Свети-Цховели

Кафедрал Свети-Цховели в Мцхета отстроен зодчим Арсакидзе при католикосе Мелхиседеке в начале XI века (закончен в 1029 г.).
Новейшие исследования устанавливают, что на территории Грузии человек жил еще в глубокой древности, в эпоху палеолита. В Западной Грузии, на Черноморском побережье и в других местах найдены следы стоянок пещерного человека (Моцамена, Ргани, Харагоули, Девис-Хврели и др.), его характерный кремневый инвентарь.
Сведения о дохристианской архитектуре (до IV века н. э.) в Грузии носят до сих пор отрывочный характер и не дают картины последовательного ее развития. Только с IV века н. э. можно проследить, на основании сохранившихся памятников, ход развития грузинской архитектуры до наших дней.
Первый, подготовительный период грузинской архитектуры занимает примерно 200 лет от конца IV  до конца VI века. первые памятники этого периода небольшие по размерам, еще не имеют отчетливого характера. Их можно назвать базиликами, т. к.  они не имеют купола, средняя часть у них  повышена, но в целом здания производят впечатление почти квадратных. От  IV в. дошли до наших дней два десятка памятников, из которых большая часть посвящена разработке центрально-купольной темы.
Второй период истории грузинской архитектуры называется классическим. Он начинается на рубеже VI  - VII вв. Мухетского Джавари, церкви Большого креста, храма, исполненного простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Памятники этого периода (Мартвили, Отени, Шуанта, Драида) и хронологически, и художественно, возглавляемые Джвари, отличаются обилием скульптур, то слитых в одну цельную композицию с архитектурной, то носящих характер инкрустаций.
Первый тип -  аналогичный Джвари.
Второй тип -  новые конструктивные приемы организации внутреннего пространства здания. Цроми,
Третий тип -     сложный круглый храм – тетраконк, заключенный в кольцо обходной галереи. (Шинан , пер. пол. VII в.)
Все памятники классического периода построены из тесаного камня, которым облицованы стены и своды снаружи и изнутри. Орнаментированы храмы очень скромно. Из числа конструктивных приемов и элементов особенного внимания заслуживает система перехода от квадрата к кругу купола при посредстве промпов. Барабаны всех куполов храмов древнего периода имели в плане форму восьмигранника снаружи и изнутри. Восьмигранная изнутри форма барабана отлично увязывалась с перемычечной формой  или с тромповой формой, представляющей комбинацию прямой арки (перемычки) с коническим сводом. С переходом барабана от граней изнутри формы к круглой, это было связано с возникшим стремлением к сплошной росписи стен (IX - X вв.), естественным образом возник сферический парус. Он обеспечил увязку круглого барабана с подпружинными арками подкупольного квадрата как отношении формы, так и в смысле конструкции. Мягкие переходы теней, возникавшие в круглом барабане при сферическом парусе, отвечали требованиям зарождающегося «живописного» стиля, получившего полное развитие в архитектуре XI – XIII вв.
Третий период – переходный период от  X в. Он характерен поисками новых форм нашедшими особенно яркое выражение в храмах VIII – IX вв. в Какете. Эти храмы выстроены гораздо проще в отношении материала, чем храма классической эпохи. Стены выведены из колотого булыжника и кирпича, тесаный камень применен  только на углах, притолоках, иногда из камня сделаны карнизные камни и некоторые детали. Как правило, нет ни скульптуры, ни орнаментальной резьбы. Внимание обращено на поиски новой формы (композиция «Квела – Цминда» (Вацнадзиани) – в основу плана положена тема трехцерковной базалики с обходом, но она в корне переработана.
Четвертый период грузинской архитектуры охватывает промежуток времени с X – XV вв. В этот период разрозненные провинции, окрепшие экономически, постепенно объединяются в одну феодальную монархию, достигшую в XII вв. большой политической и военной мощи.
Границы Грузии при этом расширяются. Одновременно Грузия достигает замечательного экономического подъема, нового рассвета культуры и искусств. Это время развитого феодализма со всеми типичными для этой формации чертами. Для этого периода характерно усиление величественности зданий, не только в смысле архитектурного образа, но и в отношении их абсолютных размеров. Получило развитие и декоративное убранство зданий. Широко распространена сплошная роспись всего интерьера храмов. Большая архитектура пользуется исключительно комбинациями купольных форм: памятники с планами простого креста, триконхи, тетраконхи, многоабсидные храмы и т.д. Среди этого многообразия выдвигается новый тип, который лег в основу дальнейшего развития храмовой архитектуры в Грузии, - храм, построенный на вытянутом прямоугольнике. Прямоугольник пересекается перпендикулярными осями, дающими внутри прямоугольника очертания креста. На пересечении осей ставится на четырех свободно стоящих столбах высоко поднятый купол. К квадратному основанию купола, по направлению осей, примыкают в форме рукавов креста высокие части  храма, перекрытые сводами и поверх их двухскатными крышами. Угловые части прямоугольного плана делаются ниже и перекрываются односкатными крышами. Купол покрывается пирамидальной или конической крышей.
Основными представителями этого типа являются три  хронологически следующие друг за другом, величайшие кафедралл грузинского средневековья: Алавердский кафедрал, Кутаисский храм Бограта и Мцхетский Свети-Цховели, созданные на рубеже X – XI вв. В них сложился тот устойчивый образ системы распределения масс и кровель, который известен, как типичный для средневековый грузинской (так же и армянской) архитектуры.
