Театральное искусство Китая

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Китай унаследовал одну из старейших и богатейших в мире театральных традиций. Его театральное искусство включает в себя более 300 традиционных жанров («китайская опера»), распростра­ненных, как правило, в какой-либо конкретной местности, свыше 60 видов теневого и Кукольного театров, новую («разговорную») драму, европейскую оперу и танцевальную драму (балет).

Наибольшей популярностью в Китае пользуется традиционная опера. К ее разновидностям, снискавшим общенациональную по­пулярность, относятся цзинцзюй (пекинская опера), пинцзюй (хэбэй-ская опера), юэцзюй (шаосинская опера), юйцзюй (хэнаньская опера), юэцзюй (гуандунская опера). Наиболее известной из них является пекинская опера, история которой насчитывает более 200 лет.

Пекинская опера базируется на традициях аньхуэйской оперы и репертуаре, музыке и исполнительской технике куньской и цин-цянской опер, а также фольклоре. Персонажей пекинской оперы отличает своеобразный грим, который символизирует характер ге­роев.

В пекинской опере существует четыре основные роли: мужская («шэн»), женская («дань»), «маска» («цзин») и «клоун» («чоу»), кото­рые в свою очередь 'подразделяются на категории в зависимости от возраста и профессии персонажа. В частности, «шэн» исполняется в ипостасях молодого человека, старика и специалиста по боевым искусствам; «дань» - юной девушки, женщины средних лет и ста­рухи; «цзин» всегда представляет собой честного и открытого пер­сонажа с ярко раскрашенным лицом; «чоу» бывает как положи­тельным, так и отрицательным персонажем. Его легко отличить по белой полоске на носу.

В пекинской опере все - игра, пение, грим - в значительной степени формализовано. Накладываемый на лица актеров грим, например, берет свое начало в масках, использовавшихся актерами в операх времен'династий Тан, Сун и Юань. Грим дает зрителю представление об основных чертах характера персонажа оперы.

В ходе представления используется пение, речитатив, элементы акробатики и боевых искусств. Поскольку на сцене практически отсутствует театральный реквизит, постольку для изображения та­ких действий, как открывание двери, скачка на коне и гребля, применяется условная жестикуляция. Действие не ограничено ни во времени, ни в пространстве; широко используются условности.

Наибольшим успехом пользуются такие постановки в жанре пекинской оперы, как «Тройная развилка», «Переполох в Небесном дворце», «Осенняя река», «Легенда о белой змее», «Пьяная красот­ка», «Император Цао Цао и ученый Ян Сюй».

В годы «культурной революции» театр в значительной степени разделил судьбу литературы. В качестве эталонов «нового искусства» официальная пропаганда выдвинута «образцовые революционные спектакли», практически полностью основанные на материале пе­риода освободительной борьбы. Первоначально в их число входило пять спектаклей пекинской оперы («Красный фонарь», «Захват горы Вэйху» и др.) и два балета («Седая девушка» и «Красный женский отряд»), позднее было добавлено еще три.

С начала XX в. в Китае развивается и современная драма. Хорошо известны спектакли «Цюй Юань», «Гроза», «Канава Дра­кона», «Цай Вэньцзи» и др. В репертуаре китайских театров в последние годы фигурируют такие пьесы, как «Переулок Гала», «Дух эпохи Весны и Осени», «Кун Фаньсэнь», «Мужской визитер в женской роте», «А здесь сплошная зелень» и др.

Новым видом театрального искусства стал в Китае балет, кото­рый, тем не менее, имеет глубокие исторические корни в народном танцевальном искусстве (см. ниже). С начала 50-х до середины 60-х гг. был создан целый ряд балетных спектаклей на исторические и современные темы, а в 80-х годы было уже осуществлено свыше 100 новых постановок. Одна из наиболее известных - балет «Цветы на Шелковом пути», повествующий о дружбе китайского народа эпохи династии Тан с народами других стран. Изящная хореография и тонкий рисунок танцев в сочетании с оригинальностью костюмов тонко передают эмоциональный настрой исторических сцен путе­шествия по древнему «Шелковому пути». Балеты «Чан Э летит на луну», «Лян Шаньбо и Чжу Интай» и другие, поставленные по мотивам мифических преданий Китая, как правило, идут с аншла­гом. Среди спектаклей последних лет - «Заброшенная земля», «Снежинка», «Роман на реке Миньцзян», «Принцесса Елань» и другие.

В 50-е гг. на китайскую сцену проник европейский балет. Наряду с классическим русским и западноевропейским репертуаром были поставлены и современные западноевропейские балетные спектак­ли. Под влиянием коллег из Западной Европы и США китайские балетмейстеры стали формировать собственный стиль. Начиная с 1979 г. были созданы многоактные балеты по мотивам выдающихся литературных произведений Лу Синя, Ба Цзиня, Цао Юя и Го Можо «Моление о счастье», «Семья», «Гроза», «Печень павлина», а также «Девочка со спичками» по мотивам сказки Х.К. Андерсена. Сейчас уже можно говорить о появлении в Китае нового поколения арти­стов балета, искусно использующих в своих выступлениях как западноевропейский опыт, так собственные национальные тради­ции. На престижных международных конкурсах они многократно удостаивались высших наград.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!