Тема женского счастья в «Грозе» и «Кому на Руси»

24 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сочинение  по литературе
Тема: Женское счастье в русской литературе 2-ой пол. XIX века
На примере произведений А.Н. Островского «Гроза» и Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Тема женского счастья  часто привлекала внимание русских классиков. К этой теме обращались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов,  И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Г. Чернышевский и многие другие. В нашем сочинении мы остановились на двух произведениях: драме «Гроза»  А.Н. Островского и   поэме «Кому на Руси жить хорошо».
В этих произведениях присутствует несколько женских образов. Однако наибольшее внимание и значение для раскрытия нашей темы представляют собой две героини: Катерина Кабанова и Матрена Тимофеевна Корчагина.
Есть на Руси девушки, приходящие  в этот мир Христовыми невестами, с необыкновенно чистой, любящей и целомудренной душой; их путь лежит в монастыри, в скиты, им даровано нести радость, надежду и утешение. Живут они в ладу с миром, с собою, с людьми — ясно, хорошо и чисто. Таково было предназначение Катерины. Героиня также жила до  замужества. Кто знает, что заставило ее решиться изменить  свою судьбу, пойти вопреки Божьей воле, выйдя замуж.
Но как же после этого затосковала, заметалась ее душа, ничто стало ей не мило, только и осталось поминание о той далекой и неправдоподобно прекрасной жизни, когда сердце всякий Божий день ликовало и радовалось. С каким упоением и восторгом рассказывает она Варваре: «Встану я, бывало, рано: коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, - у нас полон дом был странниц и богомолок. Придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют... И до смерти я любила в церковь ходить! Помню, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня: что со мной делается? А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают  и поют.
Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут... А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, и сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипа-сом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на разах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь когда снится, да редко, да и не то».
Как же Катерине не мучиться, как не тосковать об утраченном блаженстве! Ее душа в иные миры уносилась, ей то открыто было, что другим людям во всю их жизнь неведомо и невидимо остается. Вся ее жизнь до замужества чистой и радостной молитвой была, не словами - сердцем читаемой.
Бесконечной любовью к Богу, к людям, к солнышку, к цветам светилось все ее существо.  И порою такой необыкновенный восторг, такое счастье ее переполняли, что казалось, и впрямь еще мгновение — и она полетит.
Утратив свое истинное счастье, Катерина попыталась найти его в своем новом положении – положении замужней женщины. Выйдя замуж, она пыталась  найти свое счастье в любви и преданности своему мужу Тихону Кабанову. И муж Тихон готов любить свою жену. Однако, в этом доме «все как будто из-под неволи». Но муж, не имея власти в семье как единственный мужчина, не может  реализовать своей любви к жене. «…с этой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а ая все-таки мужчина, - всю жизнь так жить, как ты видишь, так убежишь и от жены…», - говорит Тихон, уезжая. Поэтому оба эти человека несчастны в своей семейной жизни. Любовь  к мужу как «часть» женского счастья в судьбе Екатерины не может быть реализована.
Новая надежда обрести свое женское счастье у Катерины появляется, когда она встречает Бориса.
Только Борис, такой непохожий на всех прочих, добрый, мягкий и всею душой к ней, Катерине, тянущийся. Но разве себя обманешь, она чувствует, что и здесь ложь и в его чувстве не найти ей счастья, оттого так долго не решается она взять ключ от калитки; сердцем чует: не ждать ей от этого греха радости, но и терпеть эту муку сил нет. Не любовь, а обреченность толкает  Катерину к Борису; не может он дать ей счастья, да она его у него и не ищет. Какое уж тут счастье, если мужу изменила клятвою, данною в церкви, перед  Богом поступилась.  Борис ей не дал того счастья, на которое она надеялась. Он такой же несвободный, к тому же и безвольный человек, зависящий от обстоятельств своей жизни.
Таким образом, Катерина понимала свое женское счастье как любовь,  свободную, но чистую, искреннюю, независящую от воли и власти других.
Катерина не нашла своего женского счастья в этом мире. У нее не  остается выбора. Один путь — в Волгу.
И верилось ей в последние минуты, что смерть — это избавление от духовной кабалы, в которую она же себя и заточила, возвращение к той светлой радости, к тому покою, счастью,  каким когда-то жила душа. В могиле для нее лучше. «Под деревцем могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождиком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется. Опять жить?.. Умереть бы теперь... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!».
Для героини Некрасова Матрены Тимофеевны счастье также непосредственно связано со свободой.
Образ Матрены Тимофеевны — величайшая удача автора. Это первый в русской литературе образ крестьянки, показывающий с исчерпывающей полнотой красоту ее обаятельных черт характера. Уродство социальной жизни создало для женщин трагические условия, но никакие жестокости, никакой произвол «сильных мира сего» не в состоянии были лишить Матрену Тимофеевну вольнолюбивых желаний и способности к борьбе.
