Теоретические модели открытых систем

1 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Концепции открытых систем основываются на теории общих систем и широко используются в анализе проблем управления и организаций. Основная идея данного подхода состоит в посылке, что организация является не просто системой, но открытой системой.

Открытые системы привлекают внимание к отношениям внутренних частей системы и связям системы в целом с внешним миром. Система поддерживается потоками энергии и материалов, которые поступают в нее из внешней среды, проходят некоторый процесс трансформации и покидают систему в виде товаров и услуг. Основная проблема менеджмента открытых систем - зависимость организации от обеспечивающих средства ее существования условий внешней среды.

Данная концепция предлагает схему, позволяющую осознать проблемы организаций. Она выделяет процессы ввода и вывода, процессы изменения и обратную связь. Более того, она подчеркивает отношения между организацией и внешней средой: организация должна удовлетворять потребности внешней среды, что позволяет получать поддерживающие организацию ресурсы. Задачей менеджмента является поддержание этих связей. Обратная связь относится к информации о работе системы. В опросах потребителей она может быть обдуманной, при переходе компании к конкуренту - спонтанной. В управлении системой обратная связь позволяет выполнять корректирующие действия.

Еще одна основная идея системного подхода - понятие подсистем, или системных уровней. Клиника - это подсистема больницы, больница, в свою очередь, - подсистема местной системы здравоохранения, которая является

частью национальной системы здравоохранения. В самой клинике функционируют более мелкие подсистемы: подсистема приема пациентов, подсистема управления персоналом, возможно, несколько систем обеспечения лечения. Подсистемы взаимодействуют одна с другой, и данный процесс непосредственно воздействует на функционирование организации.

Помимо учета воздействий внешней среды системный подход позволяет нам избегать упрощений. Он выделяет связи между системами и предупреждает менеджмент о возможности влияния последствий изменения одной системы на другую. Аналогично то, что мы рассматриваем как внешнюю среду, зависит от уровня, на котором проводится анализ. Если, например, обсуждается политика больницы, факторы внешней среды будут находиться за пределами организации - политика конкурирующих лечебных учреждений, других организаций, национальная программа здравоохранения. Если обсуждается процедура назначений в клинике, внешняя среда будет включать в себя другие реальные или планируемые системы больницы. Но сам принцип анализа не изменяется: необходимо учитывать системы, которые окружают рассматриваемую систему, что предполагает готовность и способность выделять их, идентифицировать происходящие в них изменения и предпринимать попытки воздействия на них.

Одна из разновидностей теории систем - концепция социотехнической системы. Основной вклад в ее разработку внесли в 1950-е гг. ЭрикТрист и Кен Бэмфорт из Тэвистокского института человеческих отношений (Лондон). Наиболее известное исследование этих ученых - анализ попытки механизации системы добычи в угольной промышленности Великобритании. Модернизация технологической системы (в сущности, переход к принципам работы на конвейере) крайне негативно отразилась на социальной системе, порвала ее «ткань», а решение заключалось в их примирении.

Эти и аналогичные, проведенные во многих странах, исследования подтвердили правильность представления рабочей системы как сочетания материальной технологии (инструментов, станков, методов) и социальной организации (людей, отношений, конституциональных установок). Другими словами, организации есть единство технической и социальной подсистем. Социальная система охватывает человеческие стороны бизнеса; техническая система связана с машинной и информационной системами и используемыми организацией вещественными средствами труда. Так как каждая из них воздействует на другие подсистемы, гармоничное их функционирование предполагает комплексное управление.

Общий смысл теории систем состоит в том, что при разработке любого вида систем следует учитывать взаимозависимости между различными их элементами. В социотехнической концепции, в частности, предполагается отношение к организации как к взаимозависимой системе, анализ как социальных, так и технических ее компонентов. Цель заключается скорее в их интеграции, нежели в оптимизации одной из подсистем.

Например, приверженцы социотехнического подхода отмечают, что любая разработка по природе своей является конфликтной областью, ибо должна соответствовать задачам организации. Поиск компромиссов рекомендуется осуществлять в открытой дискуссии, что должно превратиться в образец конструктивного разрешения подобных конфликтов в новой организации. Следует также четко определить цели и задачи организации, но методы их достижения могут изменяться или корректироваться.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!