Тенденции культурной жизни России в 1991-1995 гг.

16 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России органически связана со всеми предше­ствующими периодами истории страны. Вместе с тем новая по­литическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требо­вания, и культура утратила гарантированного заказчика. Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика. Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляци­онизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи вос­принимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX в. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизо­ванного общества.

Экономическая реформа 1992 г., нацеленная на переход к ры­ночной экономике, нанесла ощутимый урон социальной сфере. Резкое сокращение государственного финансирования науки, народного образования, культурно-просветительных учреждений и задержки в выплате заработной платы привели к обнищанию работников этих отраслей. Наиболее активная часть специалис­тов переменила работу. К началу 1993 г. число занятых в науке сократилось по сравнению с 1990 г. на 27%. "Утечка научных мозгов" за границу за год составила 3,5 тыс.человек. В 1995/96 уч.г. в российских школах не хватало 13,5 тыс. учителей.

Чтобы выжить учреждения культуры должны были искать альтернативные источники финансирования. Возникла система платного образования. Были созданы фонды финансирования научно-исследовательских проектов, а также открыты в России отделения зарубежных и международных фондов. Появилось спонсорство - финансирование коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись коммерческой деятельностью. Хотя все эти новые источники не покрывали всех потребностей в сред­ствах, большинству научных институтов, вузов, театров, музы­кальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы было создано множество новых научных институтов, уни­верситетов, академий, киностудий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы. Так, в Санкт-Петербурге к трем суще­ствовавшим государственным симфоническим оркестрам в 1992-1993 гг. прибавилось шесть новых.

Из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со сторо­ны государства пользовалась система образования. В 1992 г. были приняты Закон РФ "Об образовании", утверждавший гума­нистические принципы образования, и Государственная про­грамма развития высшего образорвания до 2005 года. Админист­ративно-командная система руководства системой образования сменилась государственно-общественным управлением. В веде­нии государства остались вопросы введения единого образова­тельного стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образования, обеспечение конституционных прав граж­дан в сфере образования. Возникла проблема взаимоотношения школы и религии. Церковь стремится играть активную роль в сфере воспитания и образования, но Конституция РФ подтверди­ла отделение школы от церкви. Религиозное обучение может осуществляться лишь на добровольной основе вне рамок обще­образовательной школы.

Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования.

Система высшего образования была перестроена на принци­пах вузовской автономии и академических свобод. С 1992 г. пра­вила приема стали прерогативой вузов. В высшей школе начался переход к трехуровневой системе образования, принятой во мно­гих зарубежных странах: первый уровень - общенаучное образо­вание (2 года), второй - базовое высшее профессиональное образование (2 года), третий - углубленная профессиональная подго­товка (2 года). Новая система вводится в режиме эксперимента по выбору учебных заведений.

Наиболее заметные изменения произошли в гуманитарном образовании, которое освободжилось от вдеологизации и полити­зации. Это потребовало переподготовки преподавателей, введе­ния новых программ и предметов, создания учебников.

Если система образования постепенно преодолевает трудно­сти, то наука в условиях экономического кризиса без поддержки со стороны государства обречена на разрушение. После распада СССР прямой наследницей и преемницей Академии наук СССР стала Российская АН. 90% академических учреждений находи­лось на территории России, но часть исследовательской базы -обсерватории, биостанции, лаборатории - осталась в распоряже­нии других республик. Ликвидация политических и идеологичес­ких преград, мешавших научным контактам в советский период, позволила отечественной науке тадйти из относительной изоля­ции и органически войти в мировое научное сообщество. Вместе с тем крах социалистической системы привел к разрушению на­лаженных научных связей с бывшими советскими республиками и странами Восточной Европы. С 1991 г. резко сократилось фи­нансирование научных учреждений, упал спрос на научную про­дукцию, что привело к тяжелым последствиям. Раньше 70% го­сударственных ассигнований на науку предназначались на проек­ты, имевшие оборонное значение. Свертывание военно-про­мышленного комплекса неизбежно сказалось на обслуживавшей его научно-исследовательской базе. Невостребованной оказалась прикладная наука. Разрушен рынок научной литературы неспо­собной конкурировать с книгами массового спроса. В 1993 г. средства, выделенные на науку, были в 30 раз меньше суммы, необходимой для поддержания ее на уровне мировых стандартов. Усилилась внутренняя утечка мозгов из науки. Возникли про­блемы с воспроизводством кадров, с научно-вспомогательным персоналом.

Изменилась культурная среда обитания. На первый план выш­ла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок, радио- и телеэфир, заполнила экраны кинотеатров и ви-деотеки. Бесконечное разнообразие периодических изданий вы­теснило из обихода "толстые" литературно-художественные жур­налы, которые поддерживали единство читательской аудитории. Их место заняли иллюстрированные журналы западного образца.

Переход к рынку ликвидировал хронический дефицит бумаги, с ним исчез и книжный дефицит. Спрос определял предложение: на первых порах книжные прилавки заполнились детективами, эро­тикой, оккультной литературой, различными практическими ру­ководствами. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный ры­нок смог удовлетворить любые запросы читателей. Идеологичес­кие барьеры здесь были полностью ликвидированы.

Из массового культурного обихода ушли отечественные фильмы. Их вытеснили телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно западного производства. Производство филь­мов сократилось, а коммерциализация кинопроката закрыла оте­чественному кино дорогу на массовый экран. Театры, напротив, начали выходить из кризиса, и пустые залы сменились аншлага­ми.

К концу XX века Россия вновь оказалась на перепутье. Но как бы ни сложилась ее судьба в следующем столетии, русская куль­тура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!