Теневая экономика в России в переходный к рынку период

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Согласно данным Госкомстата России, в 90-е годы ХХ в. масштабы теневой экономики  доходили до 20–25  % ВВП, а по оценкам правоохранительных органов – до 40 %[1].  По данным МВД России, с теневой экономикой связана деятельность 58–60 млн чел[2]. Россию по указанному показателю следует отнести к группе стран с высоким уровнем теневой экономики.

При рассмотрении факторов, влияющих на масштабы и динамику развития теневых отношений в России в 90-е годы, необходимо исходить:

- во-первых, из положения, что экономически активный субъект стремится максимизировать свою выгоду любыми доступными для него

способами, используя при этом и недостатки существующего хозяйственного механизма;

- во-вторых, при отсутствии первого, в некоторых случаях деятельность человека в теневой экономике объясняется с помощью модели поведения, когда человек вынужден приспособиться к существующей экономической действительности, чтобы выжить.

В первом случае главный мотив, характеризующий деятельность людей в теневой экономике, – ориентировка на максимальную прибыль любыми выгодными способами, во втором – на прожиточный минимум.

Распространенность теневой деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. При этом необходимо иметь в виду, что среди факторов, обусловливающих развитие теневой экономики, есть «общеэкономические факторы», которые действуют в любой стране и в любой период времени, и есть  факторы «специфического»характера, появляющиеся в зависимости от особенностей развития конкретной страны в данный период времени.

Становление и развитие рыночной экономики в России в переходный к рынку  период тесно связано с так называемыми «общеэкономическими» факторами роста теневой экономики. К данной группе факторов следует отнести: 1) общее состояние экономики, ее зрелость, устойчивость; 2) масштабы и характер безработицы; 3) размеры получаемого дохода и степень ее дифференциации; 4) продолжительность рабочего времени, интенсивность труда; 5) тяжесть налогообложения; 6) масштабы и функции государственного сектора.

По всем этим параметрам (уровень безработицы, размеры дохода и его дифференциация, налогообложение юридических и физическихлиц и т. д.)Россия в 90-е годы прошлого столетия находилась в зоне, способствующей развитию теневых отношений.

Помимо общеэкономических в России имелись и свои специфические факторы развития теневой деятельности.

В первую очередь это относится к особенностям проводимых рыночных преобразований. Главной особенностью российских посткоммунистических реформ является то, что системные преобразования осуществлялись в условиях слабости государственной власти. Во главу угла в 90-е гг. ставились политические задачи, проблема эффективности производства ушла на второй план. Именно слабость государства и политизация принимаемых решений были основными факторами развития теневых отношений в российской экономике в 90-е гг. прошлого столетия.

Слабость государства находила выражение в постоянных колебаниях экономического курса, в множественности конкурирующих центров власти, в отсутствии сложившихся и сколько-нибудь устойчиво функционирующих политических институтов и в отсутствии сколько-нибудь понятных и устоявшихся «правил игры». Слабость государства порождала ряд особых проблем функционирования экономики.

Вот лишь некоторые экономические последствия слабости государственной власти:

1. Слабость государства накладывает неизбежный отпечаток на характер осуществления приватизации, выдвигая здесь на передний план решение социально-политических и фискальных задач в противовес аргументам экономической эффективности.

2. Слабость государства проявилась и в неспособности собирать налоги; результатом этого являются резкое возрастание роли инфляционного налога и резкое обострение бюджетного кризиса, за которым следует масштабное недофинансирование государственных обязательств.

3. Существенный рост трансакционных издержек, что ведет к снижению конкурентоспособности отечественного производства.

4. Демонетизация народного хозяйства – снижение отношения количества денег, находящихся в обращении, к ВВП.

5. Слабое государство особенно уязвимо перед коррупцией и лоббизмом, и это делает невозможным укрепление государства, проведение активной экономической политики, обеспечение экономической безопасности государства.

Помимо этого к специфическим факторам, существенно повлиявшим на состояние и поведение российских предприятий после 1992 г., следует отнести относительную нехватку в экономике денежного капитала, как из-за отсутствия самого этого понятия в социалистической плановой системе, так и вследствие резкого обесценивания оборотного капитала предприятий после либерализации цен в 1992 году. Немалую роль здесь сыграли также неразвитость банковской системы и относительная «закрытость» российского финансового рынка. В результате даже небольшой дополнительный спрос на денежный капитал со стороны новых предприятий приводил к резкому повышению цены данного ресурса, выраженной в уровне процентных ставок.

