Теоретические основы процесса принятия решения

16 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

С точки зрения психологии, предпринимателем можно считать человека, движимого определенными мотивами, среди которых ведущие — желание добиться чего-то в жизни, стремление сделать что-то новое, самоутвердиться, стать незаменимым.

Любое дело включает в себя психологический аспект: принятие решения, отношение самого человека к тому, что он делает и как он это делает. Но начинается все с вопроса: «Быть или не быть предпринимателем?»

Этот вопрос человек задает себе не один раз в своей жизни и по разному поводу. Не является исключением и сфера деятельности человека: его профессия, специальность, место работы, характер, содержание и условия труда и т. п.

Перед человеком, который недоволен своей работой или остался без работы, встает вопрос: «Что он может сделать для себя в профессиональном плане? Может ли предпринимательская деятельность стать еще одним вариантом решения моей проблемы?»

Предлагаем эффективную схему рассмотрения теоретических основ процесса принятия решений с точки зрения менеджмента.

Управленческое решение — это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три этапа.

  1. Уяснение проблемы:

а)  сбор информации;

б)  анализ полученной информации;

в)  выяснение актуальности;

г)  определение условий, при которых эта проблема будет решена.

  1. Составление плана решения:

а)  разработка альтернативных вариантов решения;

б)  сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;

в)  оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

г)  оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

д)  составление программ решения;

е)  разработка и составление детального плана решения.

  1. 3. Принятие решения.

Следуя этим пунктам, можно избежать принятия неверных решений. Когда человек избавляется от того, что ему мешает, он обретает свободу для поиска лучшего. У древних китайцев была такая пословица: «Если хочешь горячего чаю, твоя чашка должна быть пустой. Если наливать горячий чай в чашку с холодным, чай в чашке останется холодным, а горячий выплеснется на блюдце».

Любая система работает лучше, когда ее используешь. Прочтя все вышеизложенное, Вы принимаете решение: использовать ее в своей жизни и деятельности или тут же вынести суждение: «Ерунда!» и перелистать (вряд ли кто будет спорить: он достоин лучшей жизни!)

Разумеется, некоего общественного образа предпринимателя просто не существует. Многое зависит от конкретной ситуации, состава команды, содержания деятельности, развития взаимоотношений. И тем не менее в каждом настоящем предпринимателе есть «изюминка», отличающая его от остальных, повышающая социальную и экономическую отдачу.

  1. Предпринимателя отличают: умение правильно выбрать момент реализации замысла; развитая интуиция; яркая индивидуальность; умение адекватно реагировать и принимать решения в сложных ситуациях.

Именно сочетание этих черт и создает образ «победителя» — человека, который может основать собственное дело и привести к успеху.

Разумеется, победитель должен быть уверен в себе. В жизни встречается не так много людей, которые действительно могут вести себя уверенно.

Когда речь идет о человеке, который постоянно сдерживает свои чувства, находится в подавленном состоянии или охвачен тревогой, переполнен чувством вины или страха от неспособности установить нормальные социальные контакты, никто не затруднится назвать его неуверенным в себе, застенчивым.

Некоторые из таких людей, понимая значения благоприятных взаимоотношений, всячески стараются понравиться другим, совершенно забывая при этом о выражении своих собственных чувств, мыслей, проявлении своей индивидуальности.

Полной противоположностью такого способа действия является агрессивное поведение, выражающееся в попытках самоутвердиться («восстановить попранную справедливость») за счет унижения других.

Агрессивный человек, используя любой повод чтобы продемонстрировать собственную значимость, узурпирует право оценивать действия других, запрещать или указывать. Все это — признаки неуверенного поведения.

Уверенное поведение предполагает полную открытость личности, признание ценности своей индивидуальности вместе с признанием ценности других.

  1. Всех, кто задумывается о создании собственного дела, волнует вопрос, смогут ли они сохранить в себе веру и внутреннюю твердость, которые необходимы не только для создания нового, но и для управления этим новым.

Исследования показали, что существует безусловная связь между внутренней мотивацией на достижение цели и предпринимательским успехом. Чем удачливее предприниматель, тем в большей степени ему свойственна такая мотивация.

  1. Практически все предложенные в последнее время определения предпринимателя отмечали такую его черту, как готовность к риску.

Психологические исследования выявили следующие закономерности:

  • люди, ориентированные на достижении цели, предпочитают средний уровень риска, а те, кто боится неудачи, предпочитают малый риск или, наоборот, чрезмерно большой (где неудача не угрожает престижу);
  • очень высокая мотивация к достижению цели снижает готовность к риску.

Среди особенностей, свойственных предпринимателям, как правило, отмечают энергичность, целеустремленность, независимость. Тем не менее, определить обязательный набор качеств предпринимателя сложно.

В общем виде характеристики предпринимателя могут выглядеть следующим образом:

  • готовность рисковать;
  • надежда на успех;
  • настойчивость;
  • гибкость;
  • энергичность;
  • ярко выраженное чувство личной ответственности;
  • уверенность в себе;
  • хорошая база знаний и способность к обучению;
  • способность убеждать;
  • хорошие способности к коммуникации;
  • способность к управлению;
  • инициативность;
  • способность трезво мыслить в любых ситуациях;
  • огромное желание достигать цели.

Некоторые распространенные мифы о предпринимателях:

  • предприниматели — это уникальное и относительно редкое явление;
  • всеми предпринимателями владеет жажда денег;
  • предпринимателями рождаются, а не становятся;
  • все предприниматели склонны к большому риску;
  • все предприниматели весьма независимые личности.

Желание отбросить идею о предпринимательстве возникает не только в связи с ожидаемыми финансовыми, организационными трудностями, но и в связи с чисто психологическими моментами самого человека — потенциального предпринимателя. Это стереотипы мышления типа:

  • ничего не выйдет, это не получится;
  • это уже пробовали делать до меня;
  • это просто чушь, сумасшедшая идея;
  • если идея так хороша, то, наверняка, ее кто-то уже внедряет;
  • слишком дорого;
  • это невозможно будет производить;
  • люди этого не примут, потому что так никогда не делалось.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!