Связь философии с другими науками

8 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение         3
1. Философия как наука        4
2. Философия и наука        9
3. Философия и науки и их взаимосвязь      13
Заключение         20
Список литературы        21

Введение

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности.
Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.
В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
В какой-то степени философия стала мировоззренческой основой науки, основой современной цивилизации. В данной контрольной работе мы рассмотрим особенности взаимосвязи философии и других наук.

1. Философия как наука

Вокруг вопроса о том, является ли философия наукой, ведутся споры. Ряд философов отрицают ее принадлежность к миру науки, выдвигая следующие аргументы:
• философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами, наблюдениями, экспериментами, т. е. не удовлетворяют критерию научного знания;
• утверждения философии эмпирически (т. е. в опыте, эксперименте) неопровержимы (как, например, опровергнуть утверждение, что в основе развития природы лежит саморазвитие духа);
• в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами, для нее характерен плюрализм взглядов, и каждый самостоятельный мыслитель создает свою собственную философскую систему.
Выдвигаются и аргументы, провозглашающие ненаучность методов, проблем, языка философии.
Распространена и противоположная позиция, согласно которой философия является наукой. При этом указывается на такие общие с другими науками черты философии, как рационально-понятйная форма познания, логическая доказательность, аксиоматические построения и др. Отвергаются утверждения об эмпирической недоказуемости и неопровержимости философских воззрений, одни из которых опровергаются ходом мировой истории или открытиями естественных наук (например, утверждения ряда философов древности об атоме как первооснове бытия), другие развиваются и обогащаются .
Философы, считающие философию наукой, по-разному определяют ее предмет. Так, в отечественной литературе распространены определения онтологического типа:
• философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, мышления;
• философия - наука о всеобщем в отношении человека и мира;
• философия - это наука о всеобщих началах сущего.
Другой тип определений - антропологического типа. Так, русский философ-экзистенциалист Н. А.Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании .
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.
Староантичное понимание философии тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки - вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний - философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием. Философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.
Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) - это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем .
Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».
На самом же деле философия, подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов .
Становление философии как самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.
Задачи философии не сводятся к решению научно-познавательных задач; философия, представляющая собой теоретический тип мировоззрения, опирается на науку, корректируется и развивается вместе с ней и сама оказывает влияние на развитие науки. Философия и наука - не соперницы. Каждая из них выполняет в культуре свои специфические функции.
Универсальной проблемой философии является проблема взаимоотношения «мир - человек». У нее много обличий: «субъект - объект», «материальное - духовное», «объективное - субъективное» и т.д.
Издавна философы стремились выделить в этой универсальной проблеме главную, так называемый основной вопрос философии. И хотя многие философские школы считают выделение такого вопроса некорректным, надуманным, основной вопрос философии формулируется неоднократно.
В философии России советского периода утвердилось положение, сформулированное Ф. Энгельсом: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» .
Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на фундаментальных фактах человеческой жизни: существуют материальные явления и духовные - сознание, воля, мышление; каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность. «Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного - вопроса об отношении духовного к материальному.
Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на подвопросы или стороны. Ф. Энгельс выделил две стороны: что является первичным, дух или природа, и познаваем ли мир. Современная марксистская философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса подпроблем оценочного и практически-преобразующего отношения духовного к материальному.
По решению вопроса о первичности духовного или материального все философы разделяются на два лагеря: материалисты за первичное принимают нечто материальное (это могут быть натурально-вещественные предметы - дерево, металл, земля и т. д. или абстракция атома, мельчайшей неделимой клеточки мироздания, или абстрактная материя); для идеалистов, наоборот, материальное есть продукт духовного (идеи, знания, воли, абсолютного духа и т.д.). Среди разновидностей материализма - метафизический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм. Среди разновидностей идеализма - объективный, представители которого считают, что духовное существует вне и независимо от сознания человека и природы, и субъективный, представители которого полагают, что предметы, действительность - творение человеческой психики, духовности.
Примером иного подхода к выделению основного вопроса может служить позиция французского мыслителя А. Камю. Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» .
Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н. А. Бердяевым, для которого основная проблема - это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения.
Существовали и существуют и другие подходы к формулировке основного вопроса философии, например как проблемы зла, насилия (П. Рикерт) и др. Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.
1. Проблемы устройства мира, бытия, т.е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?
2. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире; как удостовериться в том, что полученные результаты - истина, а не заблуждение?
3. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и «факты» реальности и т. д.?
4. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности и т. д.?
5. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др.

2. Философия и наука

При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и вненаучного знания.
Первый аспект. По нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «научной логики».
Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, - когда она опирается на систему научного знания .
Второй аспект - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук. Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии.
Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он был философом; но ...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся» .

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!