Театр и кинематограф стран Ближнего и Среднего Востока

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В большинстве стран региона театр был известен еще с доисламских времен.

Например, в Иране существовали базигер (театр средневековых жонглеров или скоморохов), пантомима, теневой и кукольный театры, театр масок, а также театрализованные обрядовые действия (седа).

Среди шиитов распространена религиозная мистерия - таазие (перс. «оплакивание»), посвященная памяти внука пророка Мухам-мада Хусейна, погибшего 10 октября 680 года под Кербелой (Ирак) от рук предателя. В этой мистерии соединены декламация - про­поведь муллы, хор мальчиков, выход актеров, подвергающих себя избиениям во славу героя, затем следует собственно представление со сценами из жизни и гибели имама Хусейна. Все действо отлича­ется большой эмоциональностью и экзальтацией зрителей. ,- До 1930 годов в Иране существовали бродячие актеры, а женские роли исполняли мужчины.

Вместе с тем с конца XIX века развивается театр современного типа (сначала в качестве придворного), постепенно вытесняя тра­диционные его виды.

В арабских странах и в Турции традиционные театральные жанры были представлены в основном театром теней (так называ­емый «Карагез»), бродячими актерами, сочетавшими элементы циркового, эстрадного и собственно театрального искусства. Боль­шой любовью пользовалось исполнение рассказчиками - маддаха-ми рыцарских и эпических циклов: сам рассказчик обычно выступал в сопровождении помощника, который аккомпанировал ему на музыкальном инструменте, вставлял реплики и другими способами составлял общее настроение для занимательного повествования. .

Со времен египетской экспедиции Наполеона (1798-1801) в этой стране распространяется современный театр, первоначально преимущественного любительского типа.

В наше время театр стран региона в общем ориентируется на мировые образцы. Ставятся спектакли как иностранных, так и местных авторов. Национальные особенности сказываются главным образом в отборе репертуара, в манере игры. В ряде стран, например, арабских, время от времени вспыхивает дискуссия, какой язык должен использоваться в спектаклях - классический общеарабский или его местные диалекты. Как правило, предпочтение отдается использованию диалекта в том случае, когда нужно показать какую-то характерную особенность данного персонажа.

Самым старым кинематографом в странах реги­она является египетский. Первые документальные ленты были сняты здесь местными европейцами еще в 1897 году, а через двадцать лет была освоена съемка игровых фильмов. Их производство скоро было поставлено на поток, и в настоящее время египетские фильмы широко расходятся как в арабских странах, так и за пределами исламского мира. На Востоке они не менее популярны, чем индий­ские. Обычно это фильмы на темы из истории стран ислама, борьбы за независимость, музыкальные (с популярными исполнителями, такими, как певица Умм Кульсум) или мелодрамы. В 1960-х годах в них сильно ощущались социальные мотивы. Некоторые египет­ские картины шли в советском прокате («Снова живой», «Люди на Ниле» -оба известного режиссера Юсефа Шахина).

В Иране первый игровой фильм был снят лишь в 1930 году. Однако уже в середине XX века иранская кинопродукция была довольно обширной с излюбленными сюжетами на исторические, мифологические, музыкальной темы, были популярны мелодрамы, а также религиозно-дидактические произведения. После «ислам­ской революции» 1979 года иранское кино потеряло известность за пределами страны, однако, по оценке кинокритиков, на междуна­родных кинофестивалях оно не остается незамеченным благодаря тонкому психологизму и гуманизму, нередко с налетом суфизма. В отличие от индийского, оно не стало «восточным», в нем сильны влияния итальянского неореализма, большим авторитетом пользу­ется творчество А. Тарковского. Большое внимание кинематографу уделяется со стороны руководства страной, которое считает, что он должен способствовать формированию нравственной личности и борьбе с пороками общества.

В Турции первые документальные и видовые киноленты были сняты в 1914 году. Художественное кино сравнительно мало изве­стно за пределами страны. Однако в связи с проводимой Анкарой политикой развития связей с тюркскими государствами расширил­ся и круг их проката.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!