Каждый из этих кафедралов представляет собой здание с единым колоссальным пространством, оформленным в нормах крестовокупольного типа. На этой общей основе в каждом из трех кафедралов проявлено индивидуальное художественное творчество, в котором отразились и вся полнота архитектурного мастерства Грузии, и местные вкусы той части Грузии, где кафедрал возведен. Но для художественного эффекта внутри здания не имеют решающего значения те факты, что Алаверди  триконх состоит как бы из сплошных стен, что в храме Бограта боковые абсиды декоративно отодвинуты и отделены промтами, а в Свете-Цховели рукава прямоугольны. Всюду все формы включены в общую игру смены впечатлений при разных точках зрения, и потому они как бы составляют только  нюансы одного целого.
В средние века роспись церковных стен становится обязательной. Поверхность стен сплошь заполняется фресковой росписью, усиливается впечатление слияния форм  в объединенное внутреннее пространство.  Грандиозность и высота, составляющие основное впечатление интерьера этих кафедралов, столь же мощно выявлены снаружи. Большое внимание уделяется декорам фасада. Устанавливается система аркатур, покрывающих стены фасадов; на восточной стороне, обычно, аркатура соединяются с двумя треугольными нишами. Созданный тип храма становится стабильным для средневековой  архитектуры, и каждый  зодчий вносит лишь незначительную нюансировку целого или несущественные вариации, сосредотачивая все свое внимание на вопросах декоративной, особенно  орнаментальной обработки  фасадов.
Орнамент в грузинской архитектуре, как по выбору рисунка, так и по методу исполнения всегда является характерным для своего времени  и служит лучшим хронологическим указателем для датировки памятника, когда отсутствуют письменные документы. Орнаментальные группы не претендуют на подробное рассмотрение, на уяснение и восприятие узора в полной его ясности, а, наоборот, расчитаны на то, чтобы глаз зрителя получил лишь общее впечатление от потока линий, игры теней и т. д.
Пятый период  - XVI, XVII, XVIII вв.
Кафедрал Свети-Цховели находится в Мцхета, древней столице Грузии. Город лежит на скрещении больших торговых дорого с запада на восток по течению Куры от Черного моря к Каспийскому и на север по течению Арагвы и далее через Дарьяльские ворота в степи северного Кавказа. Основание Мцхета связано с образованием грузинского государства Иберии и относится к легендарным временам. Достоверны исторические сведения о Мцхета относятся к первым векам до н .э.
Свети-Цховели не принадлежит целиком к какому-нибудь определенному времени. Нынешний храм отстроен на месте более древнего храма зодчим Арсакидзе при каталикосе Мельхиседеке в начале XI в. Храм имеет все стилистические особенности этого века, хотя не раз подвернулся частичным разрушениям и восстановлениям, вносившим в его облик новые черты.
По плану в центре храма помещен купол; от  него идет высокий крест, своды которого покрыты двухскатными крышами. Восточный рукав заканчивается глубокой абсидой. Остальные рукава креста прямоугольные.
Западная трехнефная часть удлинена и носит базиликальный характер. По бокам алтаря помещение имеет два этажа. Верхний этаж в виде лоджий открыт в сторону храма и в сторону алтаря. Окна лоджий двойные с колонкой в середине. Лестница проходит  в толще стены южного предела. В западном рукаве ранее были четыре пары столбов, которым соответствовали устои у  внутренних стен. С устоя на устой вдоль наружных стен переброшены своды. Над западной частью устроены хоры, открывающиеся в сторону алтаря тройной аркадой.
В конце XIV в. во время нашествия Тамерлана, собор сильно пострадал. Особенно западная часть храма, где были подрублены устои. В первой четверти XV в. при царе Александре, в храме были произведены большие восстановительные работы при которых вся концепция западного рукава была изменена; вместо четырех пар столбов,  возникло две пары с соответствующем увеличением пролетов. Тогда же были перестроены хоры, сохранившиеся  только у западной стены. Сейчас хоры  открываются  в средней неф тройной аркадой, устроенной в западной стене. Основное впечатление внутреннего пространства -  грандиозность и высота. Сейчас впечатление интерьера сильно снижено, вместо сплошной фресковой росписи стен и сводов, о высоком качестве которой можно судить по небольшим уцелевшим кускам, а в настоящее время все густо забелено подсиненным мелом.
Массы фасадов связаны строгим прямоугольным периметром основания. Средний  продольный неф имеет в стенах мощные арки, высоко возвышающиеся над односкатными крышами боковых нефов. Торжественно решены торцы поперечного нефа. На всех фасадах следы многочисленных переделок и починок.
Лучше других сохранился восточный фасад. Обычная композиция из пяти арок, растущих к средней, полна спокойного величия. Среднее высокое поле имеет оригинальный орнаментальный узор.
Здесь для единственного окна в алтарь дана сплошная рама, состоящая из нескольких узорных полос, выполненных  с поликрошией камня. Над окном протянута горизонтальная тяга, богато украшенная. Наконец, в  самой арке применен особый декоративный мотив развернутых веером двенадцати лучей, оканчивающихся круглыми медальонами, в которых размещена строительная надпись Мельхиседека. Довольно неуклюжая обработка трех окон вверху фронтона    появилась в результате позднейших ремонтов.
В XIV в. Свети-Цховели был основательно разрушен Тамерланом и восстановлен только к середине следующего столетия царем Александром.
Из позднейших  значительных  реставраций надо  отметить починку купола с верхними поясами резьбы на  барабане, проведенную в середине XVIII в.
Существенным искажением всей композиции  явилось уничтожение наружных галерей по южному и северному фасадам, проведенной в 30-х годах прошлого века. Хорошо сохранилась и очень старая крепостного характера ограда собора с башнями и бойницами. К сожалению, древние ворота, времен постройки собора, сильно фрагментированы и застроены.

