Татаро-монгольское иго на Руси

9 Янв 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Можно выделить следующие причины победы татаро-монгольских войск:

1. Неравномерность темпов исторического развития. Распавшаяся на отдельные уделы Русь противостояла единой раннефеодальной монгольской державе.

2. Произошло столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации феодального общества; оседло-земледельческой, ориентированной на методическое и постоянное извлечение прибавочного продукта с помощью средств, которые не разрушают, а укрепляют производительные силы общества, и кочевой, ориентированной на присвоение прибавочного продукта путем военного грабежа, усугубленного традицией ведения степной войны с полным истреблением потенциальных мстителей и безжалостным разрушением городов как главной опасности. Реализация этой доктрины, основанной на жесточайшем насилии, вела к уничтожению культурных достижений оседлых народов, паразитическому расхищению плодов цивилизации,

3. Высокое военное мастерство монголо-татар, основанное на патриархальной дисциплине, а также эффекте неожиданности и быстроты, способности сосредоточить в нужном месте ударный кулак и обеспечить численный (10-30-кратный) перевес, активном использовании методов ведения войны других народов.

После завоевания Русь стала «улусом» татарского хана, Его власть не отменяла и не заменяла власти русских князей, Последние должны были признать над собой верховную власть хана и тогда получали от него подтверждение своих владельческих прав. Следствием этого стало ослабление демократических или вечевых элементов в северо-восточной Руси, усиление власти русских князей над населением своих земель, ибо она теперь опиралась на внешнюю силу татарского хана. Тем самым нашествие татар впервые познакомило русские княжества с властью, с которой нельзя было входить в соглашение, но которой надо было полностью подчиняться.

За исключением духовенства все население покоренных земель было переписано и обложено тяжелой данью. Ее сбор осуществляли татарские чиновники-баскаки или «бессерменские» купцы, получившие сбор дани на откуп. Тяжесть татарской дани, произвол и поборы во время ее сбора приводили в XIII в. к неоднократным восстаниям в русских землях.

Татары относились с полной веротерпимостью ко всем народам. Русские митрополиты получали от ханов льготные грамоты, которые обеспечивали права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного имущества. Церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство Руси, являлась могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения.

Влияние татар на русскую культуру было невелико. Во-первых, русской культурной силой оставалась православная церковь, во-вторых, русское население не входило в близкие контакты со своими завоевателями, тем более, что только в первые десятилетия своей власти татары держали на Руси своих баскаков и военные гарнизоны.

Монголо-татарское завоевание привело к географическому и политическому отделению Руси от Европы, создало между ними стену взаимного непонимания и отчуждения, своего рода «железный занавес». Монголо-татарское господство на Руси трактуется неоднозначно. Согласно традиционной точке зрения на Руси установилось тяжелейшее иго, когда покоренные территории держались в повиновении как экономическими средствами в виде обильных даней и «выходов», так и военной силой (только в последней четверти ХШ в. на Русь было совершено 15 военных набегов ордынских ханов). Этот термин не совсем точен. Власть Орды создавала серьезные проблемы для русского общества и уродливо деформировала многие государственные институты. Однако взаимоотношения Руси и Орды были не только враждебными, не сводились лишь к военному противоборству. Вынужденная изоляция от христианского Запада способствовала усилению самобытности русской культуры. Кроме того, нельзя назвать бесполезным и опыт навязанного сосуществования с иноверцами.

Иной позиции придерживается Л. Н. Гумилев. Он считает, что в 1251 г. князь Александр Невский заключил военно-политический союз с Ордой, который стал основой их взаимоотношений и позволил русским князьям сохранить большую свободу действий, уплату дани Орде осуществлять в обмен на военную помощь монголов, благодаря которой во 2-й пол. XIII в. сохранили свою независимость Новгород, Псков, Смоленск. В свою очередь русские тоже оказывали военную помощь татарам.

Союз с татарами был выгоден для Руси и с точки зрения установления внутреннего порядка. В случае возникновения княжеских усобиц на Русь присылался Сарский епископ (с 1261 г. в Сарае открывается представительство православного епископа, который считался выразителем интересов Руси при дворе татарского хана) и татарский бек (обязательно христианин). В целом, союз с Ордой во 2-й пол, XIII в. принес на северо-восток Руси покой и твердый порядок.

Кроме того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Это, как считает Гумилев, говорит о том, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, которая выплачивала некоторый налог на содержание необходимого ей войска.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!