Связь социальной педагогики с другими науками

Социальная педагогика представляет ту область педагогического знания, которая непосредственно ка­сается изучения комплексных проблем человека в сре­де. Поэтому социальная педагогика широко использу­ет достижения других наук о человеке: философии, социальной работы, социологии, психологии, этики, этнографии, культурологии, медицины, правоведения, дефектологии.

Философия является методологической основой всех общественных наук. Связь социальной педагоги­ки с философией заключается в том, что философия ставит коренные вопросы человеческого бытия и, пы­таясь дать на них ответы, вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, а со­циальная педагогика, исследуя свои проблемы, исхо­дит из определенного взгляда на человека и его воспи­тание. В основе этого взгляда можно обнаружить те или иные философские основания. Особенно важна связь социальной педагогики с социальной работой. Как наука, социальная работа представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфичес­кой социальной деятельности.

Современная психология как одна из наук о соци­альном знании представляет собой сложное структур­ное образование. Важным для социальной педагогики является учет не только общих особенностей человеческой психики, но и ее специфики и зависимости от конкретных условий социальной ситуации развития, жизни и деятельности, профессии, возраста, статуса в системе межличност­ных отношений в конкретной группе, позиций и диспо­зиций, типологических особенностей, социально-пси­хологической адаптации и т. д. Социальная педагогика в решении своих задач широко использует достижения социальной психологии, позволяющей определить структуру социальных групп, их динамику, различия (городских и сельских жителей, людей физического и умственного труда, семьи, молоде­жи, производственных коллективов), развитие и состо­яние взаимоотношений народов нашей страны и т. п. Это помогает выявить проблемы, которые требуют решения в конкретных условиях быта, деятельности, свободного времени, воспитания в социокультурной среде региона.  Возрастная психология изучает возрастную дина­мику психики человека. Разделами возрастной психо­логии являются: детская психология, психология млад­шего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, пси­хология старости (геронтопсихология). Для успешного развития социальной педагогики необходи­мы знания в области возрастной психологии. Психология общения. Социальному педагогу прихо­дится иметь дело с самыми разнообразными в коммуни­кативном плане людьми.  Важно к каждому из них найти подход, расположить к себе, дать возможность раскрыть душу, впустить посто­роннего человека в свой сокровенный внутренний мир.

Социальная педагогика связана и с такими отрас­лями психологической науки, как психология девиантного поведения, психология семьи, специальная пси­хология и др.

В последние годы особую актуальность приобрета­ет связь социальной педагогики с социологией — нау­кой о закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. С усложнени­ем общества и общественных отношений неизбежно усложняется и процесс социализации развивающейся личности, а интегрирующиеся педагогика и социоло­гия, в свою очередь, объединяются со всеми другими науками, изучающими человека и общество.

Этика анализирует общие законы развития нрав­ственных представлений и отношений, а также регу­лируемые ими формы морального сознания людей и их нравственную деятельность. Социальная педагоги­ка использует и учитывает сформулированные этикой принципы нравственности, определяя цели и ценно­сти воспитания, разрабатывая методы воспитания, ис­следуя проблемы межличностного взаимодействия.

Разрабатывая теорию социального воспитания, необходимо принимать в расчет данные этнографии и этнопсихологии, учитывать этнические особенности при построении системы и особенно в конструировании форм и методов социального воспи­тания. При этом целесообразно аккумулировать сло­жившиеся в этносе и оправдавшие себя адекватные общечеловеческим принципам способы воспитания и использовать их в системе социального воспитания в рамках данного этноса.

Для развития социальной педагогики в последние годы особенно важны данные демографии, которая исследует проблемы народонаселения: рождаемости, смертности, миграции. Без учета и прогнози­рования рождаемости, возрастной структуры и процессов перемещения населения невозможно эффективное решение проблем социальной педагогики.

Социальная педагогика тесно связана с дефекто­логией. Это наука о психофизиологических особенно­стях аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания.

В реальности связь социальной педагогики с други­ми науками весьма различна. Данные социальной пси­хологии и в определенной мере социологии находят в ней применение, хотя далеко не в том объеме, в каком это необходимо для ее плодотворного развития. В то же время этнографические и этнопсихологические данные практически до сих пор остаются невостребованными.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!