Некрасов и раньше в своем творчестве обращался к изображению русской женщины. Образ матери поэта вдохновил его, в частности, на создание ряда лирических и эпических произведений. Он воспел, например, в стихотворении «Родина» трагедию женщины, которая: «Навеки отдана угрюмому невежде — тебя пугала мысль восстать против судьбы, ты жребий свой несла в молчании рабы».
Образ страдалицы-матери встает перед читателем в чудесной поэме «Орина, мать солдатская». Через год (т. е. в 1863 г.), одновременно с началом работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов начал писать поэму «Мороз, Красный нос», посвятив ее своей сестре А. А. Буткевич. Образ крестьянки Дарьи дается в контрастном освещении потенциальных возможностей героини и реальной действительности, которая «замораживает» эти возможности.
Поэт обратился к образу женщины-труженицы, оскорбленной циничным к себе отношением. Героиня Некрасова живет в суровых условиях, она борется, страдает, надеется, ищет — и за все расплачивается дорогой ценой. Она показана в детские, юношеские годы. Подробно изображается ее  жизнь в замужестве. Героиня раскрывается в семье и в общественной жизни. Ее мир чувств, интересов огромен, широк, сложен. Красота характера выступает рельефно и  ярко. Это — красота труженицы.
У Матрены Тимофеевны было все для большого счастья. Ее природные дарования развивались в условиях дружной семьи. Она была счастлива, выходя замуж по любви. Решительность и мужество обеспечили успех в хлопотах об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Она была счастлива богатством своих материнских чувств. Вот немногие примеры ее женского счастья.
Зато безгранично море страдания. Крепостные условия жизни преследовали во всем Матрену Тимофеевну. Напряженный труд с раннего детства — обычное явление. А вот подневольное положение в семье мужа - ад («В работу муж отправился, молчать, терпеть советовал: не плюй на раскаленное железо — зашипит!»). «Шипели» и жгли своей ненавистью свекровь, свекор, золовки.
Типичность подобного положения невесток подчеркивается Некрасовым с помощью широкого использования народных песен и причитаний. Веками складывались грустные песни о женской доле. Песни-причитания отражают характернейшие черты народной жизни. Поэтому поет их Матрена Тимофеевна и хором подпевают странники (они тоже знают эти песни).
Основной мотив женских песен — мотив воли как обязательное условие счастья. Красота в отношениях Матрены Тимофеевны и ее мужа Филиппа (особенно ярко выраженная в песне «На горе стоит елочка») осложняется необходимостью уходить мужу-печнику на работу в города и оскорбляется волокитством управляющего Ситникова. Некрасов обращает внимание на устойчивость моральной красоты Матрены Тимофеевны. Она многим рискует, прогоняя от себя «бесстыдника». Расчетливая свекровь «вытаскивала» ее из сарая, риги, куда невестка пряталась от управляющего, и предупреждала: «Не шути с огнем!».
Защитить свое достоинство перед лицом «самовластительных злодеев» — похотливых дворян — подвиг, требующий моральной красоты и стойкости характера. И то и другое в достаточном количестве было у Матрены.
Нужна богатырская сила, чтобы преодолеть последствия, вызванные пожарами, неурожаями, падежом скота. Матрена Тимофеевна не «надломилась» под тяжестью хозяйственных забот. Угроза нищеты не затуманила ее сознания.
Для Матрены Тимофеевны ее женское счастье неразделимо с понятием  «воля», что подчеркивается автором в конце части «Крестьянка» в легенде о потерянных ключах («Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки, заброшены, потеряны у бога самого!»). Бывалая старушка рассказывала, что многие сподвижники искали заветные «ключи» от счастья народного. Матрена Тимофеевна слышала, что какие-то ключи уже найдены. Частичное улучшение положения крестьян в связи с освобождением характеризуется как результат подбора ключей, которые «пришлись к рабам-невольникам: темницы растворилися, по миру вздох прошел, такой ли громкий, радостный!.. А к нашей женской волюшке все нет и нет ключей!».
Если ключи от женского счастья проглочены рыбой, а «в каких морях та рыбина гуляет - бог забыл!», значит, женщине не от кого ждать себе освобождения.
Матрена Тимофеевна одновременно считает, что среди крестьянских женщин нет счастливых: «Не дело - между бабами счастливую искать».
Но как и Катерина Кабанова, героиня поэмы Некрасова не может жить без счастья, которое обязательно для нее связано с волей. Для нее характерно желание самой добиться счастья и воли.
Четыре года она безропотно служила свекрови, свекру пьяному, «золовушке бракованной снимала сапоги», жила по-божески, как  «учила нас угодница», и даже по средам и пятницам не кормила грудью голодных сынков. Но потом, узнав, что и бог забыл, где находятся ключи от женского счастья, пережив разного вида страдания, она отказалась от примирения. Она борется за своё счастье.
Счастье русской женщины всегда было связано с  глубоким с волей и с любовью к  семье, к детям, к мужу. Она своей любовью спасала и себя, и своих родных: мужа, детей, даря им всю теплоту и нежность своей целомудренной и прекрасной души.

(9.5 KiB, 15 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!