Технология работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями

17 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Программа реабилитации это система мероприятий, разви­вающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабаты­вается командой специалистов (состоящей из врача, социально­го работника, педагога, психолога) вместе с родителями.

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, вклю­чение, участие, обучение, партнерство эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий спе­циалистов по социальной работе и родителей.

Работая с родителями, необходимо учитывать разнообразие семейных стилей и стратегий.,Даже супруги могут весьма отли­чаться друг от друга своими установками и ожиданиями. Поэтому то, что оказалось удачным в работе с одной семьей, совсем не­обязательно будет способствовать успешному партнерству с дру­гой. Кроме того, не следует ожидать от семей одних и тех же, уни­формных эмоциональных реакций или поведения, одинакового отношения к проблемам. Нужно быть готовым слушать, наблю­дать и достигать компромисса.

Можно наметить пять тактик работы с родителями в зависи­мости от того, как взаимодействует социальный работник с од­ной семьей или с группой родителей напрямую'или опосредо­ванно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника.

Рассмотрим эти тактики.

1. Непосредственная работа с конкретной семьей:

социальный работник (или другой специалист) наносит ви­зит семье и в ходе его:

обращает внимание на внешнее состояние и окружение дома, подъезда, квартиры;

старается увидеться не только с матерью, но и с отцом, дру­гими детьми и взрослыми членами семьи;

интервьюирует родителей о потребностях, проблемах и ре­сурсах;

интересуется внешкольными занятиями ребенка (если тот достиг школьного возраста);

отвечает на вопросы родителей;

наблюдает за тем, как в семье обращаются с ребенком, обу­чают и развивают его;

демонстрирует стратегии поведения, обучения, решения проблем;

родители наносят визит социальному работнику (или другим специалистам) и в ходе его:

наблюдают, как специалист обращается с ребенком (напри­мер, присутствуют в классе или на приеме, во время тестирования);

специалисты отвечают на вопросы родителей, объясняют, обсуждают информацию;

специалисты наблюдают, как родители обращаются с ре­бенком;

специалист снимает на видеопленку общение родителей с ре­бенком, затем анализирует результаты;

демонстрирует родителям видеофильм, чтобы обсудить и проанализировать увиденное вместе;

социальный работник:

организует консультацию с представителями других служб, если это необходимо ему для лучшего понимания и решения про­блем или если это может помочь семье (например, консультацию с представителями службы миграции);

предлагает родителям заполнить карты и схемы, вопросни­ки по развитию ребенка, затем сравнивает их результаты со свои­ми ответами;

приглашает родителей посетить заседания комиссии (или сессии команды специалистов), обсуждающей вопросы, которые касаются их ребенка;

самостоятельно или с участием других специалистов помо­гает родителям выбрать книги, игрушки, специальное учебное обо­рудование для дома;

организует собрания, чтобы оценить развитие ребенка в свя­зи с ходом выполнения реабилитационного плана;

предоставляет родителям письменный отчет результатов те­стирования или оценивания;

передает родителям письменное заключение с рекоменда­циями занятий на дому;

обсуждает с родителями имеющиеся у него материалы, ко­торые касаются их ребенка и хранятся в папке;

приглашает родителей в класс, где проводятся занятия, при­влекает их к участию в проведении занятий;

организует для родителей встречу со студентами-практи­кантами или сотрудниками службы, чтобы родители поделились своим опытом и высказали мнение о предоставляемых услугах.

2. Опосредованная работа с конкретной семьей предусматрива­ет следующее:

запись информации и комментариев родителями и специа­листами в специальном дневнике (например, каждую неделю);

анализ записей в домашнем дневнике наблюдений при встре­че со специалистом;

представление в отчетах (например, раз в полгода) резуль­татов реабилитации;

письменные извещения, информация для родителей, орга­низованные социальным работником с участием других специа­листов;

контакты по телефону;

выдача родителям в библиотеке книг (или в видеотеке филь­мов) по рекомендации специалиста;

выдача родителям на дом специальных игр или учебных по­собий;

заполнение родителями вопросников, карт или схем разви­тия способностей ребенка;

проведение родителями на дому игр и занятий;

занятия в выходные дни, предоставление информации о воз­можностях отдыха;

предоставление родителям возможности знакомиться с со­держанием папки материалов, касающихся их ребенка;

выдача родителям на дом текстов, выученных на занятиях в реабилитационном центре песен, стихов, перечня упражнений;

перечисление телепрограмм, которые целесообразно смот­реть родителям вместе с детьми.