Алтарь       (лат. – высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Алтарем  называют также всю часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах  (с 14 – 15 вв.) – иконостасом.

Апсида, абсида (от греч. –свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

 Арка                 (от лат. –дуга, изгиб), криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами( столбами, колоннами, пилонами).

Аркада      (фр.), ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы. Чаще всего применяются при устройстве открытых галерей.

Аркатура      (нем.), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Базилика       (греч. – царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колон или столбов на несколько (т.ч. нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия; средний главный  неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом Б. – поперечный притвор (картекс), а в противоположном конце среднего, большего по ширине нефа – полукрытый выступ (апсида), крытый куполом.

Башня   сооружение, высота которой намного больше его горизонтальных размеров (диаметра стороны основания).

Джвари           храм в Грузии близ Мцхеты. Построен в 586/ 587 – 604 гг.

Карниз -          горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также декоративное значение. Карниз бывает верхний и промежуточный.

Кафедра         (греч. – сиденье, стул), в христианской церкви возвышение, с которой произносятся проповеди. Кафедры украшались резьбой, статуями, рельефами.

Крестово-купольный храм    тип христианского храма, сложившейся в зодчестве Византии.  В к.-к.  храме   купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда расходятся четыре сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане.

Купол        (ит.- свод), пространственное покрытие зданий и сооружений, перекрывающее круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения.
Лоджия        (итал. – беседка), помещение открытое с одной или нескольких сторон, где стену заменяет колонада, аркада, парапет и т.д. Л. может быть отдельным сооружением или частью здания (балкон, углубленный в стену, вход), пластически его обогащающий.

Неф, корабль (фр.), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченная с одной или обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паруса, пандативы, элементы купольной конструкции, обеспечивающие переход от кв. в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана.

Полихромия  (греч.- многочисленный), многоцветность ( не менее 2 цветов) произведения декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Полихромия достигается применением разноцветных материалов или путем окраски архитектурных, скульптурных форм и их частей.
Придел           в православном храме небольшая пристройка с южной или северной стороны фасада либо специально выделенная часть осн. здания, имеющая дополнительный алтарь для отдельных богослужений.
Свод               пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющих геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.
Тетраконх     (от греч. четыре и конха), раннехристианском и средневековом зодчестве  тип центрического храма с 4-х-лепестковым планом; к кв. внутреннему подпольному помещению примыкают 4 полуциркульные в плане апсиды. Был особенно распространен на территории Армении и Грузии.

Тромпы          (фр.- труба), треугольная, нишеобразная сводчатая конструкция в форме части конуса, половины или четверти сферического купола. Тромпы служат  для перехода от нижней кв. в плане части здания к верхней, круглой и многоугольной в плане (к куполу или его барабану)
Тяга                горизонтальный или вертикальный профилированный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.
Фреска           (ит.- свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке.
Фронтон        (фр. – лоб, передняя сторона), завершение (обычно треугольное, реже лучковое) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное  2-мя   скатами по бокам и карнизом у основания. Пом. Фронтон (тишпан) часто украшается скульптурой. Декоративный фронтон украшают двери, окна зданий.
Хор                 (гр.), в раннехристианских церквах место перед алтарем, предназначенное для певчих и отделенное   оградой от остальной части церкви; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания.

1. Северов Н. П. Памятники грузинского зодчества / Под ред. К. С. Алабяна. – М.: Изд-во акад. Архитектуры СССР, 1947.

2. Чубинашвили Г. Н. Из истории средневекового искусства Грузии: Архитектура, декоративно-прикладное искусство. Мастера западноевропейского искусства. – М.: Советский художник, 1990.

3. Закарая П. П. Памятники Восточной Грузии. – М.: Искусство, 1983.

4. Популярная художественная энциклопедия / под ред. В. М. Полевой. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

(93.7 KiB, 31 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!