себя именно так, как было запланировано их руководителями.
12. Продолжительность пребывания персонала в должности. Частая замена сотрудников неэффективна - «нестабильность пребывания в должности является в одно и то же время причиной и следствием плохого управления».
13. Инициатива. «Инициатива всех, присоединенная к инициативе менеджмента, - громадный источник силы бизнеса. Справедливость данного утверждения особенно очевидна в трудные времена; таким образом, следует возможно больше'поощрять и развивать инициативу. Руководитель должен уметь удовлетворять некоторое тщеславие подчиненных... менеджер, который способен предоставлять инициативу сотрудникам, определенно лучше не умеющего делать это».
14. Esprit de corp (Корпоративный дух). «Гармония, согласие персонала концерна - большая сила. Следовательно, необходимы усилия для их установления». А. Файоль предложил два способа их достижений: стремление избегать раздоров среди подчиненных и опора на вербальные, а не письменные коммуникации, в тех случаях, когда это упрощает и ускоряет доведение информации.
Однако рассмотренный подход Файоля имеет определенные ограничения. Теоретики менеджмента часто критикуют четырнадцать принципов А. Файоля за отсутствие ясных эмпирических источников, отличающихся от его собственного опыта. С. Клегг и Д. Данкерли утверждают, что они «не обладают ни эмпирическим универсализмом, ни теоретической неоспоримостью и ясностью». Ради справедливости отметим, что именно так характеризовал свою теорию и сам А. Файоль. Менеджмент имеет возможность использовать (неверно) рассмотренные нами принципы, чтобы оправдать бесспорную бюрократию, что оказывает дегуманизирующее влияние на работников, «попавших» в системы, особенно на низких, структурированных операциях. Они (принципы) достаточно эффективны в относительно предсказуемых, рутинных ситуациях, но чем быстрее изменяется бизнес-среда, тем более ограниченным является их применение.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!