Техники воздействия

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для клиента результате интервью). Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интер­вью, могут быть самые разные. Остановимся на их крат­кой характеристике, используя для этого следующую таблицу:

метод описание метода функция метода во время беседы
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимают психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая пос­ледовательность объясняет клиенту логичес­кие последствия его мышле­ния и поведения: «Если, то...» дает клиенту точку отсчета для понимания своих пере­живаний и действий, позво­ляет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаше всего используется в комби­нации с выводами и резю­мирующими высказывани­ями клиента проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе бе­седы. Подводится итог того, что сказал психолог. Приз­вано помочь клиенту пере­нести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы «Кто?» — факты, «Как?» — чувства. «Почему?» — при­чина, «Можно ли?» — общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу «пи», отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сути слов клиента и его мыслей с ис­пользованием его ключевых слов активизирует обсуждение, показывает уровень пони­мания
отражение чувств обращает внимание на эмо­циональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает раскрывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет ос­новные факты и чувства кли­ента полезно повторять периоди­чески во время интервью. Указывает направление

беседы.

Направленное воздействие на клиента осуществляется и следующими приемами: ссылкой на авторитет, апелляцией к литературным источникам,  обращением к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того,  возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для j клиента. Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Если клиент сопротивляется и не реагирует на мягкие формы воздействия (изложены выше), то пси­холог обозначает сопротивление клиента и работает с ним, например, в следующей форме: «Вам трудно при­нять...», «Вам не хочется согласиться...» Это позволяет обозначить ситуацию сопротивле­ния клиента и одновременно отказаться психологу от сильного стремления переориентировать клиента, по­казать стремление психолога признать за клиентом не­которую правоту. Это утяжеление воздействия со стремлением смяг­чить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о чело­веке, позитивную информацию самому человеку со­здать трудно, так как он часто просто ничего приду­мать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения. Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о кото­рых он не думал. Позитивное обсуждение может быть не очень чет­ким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздей­ствия закончена.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!