Теория деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева

С.Л.Ру­бинштейн (1889-1960). В центре его концепции, как пра­вило, оказываются прежде всего проблемы гносеологии, познания мира. Рубинштейна волну­ют проблемы метода и объективности психологических исследо­ваний, места психологии в системе научного знания. Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубин­штейн подчеркивал, что этот методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той концепции созна­ния, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для пере­живаний субъекта, способного к рефлексии. В противовес этому он выдвинул принцип единства сознания и деятельности. Тем самым сознание включается в контекст жизненных связей человека с объ­ективным миром, причем основу этих связей образует деятель­ность, посредством которой человек, изменяя мир, изменяется сам. Завершающая работа Рубинштейна, соединившая изучение пси­хологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни, осталась незаконченной и была опубликована под названием «Человек и мир» в 1973 г. Он одним из первых в советской, марксистской психологии начал говорить о проблеме личности. Путь к исследованию целостной личности Рубинштейн нашел в изучении деятельности, в данном случае - в исследовании творче­ской деятельности личности. Преодолевая разрыв между субъек­тивным и объективным, Рубинштейн подчеркивал, что объектив­ность заключается не в одинаковости личного знания для всех (это и невозможно, знание по природе своей субъективно), а в том, что это знание представляет собой завершенное целое, и в этой завер­шенности и целостности и проявляется его объективность. С учетом этого понятна идея Рубинштейна о том, что формиро­вание личности и развитие самосознания человека - это процесс онтологический, а не одномоментный, так как человек рефлекси-рует себя в течение длительного времени, познавая различные свои качества, мотивы и стремления. Так преодолевается противоречие между бытием и сознанием, между внешним и внутренним в чело­веке, поскольку, постигая себя, человек творит свою жизнь, а сотво­ренный им жизненный путь определяет и его дальнейшее познание себя, и его дальнейшее бытие. Понимая себя, человек лучше реали­зуется в деятельности, в своем бытии, которое полнее отражает его сущность.

Совершенно с других позиций предложил оригинальную кон­цепцию деятельности А. Н. Леонтьев (1903-1979). Он сосредоточился на вопросе о связи созна­ния и предметной, практической деятельности.

В 1930 г. Леонтьев создал в Харькове собственную научную школу, центральным для которой стало понятие деятельность. В этот же период, ключевой для Леон­тьева, он начал изучать проблему развития психики. Он стремил­ся, используя данные биологических наук, проследить этапы эво­люционного процесса, переходя от вопроса о генезисе психики к сменяющим друг друга ступеням ее эволюции в животном мире и к факторам, определяющим появление и формирование сознания.

Уже в этой работе Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опере­жающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность же является и методом, позво­ляющим диагностировать появление психики, ее развитие и каче­ственные изменения. Таким образом, во главу своей методологии Леонтьев, как и Рубинштейн, поставил проблему деятельности. Целью его исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней, которые образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он отводил связи между строением деятельности и строением созна­ния. Раскрывая суть различий между значением и смыслом, Леон­тьев выявил и различия между объективным опытом, накоплен­ным в процессе общественного развития и запечатленным в сло­ве, и личностным смыслом тех событий, которые переживаются субъектом.

В своей обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность» (1975) особое внимание он уделил системному характеру деятель­ности, ее внутренним переходам и превращениям, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в целостную систему жизне­деятельности человека. Важным моментом этой работы стал анализ образующей личность иерархии мотивов, ее структурированности и связи с миром. Раскрывая динамику формирования мотивов, пре­вращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значе­ние культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности. В этом же ряду стоят его исследования психологических механизмов восприятия искусства, передающего личностные смыслы от творца к слушателю.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!