3. Непосредственная работа с группой родителей предусматри­вает следующее:

встречи с родителями в офисе социального учреждения или в комнате для занятий, обмен информацией, отчет о ходе реаби­литации и успехах ребенка, обсуждение планов на будущее;

выступление на встрече родителей и ответы на их вопросы;

организация семинара для родителей: выступления, бесе­ды, ролевые игры, последующие практические занятия на дому;

организация специального курса для родителей по той или иной тематике;

показ слайдов или видеопрограмм о занятиях детей, объяс­нение их цели и смысла;

организация открытого урока или занятия со специалистом;

открытый день или вечер в реабилитационном центре;

организация совместных мероприятий (отдых, представле­ния) с родителями и специалистами, ассоциации родителей и спе­циалистов;

привлечение родителей к подготовке и проведению особых мероприятий праздников, фестивалей;

помощь родителям в организации групповых экскурсий для детей (в зоопарк, на ипподром, спортивные состязания и т. д.);

интервьюирование родителей об их отношении к услугам и дальнейших ожиданиях.

4. Опосредованная работа с группой родителей предусматривает следующее:

предоставление родителям информационных проспектов услуг, сведений о квалификации персонала, расписании работы специалистов, содержании занятий;

рассылка информационного буклета о том, как, на каких ус­ловиях и в каких случаях следует обращаться к конкретным специ­алистам;

подготовка информационного бюллетеня и его регулярная рассылка;

организация выставки книг или игрового материала в ме­тодическом кабинете или уголке для родителей;

подготовка письменных предложений по домашним заня­тиям или готовящимся мероприятиям, возможностям отдыха;

подготовка буклета, объясняющего процедуры тестирова­ния, оценивания, проверки хода выполнения реабилитационно­го плана, интерпретации результатов;

выдача родителям книг или копирование для них нужных фрагментов;

рассылка или передача вопросников для выяснения по­требностей и мнения родителей об услугах;

подготовка видеопрограммы для родителей;

организация стенда или доски объявлений в комнате, в ко­торой родители ожидают детей;

составление статей для местных журналов или газет, предо­ставление родителям вырезок из журналов и газет;

подготовка учебного пособия или руководства для родителей. 5. Развитие контактов между семьями предназначено для того, чтобы:

способствовать развитию сети нянь среди группы родителей;

организовать посещение опытным родителем семьи, в ко­торой родился ребенок, требующий реабилитационных услуг;

помочь организовать ассоциацию или группу самопомощи родителей;

участвовать в регулярных встречах родителей на дому или в специальном месте;

привлекать отцов к починке или наладке оборудования;

добиваться того, чтобы родители были представлены в ко­миссиях или советах школ и реабилитационных центров;

добиваться того, чтобы родители защищали свои права, были вовлечены в работу общественных организаций, оказывающих влияние на развитие законодательства и порядка предоставле­ния услуг, на принятие решений психолого-медико-педагогиче­ской комиссией;

помогать родителям организовать клубы по интересам и ме­роприятия для детей.

Некоторые аспекты работы с семьей ребенка, имеющего огра­ниченные возможности, требуют особого внимания. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с мате­рью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. Посылая письменные пожелания, желательно обращаться лично не толь­ко к матери, но и к отцу или к обоим родителям. Некоторым от­цам легче говорить о своих переживаниях с мужчиной (тем не менее не секрет, что повсюду в мире считается, что социальная работа это прерогатива женщин). Очень полезно предостав­лять письменную информацию, чтобы отцы, не сумевшие прий­ти на встречу с социальными работниками, были в курсе дел, так же как и матери. Следует морально поощрять участие отца в реа­билитации ребенка.

Все это будет способствовать развитию ребенка и повышать мотивацию родителей к сотрудничеству.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!