 К специфическим факторам следует отнести и практически безрисковое, высокоэффективное и в силу этого широкомасштабное уклонение от уплаты налогов в секторе вновь созданных частных предприятий. Один из главных каналов – неучтенный наличный оборот, в значительной мере основанный на механизмах «обналичивания/обезналичивания» . По оценкам А. Яковлева, в начальный период реформ в 1992–96 гг. потери российского бюджета и социальных фондов от применения данных схем ежегодно составляли не менее 4–5 млрд долл. США[3]. Резкое сокращение издержек при сохранении легального статуса фирм, использовавших данный тип уклоне-ния от уплаты налогов, создавало мощные стимулы для усиления их актив-ности. Для этого, однако, они объективно нуждались в постоянном притоке дополнительного денежного (оборотного) капитала. Одновременно за счет экономии на налогах они были в состоянии платить очень высокие процентные ставки по привлекаемым кредитам.

Еще один специфический фактор – это нетрадиционная для развитой рыночной экономики структура издержек крупных промышленных предприятий. В частности, в их валовых издержках очень высокую долю составляли специфические фиксированные издержки, представленные расходами на содержание социальной инфраструктуры, избыточного оборудования, производственных помещений, в определенной степени и избыточной рабочей силы. Сочетание данного фактора с предыдущим уже в 1992–1993 гг. привело к тому, что в экономике в целом резко возросла альтернативная стоимость денежного капитала. На практике это означало, что предприятия второго сектора, еще платившие налоги в данный период, были вынуждены соизмерять эффективность использования своих оборотных средств с эффективностью использования денежного капитала в частной торговле, активно уклонявшейся от уплаты налогов. На этот уровень эффективности использования капитала стала также ориентироваться банковская система. В результате в крупной промышленности произошел общий существенный рост вмененных издержек, их товары становились менее конкурентоспособными, многие производственные предприятия становились убыточными, а в банковской системе к концу 1993 г. рублевые процентные ставки превысили уровень инфляции.

В этой ситуации возникли объективные предпосылки для распространения неденежных форм расчетов (бартера). Ключевым моментом здесь является сопоставление дополнительных трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг поставщиков собственной готовой продукцией, и дополнительной выручки, которую данное производственное предприятие могло бы получить от размещения высвободившегося денежного оборотного капитала на финансовом рынке. Если первая величина для предприятия меньше, чем вторая, бартер оказывается экономически рациональным.

Помимо всего прочего в России при переходе к рыночным отношениям сформировалась система высокотеневых экономических отношений. Этому способствовали глобально еще две группы факторов. Первая – на стороне государства: тотальная коррумпированность госаппарата; низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность теневому финансовому капиталу; образование финансовых кланов, которые в качестве покровителей имеют представителей различных органов государственной власти, распоряжающихся крупным капиталом; деградация бюджетной системы, неэффективная налоговая политика и т. д. Вторая – на стороне рынка: неразвитость основных рыночных структур, отсутствие механизмов и правил игры на рынке – конкуренция, рыночное ценообразование, фондовые рынки, биржевая деятельность и т. д.

Многие граждане не принимали участия в политической жизни страны или не занимались легальным бизнесом, вследствие того, что существующие государственные институты и "правила игры" не давали и им этой возможности. Созданная в особых условиях влиятельными людьми в своих корыстных интересах правовая система исключала большую часть предпринимателей из процесса принятия политических решений и законотворчества. Это дало возможность небольшому числу политически активных олигархов контролировать экономику путем создания системы законов и нормативов, принятых по политическим мотивам, санкционированных правительством и идущих вразрез с интересами всего остального населения, которое зарабатывает средства на жизнь в теневом секторе.

[1] Головачев В. Особенности национальной теневой экономики // Экономика и жизнь. – 2000. – № 10. – С. 32.

[2] Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики. – 1998. – № 10. – С. 59.

[3]  Яковлев А. Механизм  «обналичивания». Неучтенный наличный оборот и уход от налогов в России: схемы клонения и мотивация фирм. – М. : ГУ-ВШЭ, 1999.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!