Понятие и задачи SWOT-анализа в процессе принятия управленческих решений

28 Дек 2013 | Автор: | Комментариев нет »

Процесс принятия управленцем грамотного решения в условиях неопределенности внешней среды являет собой осознанный выбор из ряда альтернативных действий, которые могут не только сократить, но и увеличить разрыв между реальным и желательным положением организации. Указанный процесс состоит из множества различных элементов, однако в обязательном порядке он будет включать в себя осознание проблемы, обозначение цели, поиск альтернативы и выработку управленческого решения, то есть осознанный выбор альтернативы.
Одним из этапов разработки и принятия руководителем управленческих  решений является SWOT -анализ. Данный анализ зачастую лежит в основе процесса планирования всех сфер деятельности организации, поскольку готовый  план является перечнем решений по распределению ресурсов, их использованию для достижения поставленных перед организацией целей.
Управленческое решение рассматривается в трудах В.Б. Зубика, И.В. Петровой, В.Н.Цыгичко, Дж.Лафты, В.А. Абчука, М.Х. Мескона, В.В. Глухова, П. Друкера, А.И. Ильина и А.Н. Козина. В исследованиях указанных авторов процесс принятия решений трактуется в качестве последовательности процедур, имеющих между собой прямые и обратные информационные потоки. Однако внимание процессу проведения SWOT-анализа указанные исследователи практически не уделяли.
Управленческое звено любой организации обязано обладать навыками составления прогнозов деятельности организации в будущем. Руководитель должен уметь не только верно оценивать финансовое состояние своей организации, но и отслеживать деятельность своих прямых и косвенных конкурентов, выявлять существующие проблемы в их деятельности, предугадывать ошибки и успехи. Как отмечает абсолютное большинство исследователей, исследование финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, основываясь исключительно на финансовой отчетности проводить бессмысленно. Такой псевдо анализ будет отражать только существующую структуру финансовых источников, наличие/отсутствие имущества и финансовые показатели деятельности за отчетный период времени. Поэтому, чтобы разработать грамотный и достоверный прогноз на определенный период, необходимо выделить и изучить не только внутренние показатели деятельности организации, но и параметры, влияющие со стороны окружающей среды. И только на основе такого обширного многофакторного анализа, руководство предприятия сможет принять решение учитывающее специфику производства, мгновенно меняющиеся условия рынка,  что, в конечном итоге, будет способствовать своевременному реагированию предприятия на вызовы внешней среды.
Метод SWOT-анализа был разработан в 60-е годы ХХ века для менеджеров-практиков США и Европы, не содержит каких-либо значительных экономических вычислений и финансового анализа, поэтому может быть адаптирован и применен практически во всех сферах предпринимательской, культурной, социальной и других видах деятельности. Важно и то, что вне зависимости от территориального распределения организации данный вид управленческого анализа можно проводить как для всей организации, так и для каких-либо ее частей, филиалов, структурных подразделений.
В то же время, некоторые исследователи-практики отмечают, что для крупных производственных корпораций, холдингов результаты SWOT-анализа не будут нести в себе сколь-либо полезной информации, управленческая ценность такого исследования будет снижена. На это можно возразить, что высшее руководство не принимает мелких, незначительных решений, а функционирует на стратегическом уровне предприятия, соответственно именно оно и нуждается в получении обобщенных очертаниях деятельности корпорации.
Ссоглашусь, что для принятия грамотного управленческого решения в конкретной ситуации, на тактическом уровне SWOT-матрицу необходимо как можно сильнее сфокусировать на конкретной проблеме - продукте, подразделении, свойстве продукции, основном конкуренте, группе потребителей продукции, поставщике и т.д., поэтому для каждого нового введенного в анализ показателя должна разрабатываться отдельная матрица. Только в этом случае лицу, принимающему решение будет достаточно фактов для выбора альтернативы.
SWOT-анализ это не что иное, как аббревиатура, состоящая из первых букв четырех английский слов, обозначающих анализируемые стороны деятельности предприятия: Strengths,  Weaknesses,  Opportunities,  Threats. На русский язык данные категории переводятся как: сильные стороны - то есть любые преимущества организации; слабые стороны - недостатки в деятельности предприятия; возможности - особенности внешней среды организации, предоставляющие ей какие-либо преимущества в этой среде; угрозы - это те факторы, которые могут снизить эффективность деятельности организации.
Как правило, SWOT-анализ осуществляется с целью формирования четкого представления о той ситуации, в которую организация попала, за счет чего предприятие функционирует, какую долю оно может занять в той или иной сфере рынка, какие факторы могут обеспечить поступление необходимых финансовых средств. Таким образом, важнейшей целью SWOT-анализа является разработка и выбор единственно верной стратегии поведения предприятия во внешней среде, которая бы позволила минимизировать проблемы и максимизировать прибыль. Помимо всего прочего, современные организации часто проводят SWOT-анализ для достижения следующих целей:
 определение кадрового потенциала организации;
 определение производственного потенциала предприятия;
 оценка целесообразности осуществления инвестиций в проект;
 планирование рекламных акций и кампаний;
 определение перспектив деятельности организации;
 определение приоритетных направлений развития организации;
 анализ ближайших конкурентов;
 анализ всего конкурентного окружения и т. д.
Как отмечает М.Х. Мескон, SWOT-анализ - один из наиболее распространенных и эффективных в практике американской и европейской школ менеджмента способов оценки внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на организацию в условиях реального рыночного окружения (монополия, олигополия, монопсония плохо поддаются конкурентному анализу).
В настоящее время SWOT-анализ де факто признан необходимым элементом процесса выбора управленческого решения, он является предварительным этапом составления маркетинговых и рекламных планов, конкурентных стратегий, кадровых решений.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении постоянной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!